Виды страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию 1 страница
1. Каждому виду социального страхового риска соответствует определенный вид страхового обеспечения. 2. Страховым обеспечением по отдельным видам обязательного социального страхования являются:1) оплата медицинскому учреждению расходов, связанных с предоставлением застрахованному лицу необходимой медицинской помощи; 2) пенсия по старости; 3) пенсия по инвалидности; 4) пенсия по случаю потери кормильца; 5) пособие по временной нетрудоспособности; 6) пособие в связи с трудовым увечьем и профессиональным заболеванием; 7) пособие по беременности и родам; 8) ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет; 9) пособие по безработице; 10) единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности; 11) единовременное пособие при рождении ребенка;12) пособие на санаторно-курортное лечение; 13) социальное пособие на погребение; 14) оплата путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей.
Законодательные основы соц. страхования: Бюджетный кодекс РФ.ФЗ: «Об основах обязательного социального страхования»
-Указ Президента РФ «Об управлении государственным социальным страхованием в Российской Федерации»-ФЗ: "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации",-ФЗ «О страховых пенсиях в Российской Федерации",-ФЗ "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию".-Постановление Правительства «О Фонде социального страхования Российской Федерации»
26. Общая характеристика Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ (ред. от 1.12.2014)"Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации"(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2015) Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона. отношения, возникающие в связи с осуществлением обязательного медицинского страхования, в том числе определяет правовое положение субъектов обязательного медицинского страхования и участников обязательного медицинского страхования, основания возникновения их прав и обязанностей, гарантии их реализации, отношения и ответственность, связанные с уплатой страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения.
Статья 2. Правовые основы обязательного медицинского страхования
1. Законодательство об обязательном медицинском страховании основывается на КРФ и состоит из ФЗ от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", ФЗ от 16 июля 1999 года N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", настоящего ФЗ, других федеральных законов, законов субъектов РФ. Отношения, связанные с обязательным медицинским страхованием, регулируются также иными нормативными правовыми актами РФ, иными нормативными правовыми актами субъектов РФ. 2. В случае, если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим ФЗ, применяются правила международного договора РФ. 3. В целях единообразного применения настоящего ФЗ при необходимости могут издаваться соответствующие разъяснения в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Статья 4. Основные принципы осуществления обязательного медицинского страхования. Основными принципами осуществления обязательного медицинского страхования являются: 1) обеспечение за счет средств обязательного медицинского страхования гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи при наступлении страхового случая в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования и базовой программы обязательного медицинского страхования; 2) устойчивость финансовой системы обязательного медицинского страхования, обеспечиваемая на основе эквивалентности страхового обеспечения средствам обязательного медицинского страхования; 3) обязательность уплаты страхователями страховых взносов на обязательное медицинское страхование в размерах, установленных федеральными законами;
4) государственная гарантия соблюдения прав застрахованных лиц на исполнение обязательств по обязательному медицинскому страхованию в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования независимо от финансового положения страховщика; 5) создание условий для обеспечения доступности и качества медицинской помощи, оказываемой в рамках программ обязательного медицинского страхования; 6) паритетность представительства субъектов обязательного медицинского страхования и участников обязательного медицинского страхования в органах управления обязательного медицинского страхования.
Глава 1. Общие положения. Глава 2. Полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в сфере ОМС
Глава 3. Субъекты обязательного медицинского страхования и участники обязательного медицинского страхования. Глава 4. Права и обязанности застрахованных лиц, страхователей, страховых медицинских организаций и медицинских организаций. Глава 5. Финансовое обеспечение обязательного медицинского страхования. Глава 6. Правовое положение Федерального фонда и территориального фонда. Глава 7. Программы обязательного медицинского страхования. Глава 8. Система договоров в сфере обязательного медицинского страхования. Глава 9. Контроль объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию. Глава 10. Организация персонифицированного учета в сфере обязательного медицинского страхования. Глава 11. Заключительные положения
31. Содержание правоотношений по социальному обеспечению
Нормы права социального обеспечения являются определяющим государственным регулятором важнейшей части экономических распределительных отношений по материальному обеспечению нетрудоспособных, социальной помощи семьям с детьми и иным нуждающимся гражданам, медицинскому и иному социальному обслуживанию граждан. Возникающие соответствующие правоотношения по социальному обеспечению направлены на материальное и культурно-бытовое обеспечение нетрудоспособных, безработных и их семей, вынужденных переселенцев, беженцев, на медицинское и санаторно-курортное обслуживание всех граждан России.
Все правоотношения по социальному обеспечению имеют распределительный сознательно-волевой характер, поскольку в них граждане вступают, как правило, по своей воле. Не может быть реализовано право гражданина на тот или иной вид социального обеспечения без его реализации в соответствующем правоотношении. Даже всеобщее право граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь, закрепленное в ст. 41 КРФ и являющееся одним из важнейших компонентов социального обеспечения, реализуется в правоотношениях граждан с медицинскими органами.
Реализация каждого вида права граждан на социальное обеспечение осуществляется путем свободного волеизъявления на это гражданина, обращающегося в соответствующий орган, с которым у него и возникает правоотношение об этом. Правомочие на реализацию соответствующего права по конкретному виду социального обеспечения в правоотношении, как правило, длится не постоянно (исключение — по пенсии по старости и пенсии по инвалидности, когда инвалидность установлена пожизненно), а в течение определенного законом срока. Так, инвалид II группы, не прошедший очередной по закону медицинский осмотр в медико-социальной комиссии, теряет правомочие на пенсию по инвалидности, а его пенсионное правоотношение может прекратиться.
Субъективные же права и обязанности субъектов правоотношений по социальному обеспечению, как ранее указывалось, составляют содержание правоотношения, с этим правоотношением они возникают и с ним же прекращаются.
Таким образом, содержание правоотношения по каждому виду социального обеспечения определяется нормами права социального обеспечения, а в процессуальных правоотношениях по спорам еще и нормами административно- процессуального или гражданско-процессуального права.
Юридическая связь субъектов во всех основных и процедурных правоотношениях по социальному обеспечению определяется только нормами права социального обеспечения. Оно же наделяет этих субъектов и соответствующими субъективными правами и обязанностями. Гражданин имеет право требовать назначения и выплаты полагающихся ему пенсии, пособия, компенсации или предоставления услуг, а другой субъект — орган социального обеспечения — обязан назначить и предоставить этот вид обеспечения. Поэтому в содержании правоотношения по социальному обеспечению права главным образом возникают у гражданина (семьи), а обязанности по их реализации — у органа социального обеспечения, хотя оба субъекта имеют и права, и обязанности в этой юридической связи.
Содержанием основного материального правоотношения являются субъективное право гражданина ( семьи) требовать предоставления ему назначенных в определенном размере (объеме) пенсии, пособия, компенсации услуги и обязанность второго субъекта — соответствующего органа — пре доставить данный вид обеспечения в установленном размере (объеме).
Содержанием процедурного правоотношения являются субъективное право гражданина ( семьи) на процедуру проверки юридических фактов и установления его права на соответствующий вид социального обеспечения и вынесения решения о его назначении и обязанность второго субъекта — соответствующего органа — провести эту процедуру и назначить пенсию или другой вид обеспечения, являющийся объектом данного правоотношения.
Содержанием процессуального правоотношения являются процессуальные действия субъектов по рассмотрению спора о социальном обеспечении и вынесению решения о восстановлении нарушенного права гражданина на социальное обеспечение или отказе в этом, если нет правонарушения.
7. Субъекты правоотношений по социальному обеспечению является его участник, обладающий субъективными правами и обязанностями согласно законодательству о социальном обеспечении. Гражданин должен иметь такую предпосылку для этого, как обладание правосубъектностью, состоящей из правоспособности ( признаваемая законом способность иметь права и обязанности по ПСО), дееспособности ( признаваемая законом способность осуществлять указанные права и обязанности) и деликтоспособности (способность нести ответственность за правонарушения в области СО). Ребенок или инвалид по психическому заболеванию правоспособны иметь права на социальные услуги, пособия, пенсию, но они не дееделиктоспособны, поэтому за них в правоотношениях по социальному обеспечению вступают их законные представители, а при их отсутствии — соответствующий государственный или муниципальный орган.
Каждый гражданин имеет право на социальное обеспечение, но его правомочие на определенный вид обеспечения возникает лишь с наступлением основного юридического факта по данному виду обеспечения ( инвалидность, временная нетрудоспособность и т. д.). Поэтому правосубъектность гражданина в социальном обеспечении на протяжении его жизни различная, а не раз и навсегда установленная. Общей правосубъектностью обладают все граждане от рождения до их смерти по медицинскому обслуживанию и лечению. По остальным видам социального обеспечения правосубъектность гражданина возникает одновременно с возникновением его права на данный вид обеспечения, так как то и другое зависят от появления единого юридического факта для этого ( инвалидность, смерть кормильца и т. д.). Гражданин может иметь одновременно несколько видов основных правоотношений по социальному обеспечению, например, быть субъектом пенсионного правоотношения по пенсии по инвалидности, субъектом правоотношения по пособию по временной нетрудоспособности и субъектом правоотношения по санаторно-курортному лечению. Но это не значит, что он имеет общую правосубъектность на все имеющиеся виды социального обеспечения. Она возникает по каждому виду обеспечения лишь с возникновением одновременно его права на этот вид обеспечения и оканчивается вместе с окончанием этого права. Абсолютное большинство граждан — субъектов правоотношений по социальному обеспечению — это нетрудоспособные, инвалиды, престарелые, дети, а теперь еще и безработные, беженцы, вынужденные переселенцы.
Иностранцы и лица без гражданства, находящиеся на территории России, по социальному обеспечению имеют те же права, что и граждане РФ, на основании или закона, или соответствующего международного договора. Так, иностранец, работающий на российском производстве, имеет право наряду с другими работниками на пособия, на пенсию и услуги при наступлении у него права на эти виды обеспечения и может быть субъектом соответствующих правоотношений по их получению.
Субъекты права социального обеспечения — это участники ( субъекты) правоотношений по социальному обеспечению, имеющие социально-обеспечительную правосубъектность на данный вид обеспечения.
Поскольку все эти правоотношения являются двусторонними, то каждое из них имеет субъектом с одной стороны — гражданина, а по некоторым видам — семью. Так, в правоотношении по пенсии в случае потери кормильца, по пособиям на детей до 16- летнего возраста субъектом выступает семья. В правоотношении по пособию на погребение субъектом, правомочным его получить, выступает родственник умершего или организация, взявшие на себя расходы на погребение. Вторым субъектом каждого социально-обеспечительного правоотношения является орган, обязанный назначить и предоставить данный вид обеспечения. Правосубъектность этого органа определяется и ограничивается теми целями и задачами, ради которых он создан.
Так, у комиссии по назначению пенсий правосубъектность ограничивается процедурным правоотношением: установлением юридических фактов, составов их для права на пенсию и назначением ее. Выплата же назначенной пенсии производится по основному пенсионному правоотношению органом социальной защиты населения. В правоотношениях по пенсиям военнослужащим по Закону Российской Федерации 1993 г. в процедурных, и в пенсионных правоотношениях 2й субъект один и тот же — пенсионный отдел Министерства обороны (МВД и ФСБ соответственно).
Для различных видов социального обеспечения органами, их осуществляющими, могут быть: государственные, муниципальные ( или иные) органы социальной защиты населения; органы службы занятости ( по пособиям по безработице); органы здравоохранения ( по медицинской помощи, лечению); органы образования, в ведении которых находятся детские учреждения; органы министерств и ведомств ( обороны, внутренних дел, ФСБ); исполнительные органы муниципальной власти ( по социальным услугам главным образом); органы профсоюзов ( по путевкам для санаторно-курортного лечения, диетического питания) и работодатели — конкретные предприятия, организации (по оказанию работникам, их семьям дополнительной помощи, обеспечения в соответствии главным образом с коллективным договором). В процедурных правоотношениях по установлению определенных юридических фактов вторым субъектом являются медико-социальная экспертная комиссия (МСЭК), устанавливающая факт инвалидности, ее причины и время наступления, а также суд, устанавливающий факты безвестного отсутствия и смерти безвестно отсутствующего.
Момент возникновения у 2го субъекта (органа) его правосубъектности в сфере социального обеспечения определяется нормативным актом о его создании и компетенции (уставом, положением), охватывающим его права и обязанности по СО.
Все 2е субъекты правоотношений по социальному обеспечению являются органами правоприменительными, в то время как в процессуальных правоотношениях по рассмотрению споров о социальном обеспечении они являются юрисдикционными правоохранительными, правовосстановительными органами.
10. Понятие права социального обеспечения как отрасли и научной дисциплины.
Требует четкого представления о предмете и методе, как отрасли, так и науки. Под отраслью понимается совокупность правовых норм, регулирующих специфическим методом комплекс общественных отношений, возникающих: а) в связи с денежной формой обеспечения граждан (пенсиями, пособиями, страховыми и компенсационными выплатами, субсидиями); б) в связи с предоставлением гражданам различного рода социальных услуг (отношения по поводу медицинской помощи, лечения, социального обслуживания престарелых, нетрудоспособных, семей с детьми, безработных); в) по поводу установления юридических фактов, реализацией и защитой права на тот или иной вид социального обеспечения (отношения процедурного и процессуального характера).
Критерии или признаки понятия социального обеспечения:
1) источники финансирования. Ученые считают, что социальное обеспечение должно предоставляться за счет специальных фондов, образуемых государством. В настоящее время финансирование происходит за счет специальных государственных внебюджетных фондов: пенсионного фонда, фонда социального страхования, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, а также средств государственного бюджета, республиканского и территориальных фондов социальной поддержки населения;
2) круг лиц, подлежащих обеспечению: нетрудоспособные (по старости, инвалидности, выслуге лет), лица потерявшие кормильца, ветераны, беременные женщины, дети, семья имеющие детей, безработные, лица имеющие статус беженцев и вынужденных переселенцев, ветераны войны и труда, лица пострадавшие от воздействия радиации, лица награжденные орденами боевой и трудовой славы, Герои Советского Союза и России, жители блокадного Ленинграда, лица награжденные медалью "За оборону Ленинграда", бывшие узники концлагерей гетто, лица подвергшиеся репрессиям и впоследствии реабилитированные и т.д.
3) условия предоставления обеспечения. Сюда относят события по достижению определенного возраста, инвалидность, смерть, рождение гражданина и т.д. трудной жизненной ситуации, в которой он оказался по не зависящим от него причинам, когда помощь общества является ему крайне необходимой. 4) цель предоставления обеспечения.
Под социальным обеспечением в настоящее время следует понимать форму выражения социальной политики государства, направленной на материальное обеспечение определенных категорий граждан из средств государственного бюджета и специальных внебюджетных государственных фондов в случае наступления событий, признаваемых государством на данном этапе своего развития социально значимыми, с целью выравнивания социального положения этих граждан по сравнению с остальными членами общества.
Исходя из этого определения, к системе социального обеспечения современной России следует относить все виды пенсий, пособий, компенсационных выплат, социальное обслуживание, медицинскую помощь и лечение, а также различные льготы для отдельных категорий граждан. В понятие социального обеспечения не включается право на бесплатное образование и обеспечение жильем.
Право социального обеспечения — это самостоятельная и важная отрасль права. Она представляет собой совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе распределения денежных средств (материальных благ) специальных внебюджетных фондов, создаваемых на страховой основе, и государственного бюджета в целях социальной поддержки лиц, достигших установленного возраста, нетрудоспособных, потерявших кормильца, безработных, семей с детьми, лиц с доходами ниже прожиточного минимума и других лиц. В связи с этим установлены денежные выплаты трудовых и социальных пенсий, страховых пособий и различных компенсаций.
Вместе с тем нормы данной отрасли права регулируют и отношения по оказанию бесплатной медицинской помощи всем нуждающимся гражданам для охраны их здоровья и нормального воспроизводства рабочей силы в целом по программам обязательного медицинского страхования, а также по бесплатному социальному обслуживанию престарелых, инвалидов и некоторые другие отношения.
В соответствии с названным критерием выделены следующие роды социального обеспечения: - социальное страхование
- государственное пенсионное обеспечение - социальная поддержка - социальная помощь - социальное обслуживание.
Каждый из выделенных родов делится на виды, обладающие специальным правовым статусом – пенсии, пособия, субсидии, единовременные денежные выплаты, компенсационные выплаты, социальные услуги и так далее.
Право социального обеспечения как научная дисциплина – это система научных знаний, правовых взглядов, идей об определенном комплексе общественных явлений. В предмет науки входит отрасль права как система правовых норм. Наука также изучает и общественные отношения, регулируемые данной отраслью, историю возникновения и развития отрасли, метод правового регулирования отношений по социальному обеспечению, а также опыт зарубежных стран в регулировании отношений по социальному обеспечению, международно-правовое регулирование социального обеспечения.
Право социального обеспечения как научная дисциплина в отличие от отрасли не имеет собственного метода научного познания. Она пользуется общим методом познания – диалектическим, а также использует методы научного познания, общие для правовых дисциплин: метод сравнительного правоведения, логический, исторический. Учитывая, что данная дисциплина изучает социальные явления, то она использует методы мониторинга, математического анализа и др.
Система научной дисциплины права социального обеспечения в основном совпадает с системой отрасли и состоит из общей и особенной частей. Однако общая часть научной дисциплины значительно шире общей части отрасли, так как содержит знания о понятии данной отрасли, ее предмете, методе, системе, принципах правового регулирования, источниках, правоотношениях по социальному обеспечению, истории развития отрасли. Особенная часть науки в основном совпадает с особенной частью отрасли, так как содержит знания о конкретных правовых институтах отрасли. В то же время особенная часть научной дисциплины включает в себя также знания о международно-правовом регулировании социального обеспечения и знания об опыте зарубежных стран в правовом регулировании отношений по социальному обеспечению.
11. Предмет права социального обеспечения.
Понятие предмета ПСО неразрывно связано с сущностью самого понятия социального обеспечения, его емким содержанием. Предмет ПСО составляют на сегодняшний день несколько групп общественных отношений: 1) отношения по социальному обеспечению граждан в денежной форме ( пенсии, пособия, компенсационные выплаты); 2) отношения по предоставлению различных социальных услуг ( социальное обслуживание престарелых, инвалидов, детей, семей с детьми, беженцев и вынужденных переселенцев, медицинское обслуживание, льготы для отдельных категорий граждан, лекарственное обеспечение, санаторно - курортное лечение); 3) процедурныеи процессуальные отношения, связанные с установлением юридических фактов, а также реализацией и защитой права на тот или иной вид социального обеспечения. Указанные отношения, как правило, предшествуют отношениям, входящим в первые две группы (процедурные), сопутствуют им ( процедурные и процессуальные) либо вытекают из них (процессуальные).
В систему пенсионных отношений в настоящее время включаются следующие виды пенсий: по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, пенсии отдельным категориям граждан, социальные пенсии.
В системе отношений по обеспечению пособиями выделяют пособия: по временной нетрудоспособности, по беременности и родам; женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности; по случаю рождения ребенка; по уходу за ребенком до полутора лет; на детей до 16 лет; по безработице; на погребение; женам военнослужащих и т.д.
Система отношений по обеспечению компенсационными выплатами включает: компенсации лицам, осуществляющим уход за малолетним ребенком до достижения им возраста 3 лет; лицам, осуществляющим уход за лицом, достигшим 80 - летнего возраста, инвалидом I группы, престарелым, нуждающимся по заключению врача в постоянном постороннем уходе; неработающим женам (мужьям) военнослужащих, проживающим вместе с супругом (супругой) в местностях, где они не могут трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства; на питание детей, обучающихся в государственных, муниципальных общеобразовательных учреждениях, а также в учреждениях среднего профессионального образования; студентам и аспирантам, находящимся в академических отпусках по медицинским показаниям; беженцам и вынужденным переселенцам; лицам, находящимся в вынужденных отпусках без сохранения заработной платы; на детей, находящихся под опекой и попечительством в приемной семье.
В систему отношений, связанных с предоставлением гражданам различных социальных услуг, входят: отношения по социальному обслуживанию престарелых и инвалидов (стационарное и полустационарное, срочное социальное обслуживание, обслуживание на дому, социально-консультативная помощь, реабилитационные услуги для инвалидов), отношения по социальному обслуживанию семей, имеющих детей, включают содержание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в специальных детских учреждениях ( детских домах, домах-интернатах и т. д.), обслуживание детей инвалидов в домах-интернатах для детей-инвалидов, содержание детей в детских дошкольных учреждениях и т.д.
К отношениям по представлению социальных услуг следует отнести и систему льгот, предусмотренных для различных категорий граждан (Герои России, Советского Союза, полные кавалеры ордена Славы, жертвы политических репрессий, Герои Социалистического Труда, многодетные семьи и т.д.).
Самостоятельной подгруппой отношений по социальному обеспечению являются медицинская помощь и лечение, включающие профилактическую, лечебно - диагностическую, реабилитационную, протезно - ортопедическую и зубопротезную помощь, а также меры социального характера по уходу за больными.
Отношения по санаторно-курортному обслуживанию и лечению являются подгруппой отношений по медицинской помощи. Они предполагают обеспечение граждан путевками для санаторно-курортного лечения бесплатно либо на льготных основаниях (со скидкой).
Наконец, в систему отношений по медицинской помощи включается лекарственная помощь, предоставляемая бесплатно либо со скидкой для отдельных категорий граждан.
Процедурные отношения включают две самостоятельные подгруппы:
1) отношения по установлению юридических фактов, наличие которых необходимо для возникновения материальных отношений (в денежной форме либо по предоставлению услуг). К таковым относятся: факт инвалидности, факт признания гражданина безвестно отсутствующим, факт участия в ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС и т.д.;
2) отношения, связанные с представлением гражданина к какому-либо виду социального обеспечения либо с принятием компетентным органом решения о применении правовой нормы ( предоставлении протезно-ортопедических изделий, назначении пенсии, пособия и т. д.).
Процессуальные отношения возникают в связи с защитой гражданином своего права на тот или иной вид социального обеспечения (например, в случае отказа в назначении каких-либо пенсии, пособия, социальной услуги) путем обращения в вышестоящий орган социальной защиты или в суд.
Предмет науки ПСО (как и любой правовой науки) шире предмета отрасли; изучает развитие права социального обеспечения в зарубежных странах и т.д. Наука охватывает знания не только о содержании правовых норм данной отрасли, но и дает понятие самой отрасли, ее предмета, метода правового регулирования, системы; раскрывает все основные элементы правоотношений (основания их возникновения, изменения, прекращения, содержание, круг субъектов); содержит знания об истории развития отрасли и международном правовом регулировании общественных отношений по социальному обеспечению, а также о законодательстве других стран.
12. Метод права социального обеспечения.
Вопрос о методе правового регулирования данной отрасли — один из сложных в силу неоднозначности взглядов ученых на эту проблему. Необходимо изложить общие положения основных концепций, имея в виду, что под методом правового регулирования общественных отношений той или иной отрасли права понимается совокупность приемов и способов, используемых законодателем в целях наиболее оптимального их регулирования.
1) публичных отраслей, поскольку отношения по социальному обеспечению носят распределительный характер, в связи с чем законодатель использует, главным образом, императивный способ их правового регулирования.
2) Россия — федеративное государство и регулирование отношений в сфере социального обеспечения отнесено Конституцией РФ к совместной компетенции федерации и ее субъектов. Сочетание централизованного с региональным и муниципальным способами установления прав и обязанностей субъектов и локальное нормативное регулирование.
3) особое правовое положение сторон правоотношений, которое характеризуется их автономностью; специфика юридических фактов, влекущих возникновение, изменение и прекращение правоотношений по социальному обеспечению; абсолютный характер прав граждан как субъектов правоотношения; специфика санкций, обеспечивающих исполнение обязанностей субъектов, и способа защиты нарушенного права.
Для общего метода правового регулирования характерно использование системы именно трех способов правового регулирования: предписания (позитивного обязывания), запрета и дозволения (разрешения).
Вывод - методы: 1) императивный.2) диспозитивный. Есть методы:1) сочетание централизованного и локального (ст. 77 КРФ).
2) особый способ определения содержания правоотношений. 3) установление минимум прав и гарантий (по закону).4) особое правовое положение субъектов. 5) нет равенства и подчинения. 6) имущественные права граждан. 7) специфика санкций и способов защиты нарушенных прав (пени и неустойка не предусматривается). Способ защиты: административный, судебный. 8) специфика юридических фактов с которыми связано возникновение, изменения и прекращения отношений. Фактом будет событие.