Спортивно-педагогические термины
Министерство образования Московской области
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Ногинский филиал МГОУ
Справочник физкультурно-спортивной терминологии.
Ногинск 2013
Оглавление
Введение…………………………………………………………………..3
Часть 1. Спортивно-педагогические термины………………………….4
Часть 2. Спортивная терминология...........................................................11
Часть 3. Спортивная физиология. .............................................................25
Часть 4. Медико-биологическая терминология .......................................38
Часть 5. Наиболее употребляемые сокращения .......................................61
Библиография ..............................................................................................67
ВВЕДЕНИЕ
Сфера спорта и физической культуры охватывает широкий спектр смежных научных дисциплин от психологии до анатомии и физиологии, что затрудняет их грамотное понимание.
В пособии представлены основные понятия и термины, сокращения и аббревиатуры, употребляемые в сфере физической культуры и спорта которые помогут, избежать ошибок при оформлении результатов экспериментальных исследований, учебно-методических пособий и учебников.
Термины даны в алфавитном порядке, как правило, в единственном числе и распределены по разделам: спортивно-педагогические термины, спортивная терминология, спортивная физиология, медико-биологическая терминология и наиболее употребляемые сокращения. Некоторые из терминов могут быть отнесены к нескольким разделам, но воизбежание путаницы, они фигурируют только в каком - либо одном разделе.
Данное учебное пособие не претендует на авторское (в нем собраны материалы различных печатных и интернет источников) и не является исчерпывающим. в нём рассматриваются, на наш взгляд, только основные термины, используемые в сфере физической культуры и спорта.
Пособие составлено в помощь студентам специализированных физкультурно-спортивных учебных заведений и специалистов в области физической культуры и спорта.
Пособие подготовлено и составлено преподавателем отделения физической культуры НФ МГОУ Дудкиным М.А.
Компьтерная верстка – Авинников Д. студент 4 курса
Часть I
Спортивно-педагогические термины
АВТОМАТИЗМ – способность органов, отдельных клеток или тканей к
ритмической деятельности без внешних воздействий.
АДАПТАЦИЯ – процесс приспособления организма к изменившимся
условиям окружающей среды, жизни, рода деятельности.
АККЛИМАТИЗАЦИЯ – процесс приспособления организма к новым
непривычным климато - географическим условиям.
АНТРОПОМЕТРИЧЕСКИЙ ПРОФИЛЬ – графическое изображение
результатов оценки показателей физического развития по стандартам.
АНТРОПОМЕТРИЧЕСКИЕ СТАНДАРТЫ – средние величины
признаков физического развития, полученные путем статистической обработки
большого количества измерений лиц одного пола, возраста, рода деятельности
АНТРОПОМЕТРИЯ– совокупность методов и приемов измерения человеческого тела
ВЫНОСЛИВОСТЬ – способность противостоять утомлению; включает мышечную и кардио-респираторную выносливость.
ВРАЧЕБНЫЙ КОНТРОЛЬ– комплексное медицинское обследование, направленное на укрепление здоровья, повышение функциональных возможностей, достижение высоких спортивных результатов.
ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ– один из важнейших компонентов здорового режима жизни человека, в основе которого разумное, соответствующее полу, возрасту, состоянию здоровья, систематическое использование средств Ф. К и спорта.
ДВИГАТЕЛЬНЫЙ НАВЫК– подсознательный уровень владения техникой действия, при котором управление двигательными актами осуществляется практически автоматически. Характерна высокая надежность выполнения движения.
ДВИГАТЕЛЬНОЕ УМЕНИЕ – сознательное состояние владения техникой двигательного акта (в коре головного мозга– проект комплексного движения, конкретного действия), переходящее в навык при использовании тренировочных средств и методов.
ДИАГНОСТИКА СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ – краткое заключение о состоянии здоровья занимающегося по результатам врачебного контроля после диспансеризации.
ДОСТИЖЕНИЕ ПОЛОВОГО РАЗВИТИЯ– процесс приобретения телом формы и функций взрослого человека. Как правило, определяется рассматриваемой системой или функцией.
ЖЕСТЫ И УКАЗАНИЯ– визуальные или словесные средства, основанные на телодвижениях и использовании минимального количества слов, предназначенные для подготовки занимающихся к последующим движениям.
ЖИЗНЕННО НЕОБХОДИМЫЕ УМЕНИЯ – естественные формы проявления двигательной активности в ходьбе, передвижении на лыжах, плавании, метании предметов и т.д., обеспечивающие целенаправленную активную - деятельность человека в природной среде.
ЗДОРОВЬЕ – нормальное психосоматическое состояние человека, отражающее его полное физическое, психическое и социальное благополучие и обеспечивающее полноценное выполнение трудовых, социальных и биологических функций.
ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ – типичная совокупность форм и способов повседневной культурной жизнедеятельности личности, основанная на культурных нормах, ценностях, смыслах деятельности и укрепляющая адаптивные возможности организма.
ЗДОРОВЬЕ ПСИХИЧЕСКОЕ – состояние душевного благополучия, характерное отсутствием болезненных психических проявлений и обеспечивающее адекватную окружающим условиям регуляцию поведения и деятельности личности.
ЗДОРОВЫЙ СТИЛЬ ЖИЗНИ – определенный тип поведения личности или группы людей, фиксирующий устойчиво воспроизводимые черты, манеры, привычки, склонности культурной жизнедеятельности в конкретных социальных условиях.
ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ– психическая и физическая активность, управляемая сознанием, направленная на достижение победы в условиях специфического противоборства при соблюдении установленных правил.
ИЗБЫТОЧНАЯ МАССА ТЕЛА – масса тела, превышающая нормальную или стандартную для данного индивида, в зависимости от пола, роста и телосложения.
ИНСТРУКТИРОВАНИЕ– точное, ёмкое словесное объяснение задания, техник и изучаемых действий или тренировочных упражнений, правил их выполнения и т. д. Это один из основных методов, применяемых на различных этапах физического воспитания.
КОНСТИТУЦИЯ– совокупность функциональных и морфологических особенностей организма, сложившихся на основе наследственных и приобретенных свойств организма.
КРИТЕРИЙ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ– сравнительная оценка Физического развития индивида с помощью средних величин, зафиксированных у близких по возрасту, полу, социальному составу людей.
МЕТОДИЧЕСКИЙ ПРИЁМ – способ реализации итого или иного метода в конкретной педагогической ситуации.
МЕТОДИКА – совокупность упражнений, приемов и методов, направленных на обучение двигательным и др. умениями ,навыкам, а также на их дальнейшее совершенствование.
МЕТОДИКА ТРЕНИРОВКИ – система методов, методических приемов, упражнений, направленных на достижение наибольшего эффекта в процессе спортивного совершенствования.
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ – принципы, которые выражают методические закономерности педагогического процесса, и в силу этого обязательны для осуществленияобразовательных и воспитательных задач: принципы сознательности иактивности, доступности и индивидуализации, систематичности и постепенногоповышения требований.
ОПЕРАТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ – предусматривает достижение заданных характеристик двигательных действий, реакций функциональных систем организма при выполнении отдельных тренировочных заданий в соревновательных стартах, поединках, схватках и т.п.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ – системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО).
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ – процесс получения информации о физическом состоянии занимающихся физкультурой и спортом с целью повышения эффективности учебно - тренировочного процесса.
ПЕРЕУТОМЛЕНИЕ – накопление (кумуляция) утомления в результате неправильного режима труда и отдыха, не обеспечивающего необходимого восстановления сил и проявляющееся в снижении работоспособности и продуктивности труда, появлении раздражительности, головных болях, расстройстве сна и др. Различают– начинающееся, легкое, выраженное и тяжелое переутомление.
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ – существенный элемент управления многолетним процессомсовешенствования спортсмена. По- своему содержанию перспективный планделится на планы многолетней подготовки, планы отдельных этапов и тренировочныхмакроциклов, охватывающих периоды от нескольких месяцев до нескольких лет.
ПРИКЛАДНЫЕ ВИДЫ СПОРТА– виды (или их элементы), которые развивают, формируют профессионально-прикладные знания, психофизические и специальные качества, умения и навыки.
ПРИКЛАДНЫЕ УМЕНИЯ И НАВЫКИ - необходимы в конкретной профессиональной деятельности, могут быть сформированы в процессе занятий определенными видами спорта
ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА – система физических упражнений, физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий, направленных на повышение и сохранение устойчивой профессиональной дееспособности. Форма и содержание этих мероприятий определяются особенностями быта человека.
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ УТОМЛЕНИЕ– объективное снижение работоспособности, характер которого во многом зависит от формы профессиональной деятельности. Оно зачастую связано с особенностями физических, психических и нервно-эмоциональных профессиональных нагрузок и условий труда.
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ЗАБОЛЕВАНИЕ – возникает в результате влияния условий, характера и режима трудовой деятельности.
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ТРАВМАТИЗМ– производственные повреждения, травмы, которые статистически достоверно фиксируются у представителей определенной профессии в независимости от причин.
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ - осуществляется одной из основных подсистем культурыв виде профессионально-прикладной физической подготовки, задачи которой –формировать специально-прикладные знания, качества, умения, навыки,способствующие достижению объективной готовности человека к эффективнойпрофессиональной деятельности.
ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТРУДА –сопряженная характеристика изменений психических и физиологическихфункций организма, под влиянием определенной трудовой деятельности.Используется для разработки профессиограммы, оптимизации режима и условийорганизации труда.
ПСИХОФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА – целенаправленный процесс, специальная система занятий, фундамент которой – взаимосвязь и взаимозависимость между психическим состоянием человека и его физическим здоровьем
ПСИХОФИЗИЧЕСКАЯ ТРЕНИРОВКА – учебно-тренировочный процесс, в основе которого– методика использования сочетания определенной физической нагрузки и приемов регуляции.
РАБОТОСПОСОБНОСТЬ – потенциальная возможность человека выполнить целесообразную, мотивированную деятельность на заданном уровне эффективности в течение определенного времени. Зависит от внешних условий деятельности и психофизиологических резервов человека. Может рассматриваться как максимальная, оптимальная, сниженная.
РЕЙТИНГ ИСПЫТЫВАЕМОГО УСИЛИЯ – субъективная оценка человеком интенсивности выполняемой работы.
САМОВОСПИТАНИЕ – организованная активная, целеустремленная деятельность человека по систематическому формированию и развитию у себя положительных и устранению отрицательных качеств в соответствии и осознанной потребности отвечать социальным требованиям к уровню здоровья, физического развития и двигательной подготовленности, а также личной стратегии физического совершенствования.
САМОНАБЛЮДЕНИЕ – уникальный метод самопознания, помогает наблюдать на основе выделенных критериев за качествами и свойствами личности.
САМООЦЕНКА – оценка личностью самой себя, своих возможностей и места среди других людей, являющаяся важным регулятором е ё поведения.
САМОРЕГУЛЯЦИЯ – целесообразное функционирование активности личности в единстве ее энергетических, динамических и содержательно-смысловых составляющих.
САМОУПРАВЛЕНИЕ – совмещение функций объекта и субъекта управления познавательной деятельностью. Человек, выступая в качестве объекта и субъекта управления принимает решение, дает себе команду, выполняет её, контролирует свои действия.
СОЗНАТЕЛЬНОСТЬ– способность человека правильно разбираться в объективных закономерностях, понимать их и в соответствии с ними осуществлять свою деятельность.
СОЦИАЛЬНО-БИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ– сопряженное понятие о принципах взаимодействиязакономерностей социальных (общественных) и биологических (связанных сфункциональными особенностями организма), в процессе овладения ценностямифизической культуры.
СОЦИАЛЬНО-ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ – понятие о комплексном воздействии живой и неживой природы на организм человека в конкретных условиях окружающей среды обитания, производственной деятельности и общественных отношений.
СПОРТ– составная часть физической культуры, средство и метод физического воспитания, основанный на использовании соревновательной деятельности и подготовки к ней, в процессе которой сравниваются и оцениваются потенциальные возможности человека. Различают: массовый спорт, спорт высших достижений и профессиональный спорт.
СТРЕСС– состояние психической напряженности, возникающее у человека под влиянием сильных раздражителей (стрессоров) и проявляющееся в совокупности защитных реакций.
СТРУКТУРА ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СПОРТСМЕНА– отдельные стороны готовности, определяющие уровень спортивных достижений, а именно: физическую, техническую, тактическую и психологическую подготовленность.
СТРУКТУРА УРОКА– это упорядоченность всех сторон и компонентов содержания урока с учетом закономерностей физического воспитания, имеющихся ресурсов и условий работы. С. у. включает четыре части: вводную, подготовительную, основную и заключительную.
ТЕКУЩЕЕ ПЛАНИРОВАНИЕ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ– позволяет оптимизировать тренировочный процесс вегомикроциклах, мезоциклах, отдельных соревнованиях или их сериях разработкой таких сочетаний факторов и элементов тренировочного и соревновательного воздействия, которые обеспечили бы эффективные условия для полноценной подготовки спортсмена к выполнению заданного периода подготовки.
ТЕСТ– не специфическое упражнение, выполнение которого тесно связано с основным упражнением или двигательным качеством.
УМЕНИЕ – способность делать что-нибудь, приобретенная знанием, опытом.
УТОМЛЕНИЕ – временное, объективное снижение работоспособности под влиянием длительного воздействия нагрузки, сопровождающееся потерей интереса к работе, преобладанием мотивации на прекращение деятельности негативными, эмоциональными и физиологическими реакциями. Выделяют физическое и умственное, острое и хроническое, нервно-эмоциональное утомление.
УСТАЛОСТЬ – комплекс субъективных переживаний, сопутствующих развитию состояния утомления и характеризующийся чувствами: слабости, вялости, ощущениями физиологического дискомфорта, нарушениями в протекании психических процессов (памяти, внимания, мышления и др.).
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ – качественное, системное и динамичное новообразование личности, определяющее образованность, физическую подготовленность и совершенство.
ФИЗИЧЕСКИЕ (ДВИГАТЕЛЬНЫЕ) КАЧЕСТВА– свойства, характеризующие определенные стороны двигательных возможностей человека: сила, выносливость, быстрота (скоростные возможности), гибкость, ловкость (координационные возможности).
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ– это вид воспитания, специфическим содержанием которого являются: обучение движениям, воспитание физических качеств, овладение специальными физкультурными знаниями и формирование осознанной потребности в физкультурных занятиях.
ФИЗИЧЕСКАЯ ЗРЕЛОСТЬ– момент, когда тело подростка приобрело физические формы взрослого человека.
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА (ФК) – это часть общей культуры человечества, которая представляет собой творческую деятельность по освоению прошлых и созданию новых ценностей преимущественно в сфере физического развития, оздоровления и воспитания людей.
ФИЗИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ – процесс обучения человека двительным умениям и навыкам, управления движениями своего тела во времени и пространстве, овладения теоретическими знаниями поиспользованию средств ФК в различных условиях жизнедеятельности.
ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ – процесс и результат физической активности, обеспечивающий формирование двигательных умений и навыков, развитие физических качеств, повышение уровня работоспособности.
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ– естественный процесс возрастного изменения морфологических и функциональных свойств организма, обусловленный наследственными факторами и конкретными условиями внешней среды.
ФИЗИЧЕСКОЕ СОВЕРШЕНСТВО– процесс физического образования и воспитания, выражающий высокую степень развития индивидуальных физических способностей.
ФИЗИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ– совокупность показателей, характеризующих физическое развитие, функциональное состояние организма и физическую подготовленность личности.
ФИЗИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ– комплекс морфологических и психофизиологических свойств человека, отвечающих требованиям какого-либо вида мышечной деятельности и обеспечивающих эффективность её выполнения.
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ – результат успешной физической подготовки, отражающий уровень функционирования костно-мышечной, дыхательной, сердечно-сосудистой, нервной и других систем организма.
ЦЕННОСТИ ФК– практически значимая основа физкультуры, направленная на решение социально и профессионально ориентированных, а также индивидуальных личностных задач.
Часть II
Спортивная терминология
АКРОБАТИКА– древнейший жанр циркового искусства; вид спорта, включающий в себя прыжки с вращением в различных плоскостях. Акробатика - обязательная составная часть спортивной и художественной гимнастики. Элементы акробатики используются в процессе тренировки прыгунов в воду, прыгунов на батуте прыгунов на лыжах с трамплина и представителей других видов спорта.
АНТРОПОМЕТРИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ– степень выраженности антропометрических признаков:
− соматометрические – длина и масса тела, диаметры, окружности (грудной клетки и др.);
− физиометрические показатели – жизненная емкость легких, ручная и становая динамометрия и др.;
− соматоскопические – состояние опорно-двигательного аппарата (форма грудной клетки, позвоночника, ног, спины, развитие мускулатуры), степень жироотложений и др.
АТЛЕТИКА – совокупность разнообразных физических упражнений, воспитывающих силу, выносливость, быстроту, ловкость.
АЦИКЛИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ – имеют выраженное начало и конец. Повторение не связано неразрывно с окончанием предыдущего движения и не обусловливает последующее. Ациклические движения не строятся на ритмическом двигательном рефлексе, хотя некоторые из них могут быть причислены к локомоциям (прыжки). Спортивные ациклические движения по характеру работы мышц преимущественно связанны с максимальной мобилизацией силы и скорости сокращения. Они часто служат целям развития силы и быстроты. Ациклические движения можно разделить на однократные двигательные акты и на их комбинации. Из физических упражнений к первым относятся, прежде всего, прыжки, метания и поднимание тяжести.
БАДМИНТОН – спортивная игра с ракетками и воланом на площадке 13,4х5,2 м 13,4х5,2 м (для одиночных встреч) или 13,4х6,1 м (для парных встреч ).
БАСКЕТБОЛ – спортивная командная игра, созданная в 1891 г. преподавателем анатомии и физиологии Спрингфилдского колледжа США Джеймсом Нейсмитом. Командная игра (5 чел.), проходящая на площадке (размер 28х15 м), с мячом (вес 567–650 г.)
БЕГ – одиниз естественных способов передвижения человека в пространстве. Главное отличие бега от ходьбы– наличие фазы полета в процессе выполнения беговых шагов. Бег – самостоятельная дисциплина легкоатлетического спорта, наиболее распространенное физическое упражнение, входящее в состав различных спортивных дисциплин. Различают бег: в облегченных условиях, тренировочный, до отказа, на выносливость, на длинные дистанции, на коньках, на короткие дистанции, на месте, гладкий, «джоггинг», длительный, тренировочный, заключительный, интенсивный, контрольный, кроссовый, марафонский.
БИАТЛОН – гонка на лыжах со стрельбой из малокалиберной винтовки по мишеням. Соревнования среди мужчин и женщин проводятся н адистанции от 7,5 до 20 км, как и индивидуальные гонки со стрельбой на четырех огневых рубежах (лежа и стоя).
БОБСЛЕЙ – скоростной спуск на управляемом бобе (металлических санях с обтекаемым корпусом) по искусственной ледовой трассе, длиной 1500–2000 м , с перепадом высот 130–150 м. Участвуют двухместные и четырехместные экипажи.
БОКС – кулачный бой по особым правилам, в специальных мягких перчатках. Бой проводится в ринге– квадратной площадке со сторонами от 5 до 6 м, ограниченной четырьмя рядами канатов.
ВЕЛОСИПЕДНЫЙ СПОРТ – это перемещение по земле с помощью транспортных средств (велосипедов), движимых мускульной силой человека.
ВЕЛОЭРГОМЕТР – тренажер на основе велосипеда, позволяющий определить величину выполняемой физической работы.
ВЕРХОВАЯ ЕЗДА– всадники делятся на две группы. Распределение лошадей происходит по жребию. Трасса составляет 350 - 420 м с 12 препятствиями разной высоты. Каждый участник начинает заезд с 1100 зачетными очками, количество котрых уменьшается с каждым нарушением.
ВОДНЫЙ СПОРТ – совокупность таких видов спорта, как водноеполо, плавание, прыжки в воду, синхронное плавание.
ВОДНОЕ ПОЛО – командный вид спорта с мячом, в котором две команды стараются забросить гол в ворота соперника. Игра при этом проходит в бассейне с водой.
ВОЛЕЙБОЛ – спортивная игра с мячом, в которой две команды соревнуются на специально йплощадке, разделенной сеткой. Цель игры – направить мяч над сеткой, чтобы он коснулся площадки соперника, и предотвратить такую же попытку соперника.
ВОЛЬНАЯ БОРЬБА – вид единоборства с применением различных приемов (захватов, бросков, переворотов, подножек, подсечек и т.д.). Цель борьбы– прижать соперника лопатками к ковру. Запрещены удушающие захваты, болевые приемы. Проводится на мягких коврах.
ГАНДБОЛ – спортивная игра с мячом, проходящая на площадке 20х40 м, командами 7х7 человек, мяч мужской 58–60 см (425–475 г), женский 54–56 см (325–375 г). Цель игры: забросить мяч в ворота соперника.
ГИМНАСТИКА – система специально подобранных физических упражнений, направленных на решение задач всестороннего физического развития и оздоровления занимающихся; одноиз основных средств физического воспитания в школе, высших учебных заведениях, армии и в самодеятельном физкультурном движении. В России культивируются следующие виды Г.: атлетическая, основная, гигиеническая, спортивная, художественная, спортивно-вспомогательная, производственная, лечебная.
ГРЕБЛЯ – особый вид двигательной деятельности, протекающей одновременно в двух средах – воздушной и водной, на естественных водоемах и в изменчивых погодных условиях, чтоделает еёсредством оздоровления, закаливания, повышения силы и выносливости, а такжесредством активной разрядки.
ГОРНОЛЫЖНЫЙ СПОРТ – спуск с гор на специальных лыжах. Дисциплины горнолыжного спорта: слалом, слалом-гигант, супергигант, скоростной спуск, фристайл, могул, фрирайд, параллельный слалом и многоборье.
ГРЕКОРИМСКАЯ БОРЬБА – (классическая борьба) вид спортивной борьбы с применением приемов, основанных на действии рук итуловища (без захватов нижепояса, подножек, подсечек и др.). Каждый из соперников стремится победить, прижав противника лопатками к ковру.
ДЗЮДО (мягкий путь) – вид спортивной борьбы, включающий захваты, броски, болевые приемы (не ниже пояса), удержание, удушающие захваты.
ДЕТРЕНИРОВАННОСТЬ– изменения, обусловленные прекращением или уменьшением объёма регулярных физических занятий.
ДИАГНОСТИКА СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ– краткое заключение о состоянии здоровья занимающегося по результатам врачебного контроля после диспансеризации.
ДИНАМОМЕТРИЯ – метод измерения силы сокращения различных мышечных групп.
ДИНАМИЧЕСКОЕДЕЙСТВИЕ– мышечное сокращение, вызывающее движение сустава.
ЕДИНОБОРСТВО – вид спорта или боевые искусства, предполагающие, что участники состязаются вдвоем, один на один, безприменения огнестрельного оружия.
КЕРЛИНГ – командная игра на ледяной дорожке длиной 43,93 м и шириной 4,27 м. На дорожке размечаются два «дома», представляющие собой три концентрически еокружности синего, белого и красного цветов. Играют в К. круглыми, выпуклыми сверху и снизу камнями, имеющими сверху прочнозакрепленную рукоятку.
КОННЫЙ СПОРТ – соревнования в искусстве верховой езды на лошади.
КУМУЛЯЦИЯ – накопление.
КУМУЛЯТИВНЫЙ ТРЕНИРОВОЧНЫЙ ЭФФЕКТ – возникает как результат последовательного суммирования следов многих нагрузок или большого числа срочных и отставленных эффектов. В кумулятивном тренировочном эффекте воплощаются биохимическиеизменения, связанныес усилением синтеза нуклеиновых кислот и белков и наблюдаемые на протяжении длительного периода тренировки. Кумулятивный тренировочный эффект выражается в приросте показателей работоспособности и улучшении спортивных достижений.
ЛЁГКАЯ АТЛЕТИКА– вид спорта, объединяющий упражнения в ходьбе, беге, прыжках (вдлину, высоту, тройной, сшестом), метании (диска, копья,молота), толкании ядра и легкоатлетические многоборья. Один из основных и наиболеемассовых видов спорта.
ЛЫЖНЫЙ СПОРТ – включает гонки на различные дистанции, биатлон, прыжки с трамплина, двоеборье (гонка и прыжки), горнолыжный спорт.
ЛЫЖНОЕ ДВОЕБОРЬЕ – олимпийский вид спорта, другое название– северная комбинация. Включает в себя следующие дисциплины: прыжки с 90-метрового трамплина (2 попытки, очки за попытки суммируются) и лыжнаягонка на 15 км свободным стилем.
ЛЫЖНЫЕ ГОНКИ – старейший вид лыжногоспорта; в настоящее время в программах соревнований – индивидуальные гонки классическим и свободным стилем, эстафеты, персьют (5 или 10 кмклассическимстилем, затем, после смены инвентаря, та же дистанция, но свободным стилем); дуатлон (в первой половине дня лыжники бегут одним стилем, во второй половине-другим; результаты суммируются).
НАСТОЛЬНЫЙ ТЕННИС (ПИНГ-ПОНГ) – спортивная игра на столе с маленьким целлулоидным мячом и деревянными ракетками, оклеенными резиновыми пластинами.
ПАРАЛЛЕЛЬНЫЙ СЛАЛОМ – вид горнолыжного спорта. Спуск горнолыжников одновременнопо двум или нескольким слаломным трассам Перепад высот между стартом и финишем от 80 до 100 м, число ворот 20–30.
ПАРУСНЫЙ СПОРТ– один из старейших видов спорта. Соревнования проводятся на яхтах различных классов: «Звездный», «Торнадо», «470», «Финн», «Лазер», «Мистраль», «Инглинг», «Летучий голландец» и многих других.
ПЛАВАНЬЕ – вид спорта, цель которого– преодоление в плавь за наименьшее время различных подлине водных дистанций разными способами. Плавание может осуществляться следующими способами: вольный стиль, брасс, баттерфляй, на спине.
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СПОРТ– коммерческо-спортивная деятельность, предусматривающая экономическую эффективность и высокую информационно-развлекательную ценность спортивно-зрелищных мероприятий.
ПРЫЖКИ В ВОДУ – водный вид спорта, включающий прыжки с трамплина и вышки. Соревнования состоят из серии прыжков, победитель определяется по сумме баллов.
ПРЫЖКИ НА ЛЫЖАХ С ТРАМПЛИНА – вид спорта, включающий прыжки на лыжах со специально оборудованных трамплинов. Выступает как самостоятельный вид спорта, а также входит в программу лыжного двоеборья.
ПРЫЖКИ С ШЕСТОМ – прыжок, выполняемый при помощи шеста (подвижкой опоры), с целью преодоления большой высоты.
ПУЛЕВАЯ СТРЕЛЬБА – вид стрелкового спорта. Соревнования в стрельбе из огнестрельного и пневматическогонарезногооружия.
РИНКБОЛ – хоккей с мячом на площадке для хоккея с шайбой.
САМБО (самооборона без оружия) – вид спортивной борьбы, включающий элементы многих видов русского и восточного единоборств.
САННЫЙ СПОРТ– это соревнования в скоростном спуске на одноместных или двухместных санях по заранее подготовленной трассе. Спортсмены располагаются на санях на спине, ногами вперед. Управление санями производится при помощи изгиба полозьев.
СЕТ – одна партия в теннисном матче. Состоит неменее, чем из 6 геймов при условии, что один игрок имеет перевес над другим неменее чем в 2 гейма. Положением о соревнованиях может предусматриваться выигрыш сета с перевесом в один гейм.
СИНХРОННОЕ ПЛАВАНЬЕ – вид спорта, в котором спортсменки соревнуются в выполнении фигур и различных передвижений в воде под музыкальное сопровождение.
СКЕЛЕТОН – зимний олимпийский вид спорта, скоростной спуск по ледяной трассена специальных санях без рулевого управления, также называемых скелетоном. Общийвессанейиспортсменовнедолженпревышать 115 кг умужчини 92 кг уженщин. Для соревнований поэтомувиду спорта используют санно-бобслейные трассы.
СЛАЛОМ – вид горнолыжного спорта. Спуск на горных лыжах по размеченному маршруту склона длиной до 500 м (для женщин 450 м) с перепадом высот между стартом и финишем не менее 150 м.
СНОУБОРДИНГ – вид спорта, заключающийся в спуске с заснеженных склонов и гор на специальном снаряде – сноуборде.
СОВРЕМЕННОЕ ПЯТИБОРЬЕ – вид спорта из класса спортивных многоборий, в котором участники соревнуются в пяти дисциплинах: верховая езда, фехтование, стрельба, бег, плавание. Разделяется на мужскоеи женское.
СПОРТ– специфическая форма культурной деятельности человека и общества, направленная на раскрытие двигательных возможностей человека в условиях соперничества.
СПОРТИВНАЯ АЭРОБИКА – вид спорта, в котором спортсмены выполняют непрерывный и высокоинтенсивный комплекс упражнений, включающий сочетания ациклических движений, со сложной координацией, а также различные по сложности элементы разны хструктурных групп, и взаимодействия между партнерами (в программах смешанны хпар, троек и групп). Основу хореографии в этих упражнениях составляют традиционные для аэробики “базовые” аэробные шагии их разновидности.
СТРЕЛЬБА– ведение огня из спортивного оружия. Каждый участник делает 20 выстрелов по 20 мишеням из 4,5 мм пневматического пистолета. Стрельба ведется с одной позиции на дистанции 10 м. На каждый выстрел дается только 40 с. Мишень состоит из 10 колец с центральным кругом. Каждое кольцо имеет значение от 1 до 10. Стрельба ведется из положения стоя, одной рукой. Результат стрельбы переводится в зачетные очки из расчета 172 стрелковых очка равны 1000 зачетных.
СТРЕЛЬБА ИЗ ЛУКА – вид стрелковых соревнований. Спортсмены соревнуются в четырехвидах: личное и командное первенство для мужчин и для женщин.
СТРЕЛЬБА СТЕНДОВАЯ– вид стрелковыхсоревнований. Мужчиныи женщины соревнуются в трёх видах соревнований:дуплетная стрельба на траншейном стенде, траншейный стенд и круглый стенд.
ТЕННИС – спортивная игра смячом и ракетками н аплощадке (корте) с сеткой высотой 9 см по середине, в которой участвуют два или четыре спортсмена. Игроки стремятся послать мяч через сетку так, чтобы соперник не мог правильно отразить его.
ТЕХНИКА ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ – способы выполнения двигательных действий, с помощью которых двигательная задача решается с большей эффективностью.
ТРИАТЛОН – вид спорта, представляющий собой троеборье: 1) плавание в открытом водоеме 4,5–4,8 км, велогонка на шоссе, 180 км и Марафонский бег 42 км 195 м, выполняемыепоследовательно, без отдыха, один вид за другим; 2) плавание 3–3,2 км, велогонка 100 км, бег 30 км; 3) плавание 1,5 км, велогонка 40 км, бег 10 км. Все упражнения проводятся в один день без перерыва.
ТРИСЕТ – комбинация трех различных упражнений, которые выполняются без перерыва на отдых между ними, что усиливает их суммарную эффективность. Рекомендуется только подготовленным атлетам.
ТЭКВОНДО– корейская разновидность каратэ. В поединках спортсменов разрешаются удары руками и ногами, броски. Победа может быть достигнута благодаря нокауту и использованию технических приемов или решению судей.
ТЯЖЕЛАЯ АТЛЕТИКА – силовой вид спорта, в основе которого лежит выполнение упражнений по подниманию тяжестей.
ФИГУРНОЕ КАТАНИЕ НА КОНЬКАХ– один из популярных видов зимнего спорта, включающий одиночное катание (мужчиныи женщины), парное катание, спортивные танцы, синхронное катание (команды от 12 до 20 человек).
ФЕХТОВАНИЕ – один из старейших видов спорта. В настоящее время соревнования (личныеи командные) проходит средимужчин и женщин в Ф. на саблях, шпагах и рапирах.
ФЛОРБОЛ– спортивная игра (похожа на русский хоккей) на площадке 40х20 м с бортом 50 см, с воротами 160х115 см; играют двекоманды по 6 человек (с вратарем) с пластиковым мячом весом 23 г. Игра продолжается 3 периода по 20 минут.
ФРИСТАЙЛ– представляет собой горнолыжное троеборье, в которое входят: могул– скоростной спуск на горных лыжах по бугристой трассе; лыжный балет– спуск на лыжах по пологому склону с выполнением под музыку элегантных скользящих шагов, прыжков, поворотов и вращений; лыжная акробатика– прыжки на лыжах со специального трамплина с выполнением в воздухе элементов акробатики.
ФУТБОЛ– командная спортивная игра на поле 64–75х100–110 м с воротами 7,32х2,44 м командами по 11 человек. Цель игры– забить мяч ногами или любой другой частью тела (кроме рук) в ворота соперников.
ХОДЬБА– естественный вид движения, в котором участвует большинство мышц, связок.
ХОККЕЙ – спортивная командная игра с клюшками и мячом (шайбой) на специальной площадке (поле) с воротами. Хоккей подразделяется на виды: Хоккей с шайбой– играется на льду с маленьким (168-граммовым) резиновым диском, называемым шайбой. Хоккей с мячом (бенди, русский хоккей) – играется на льду с маленьким, твердым мячом. Хоккей на траве– играется на травяном (или другом подходящем) покрытии маленьким, твёрдым мячом. Индорхоккей– аналог хоккея смячом, играемый на площадке для гандбола. Ринкбенди– хоккей с мячом, проводимый на площадке для хоккея сшайбой (мини-хоккей с мячом). Вертикальный хоккей и саночный хоккей– разновидности хоккеев для инвалидов. Флорбол– X. в зале, играемый пластмассовыми клюшками и полым пластмассовым мячом.
ШАХМАТЫ – старейшая настольная игра (родина шахмат– Индия), распространившаяся по всему миру. Игра ведется 32 фигурами (по 16 белого и черного цвета) на 64-клеточной доске для двух партнеров. Задача– заставить «короля» сдаться.
ШАШКИ – настольная игра на 64- (рус. Ш.) или 100-клеточной доске (междунар. Ш.) для двух партнеров, у каждого по 12 (рус. Ш.) илипо 20 (междунар. Ш.) фишек, также называемых Ш. Цель– уничтожение соперника или создание положения, при котором ходыне возможны.
ШОРТ-ТРЕК – беговая дорожка, дистанция, бег на коньках в хоккейной коробке на различные дистанции.