Предполагаемая научная новизна, теоретическая и практическая значимость

Ориентация на активное обучение стала одним из значимых компонентов стратегии перестройки профессионального образования в высших учебных заведениях. Активное обучение – это прежде всего новые формы, методы и средства обучения, получившие название активных: проблемные лекции, семинары-дискуссии, разбор конкретных производственных ситуаций, методы математического моделирования с помощью ЭВМ, деловые игры. В активное обучение включают также разнообразные формы научно-исследовательской работы студентов (НИРС), комплексное курсовое и дипломное проектирование, производственную практику, автоматизированные обучающие системы (АОС) и др.

Активные методы воспитания неразделимо связаны с использованием активных методов обучения,которые имеют свои разновидности. Они подразделяются на неимитационные и имитационные. В составе неимитационных активных методов обучения обычно присутствуют: проблемная лекция, практическое или лабораторное занятие, семинар, самостоятельное для студента курсовое и дипломное проектирование, производственная практика на рабочем месте, использование обучающих и контролирующих машин и программ, активно-групповые консультации, олимпиады, студенческие научные конференции, социологическое тестирование и анкетирование и т.д.

Активные методы обучения отличает ориентированность на проблему, интенсификация познавательной деятельности студентов. Однако в таких методах отсутствует имитация реальных обстоятельств в условной ситуации. Например, лекция-диспут. Такая лекция готовится заранее не только преподавателем. Студенты, получив основные вопросы темы, подготавливают рабочую программу и список литературы, определяют темы рефератов. На занятии преподаватель раскрывает каждый вопрос темы, после чего выступают студенты-докладчики и развертывается дискуссия. Знания, получаемые в ходе диспута, полнее и разностороннее получаемых на обычной лекции.

Лабораторные и практические занятия, не требующие самостоятельной деятельности студентов, не относятся к активным формам обучения. Не относятся к активным формам обучения семинары, на которых студент фактически является только слушателем, производственная практика по выполнению отдельных заданий и т.п.

Имитационные активные методы обучения подразделяются на неигровые и игровые.

К неигровым имитационным активным методам обучения следует отнести метод конкретных ситуаций, имитационные упражнения по нахождению студентами решения, известного преподавателю, а также индивидуальный тренинг на ЭВМ. Эти методы предполагают моделирование реальных объектов и ситуаций без изменения переменных величин и исполнения ролей. Например, метод конкретных ситуаций. Преподаватель выбирает описание ситуации, сообщает ее студентам, формулирует контрольные вопросы, организует и направляет дискуссию по обсуждаемой ситуации и оценивает результаты разбора.

К игровым имитационным активным методам обучения относятся деловые игры, метод разыгрывания ролей, игровое производственное проектирование, индивидуальные игровые занятия на машинных моделях, индивидуальный игровой тренинг на специальных тренажерах. Отличие игровых активных методов обучения в том, что они основаны на игровых элементах, связях, отношениях. Игры данной совокупности близки к деловым играм, но не обладают всеми их признаками. Так, в разыгрывании ролей нет «цепочки решений», зависящих только от предшествующих действий участника и реакции на эти действия других участников; при индивидуальном игровом тренинге с ЭВМ отсутствует распределение ролей.

В качестве примера игровых имитационных активных методов обучения можно привести метод разыгрывания ролей. Преподаватель реализует сценарий обучения и определяет роли участников, участники вступают в ролевое общение. Преподаватель вводит корректирующие условия, оценивает действия участников и их результаты. Выбор решений каждым участником совершенно произволен, как и использование информации. Преподаватель подводит итоги и дает общую оценку.

Активные методы обучения и воспитания можно комбинировать, сочетая фрагменты отдельных методов. Например, в проблемную лекцию можно включить фрагмент деловой игры, завершая ее разбором конкретных ситуаций. Деловые игры занимают ведущее место среди активных методов обучения.

Активные методы обучения и воспитания в настоящее время заслуженно получили большое развитие и широко внедряются в учебный процесс, так как способствуют выявлению и развитию таких качеств личности, как дисциплинированность, ответственность, чувство долга, умение взаимодействовать с коллективом, креативность и др., и направлены на формирование потребности в освоении и применении в педагогической практике активных методов воспитания.

Итак, потребность молодых специалистов в освоении активных методов воспитания является следствием применения активных методов обучения в педагогических ВУЗах. Но применение таких методов воспитания требует от студентов также социальной активности и творческого подхода к педагогической деятельности, которые наиболее полно формируются во внеаудиторной деятельности, где приобретаются профессиональные умения, социально значимые качества личности.

Наши рекомендации