Новизна и практическая значимость работы

В качестве средства создания базы данных в данной курсовой работе использовано СУБД Visual FoxPro. Несмотря на появление новых систем управления базами данных, Visual FoxPro продолжает оставаться одной из наиболее популярных программ в этой области, в которой реализованы все атрибуты реляционных систем управления базами данных.

Практическая значимость состоит в том, что полученные результаты могут быть использованы при решении задач управления комплексом общежитий.

Оценка современного состояния решаемой проблемы

Современный мир информационных систем и технологий трудно представить себе без использования баз данных. Практически все системы в той или иной степени связаны с функциями долговременного хранения и обработки информации. Фактически информация становится фактором, определяющим эффективность любой сферы деятельности. Увеличились информационные потоки и повысились требования к скорости обработки данных, и теперь уже большинство операций не может быть выполнено вручную, они требуют применения наиболее перспективных компьютерных технологий [8].

Цель работы состоит в разработке базы данных для организации деятельности общежития. К базе данных были предъявлены следующие требования: БД должна обладать минимальной избыточностью и исключать аномалии включения, удаления и модификации, а также иметь механизмы защиты данных.

Для реализации поставленных целей необходимо решить следующие задачи:

- систематизировать информационные потоки и процессы выбранной предметной области;

- составить модели данных и осуществить их нормализацию;

- разработать прикладную программу для реализации и эксплуатации базы данных.

Объектом разработки является общежитие №3 ЮКГУ им. М.Ауезова.

Описание предметной области

Наименование организации: общежитие №3 ЮКГУ им. М.Ауезова

Наименование предметной области: управление общежитием, оперативное слежение за прибытием и отъездов студентов, организация оперативного, своевременного учета оплаты студентами проживания в общежитии.

Точка зрения: комендант общежития.

Перечень процессов, составляющих деятельность общежития:

1. При поступлении в учебное заведение абитуриент обозначает в договоре то, что он нуждается или не нуждается в общежитии.

2. Когда абитуриент зачислен (далее студент), он пишет заявление. На основании данных заявлений (ФИО студента, курс, специальность, факультет) заключаются договора и подготавливаются места в общежитии. Распределение заключается в том, что каждому студенту распределяется комната, о чем свидетельствует запись в журнале коменданта общежития.

3. При переходе на последующий курс договор продлевается или перезаключается (возможно, изменение оплаты и т.д.).

4. Каждому студенту объявляется сумма оплаты за проживание в месяц. Оплата за комнату зависит от качества и определяется наличием дополнительных удобств, количества проживающих и т.д. Студент расписывается в журнале коменданта общежития.

5. Комендант общежития подает отчет в деканаты факультетов о заселении студентов.

6. В период экзаменационных сессий в общежитие прибывают студенты-заочники, их так же записывают в журнале коменданта.

7. Об отъезде из общежития студент должен сообщить коменданту заранее, не позднее 20-ти дневного срока. В этот срок он должен оплатить (погасить) задолженности, если таковые имеются.

8. Если студент не вносит оплаты за комнату более чем в 30-ти дневной срок, то рассматривается вопрос об его выписке из общежития.

9. При нарушении режима общежития студентом, рассматривается вопрос об исключении его из университета.

10. Если студента исключают из университета, то в 10-ти дневный срок он обязан освободить комнату и съехать из общежития.

11. При выезде студента из общежития, комендант отмечает в журнале дату выезда.

Описание процессов, поддерживаемых в рамках данного исследования:

· учет прибывших, выбывших студентов – постоянно;

· ведение журнала коменданта общежития – постоянно;

· учет своевременной оплаты сумм – ежемесячно;

· оперативный учет свободных мест – постоянно, по мере прибытия (выбытия) студентов;

· информирование деканата – в отчетный период.

На рисунке 1.1 показана схема взаимосвязи процессов и информационных потоков.

Новизна и практическая значимость работы - student2.ru

Рисунок 1.1. Схема взаимосвязи процессов и информационных потоков

Наши рекомендации