Карта наблюдения за особенностями взаимодействия педагога с детьми
(Должность, Ф.И.О.) _____________________________________________________________
Дата и время замеров: 1) _________________ 2) ___________________ 3) _________________
№ | Наблюдаемый момент | 1-й замер | 2-й замер | 3-й замер | Примечания |
Уважение, доброжелательность по отношению к ребенку: A) ласковое обращение, с улыбкой; Б) внимание к настроению, желаниям, достижениям; В) поощрение самостоятельности. | |||||
Поощрение инициативы детей: A) внимательное выслушивание; Б) доброжелательный ответ на вопросы и просьбы; В) избавление ребенка от негативных эмоций (успокоение). | |||||
Общение в позиции «глаза на одном уровне». | |||||
Формирование положительного отношения к сверстникам: A) собственное поведение — пример уважения ко всем детям; Б) обращение внимания детей на эмоциональное состояние друг друга; B) помощь непопулярным детям при вхождении в группу; Г) обучение эффективным способам взаимодействия; Д) адекватная реакция на жалобы. | |||||
Воспитатель не ограничивает естественный шум в группе. | |||||
Голос воспитателя не доминирует над голосами детей. | |||||
Учет возрастных и индивидуальных особенностей детей при взаимодействии с ними: А) терпимое отношение к «трудным» детям; Б) предложение вариантов действия; В) тактичное указывание на ошибки; Г) при контроле — учет индивидуальных особенностей; Д) обращение по имени, глядя в глаза; Е) отклик на просьбы ребенка о совместной деятельности; Ж) при невозможности — объяснение причины. | |||||
Поддержка положительного самоощущения: A) приветствуются высказывания детей о мыслях и чувствах; Б) преобладают поощрения; B) порицания относятся к действиям, а не к личности ребенка в целом; Г) при порицании дается образец действия; Д) отмечаются достижения ребенка. | |||||
Дети находятся в поле зрения взрослого. | |||||
Взрослый не прибегает к физическому наказанию и другим дисциплинарным воздействиям. |
Вывод:__________
________________
________________
РИЛОЖЕНИЯ ДЛЯ ПРАКТИКИ
1. Особенности поведения ребенка в процессе совместной деятельности с детьми»
Критерий, действие | Оценка | |
Проявляет солидарность, поддерживает других, помогает, поощряет. | ||
Чувствует себя свободно, шутит, смеется, проявляет удовлетворение | ||
Соглашается, пассивно подчиняется, уступает другим | ||
Советует, руководит, причем учитывает мнение других | ||
Высказывает мнение, оценивает, анализирует, выражает свои чувства и желания. | ||
Ориентирует, информирует, повторяет, объясняет, подтверждает | ||
Просит ориентировать, информировать, повторить, подтвердить. | ||
Спрашивает о чужом мнении, установке, интересуется оценкой своих действий, выражением чувств по поводу своего поведения. | ||
Ориентируется на предложения, просит указаний о возможных путях действия. | ||
Не соглашается, саботирует, не оказывает помощи, действует формально. | ||
Проявляет напряженность, раздражительность, просит о помощи, уклоняется от совместных действий. | ||
Проявляет антагонизм, унижает других, защищая и утверждая себя. |
Критерии оценки:
Проявляет всегда - 3 балла
Часто - 2 балла
Редко – 1 балл
Никогда – 0 баллов
Вывод:__________
________________
________________
Протокол обследования по определению ведущей формы общения
Фамилия, имя ребенка. Возраст _________________________________________________
_____________
Группа ____________________
Дата заполнения ____________
Предлагаемые ситуации | Порядок выбора ситуации | Объект внима ния в 1-е минуты | Характер активно сти по отноше нию к объекту внимания | Уровень комфор тности | Анализ речевых высказываний | Продол житель ность деятель ности | Общее количес тво баллов | |||
По форме | По теме | По функциям | По содержанию | |||||||
1. Деловое общение (совместная игра) | ||||||||||
2.Познавательное общение (рассматривание и чтение книги) | ||||||||||
3.Личностное общение (беседа на личные темы) |
Вывод:__________
________________
________________