Карта наблюдения за особенностями взаимодействия педагога с детьми

(Должность, Ф.И.О.) _____________________________________________________________

Дата и время замеров: 1) _________________ 2) ___________________ 3) _________________

Наблюдаемый момент 1-й замер 2-й замер 3-й замер Примечания
Уважение, доброжелательность по отношению к ребенку: A) ласковое обращение, с улыбкой; Б) внимание к настроению, желаниям, достижениям; В) поощрение самостоятельности.        
Поощрение инициативы детей: A) внимательное выслушивание; Б) доброжелательный ответ на во­просы и просьбы; В) избавление ребенка от негативных эмоций (успокоение).        
Общение в позиции «глаза на одном уровне».        
Формирование положительного отношения к сверстникам: A) собственное поведение — пример уважения ко всем детям; Б) обращение внимания детей на эмоциональное состояние друг друга; B) помощь непопулярным детям при вхождении в группу; Г) обучение эффективным способам взаимодействия; Д) адекватная реакция на жалобы.        
Воспитатель не ограничивает естественный шум в группе.        
Голос воспитателя не доминирует над голосами детей.        
Учет возрастных и индивидуальных особенностей детей при взаимодей­ствии с ними: А) терпимое отношение к «трудным» детям; Б) предложение вариантов действия; В) тактичное указывание на ошибки; Г) при контроле — учет индивиду­альных особенностей; Д) обращение по имени, глядя в глаза; Е) отклик на просьбы ребенка о со­вместной деятельности; Ж) при невозможности — объяснение причины.        
Поддержка положительного самоощущения: A) приветствуются высказывания детей о мыслях и чувствах; Б) преобладают поощрения; B) порицания относятся к действиям, а не к личности ребенка в целом; Г) при порицании дается образец действия; Д) отмечаются достижения ребенка.        
Дети находятся в поле зрения взрос­лого.        
Взрослый не прибегает к физическому наказанию и другим дисциплинарным воздействиям.        

Вывод:__________

________________

________________

РИЛОЖЕНИЯ ДЛЯ ПРАКТИКИ

1. Особенности поведения ребенка в процессе совместной деятельности с детьми»

  Критерий, действие Оценка
Проявляет солидарность, поддерживает других, помогает, поощряет.  
Чувствует себя свободно, шутит, смеется, проявляет удовлетворение  
Соглашается, пассивно подчиняется, уступает другим  
Советует, руководит, причем учитывает мнение других  
Высказывает мнение, оценивает, анализирует, выражает свои чувства и желания.  
Ориентирует, информирует, повторяет, объясняет, подтверждает  
Просит ориентировать, информировать, повторить, подтвердить.  
Спрашивает о чужом мнении, установке, интересуется оценкой своих действий, выражением чувств по поводу своего поведения.  
Ориентируется на предложения, просит указаний о возможных путях действия.  
Не соглашается, саботирует, не оказывает помощи, действует формально.  
Проявляет напряженность, раздражительность, просит о помощи, уклоняется от совместных действий.  
Проявляет антагонизм, унижает других, защищая и утверждая себя.  

Критерии оценки:

Проявляет всегда - 3 балла

Часто - 2 балла

Редко – 1 балл

Никогда – 0 баллов

Вывод:__________

________________

________________

Протокол обследования по определению ведущей формы общения

Фамилия, имя ребенка. Возраст _________________________________________________

_____________

Группа ____________________

Дата заполнения ____________

Предлагаемые ситуации Порядок выбора ситуации Объект внима ния в 1-е минуты Характер активно сти по отноше нию к объекту внимания Уровень комфор тности Анализ речевых высказываний Продол житель ность деятель ности   Общее количес тво баллов
По форме По теме По функциям По содержанию
1. Деловое общение (совместная игра)                    
2.Познавательное общение (рассматривание и чтение книги)                    
3.Личностное общение (беседа на личные темы)                    

Вывод:__________

________________

________________

Наши рекомендации