Тема: Взаимосвязь творческого и репродуктивного компонентов процесса изучения учебного материал младшими школьниками

Проблема исследования – каковы педагогические условия реализации творческого и репродуктивного компонентов процесса изучения учебного материала младшими школьниками?

Решение этой проблемы составляет цель исследования.

Объект исследования: обучение детей в начальной школе.

Предметом исследования является воспроизводящая и творческая деятельность младших школьников.

Гипотеза исследования. Можно предположить, что эффективность изучения учебного материала младшими школьниками значительно повыситься:

  • если будут выявлены функции творческого и репродуктивного компонентов процесса изучения учебного материала младшими школьниками;
  • если будет разработаны виды взаимосвязи творческого и репродуктивного компонентов процесса обучения младших школьников на основе доминирования одного из компонентов;
  • если будут определены педагогические условия взаимосвязи творческого и репродуктивного компонентов процесса обучения младших школьников.

Осуществление данной цели предполагает решение следующих задач:

  • раскрыть особенности и функции репродуктивного и творческого компонентов процесса изучения учебного материала младшими школьниками;
  • определить виды связи творческого и репродуктивного компонентов;
  • раскрыть педагогические условия реализации различных видов взаимосвязи творческого и репродуктивного компонентов процесса изучения учебного материала младшими школьниками;
  • разработать педагогические рекомендации по использованию видов взаимосвязи творческого и репродуктивного компонентов процесса изучения учебного материала младшими школьниками.

В соответствии с логикой данного исследования использованы следующие методы:

  • изучение философской, психологической, социологической литературы по теме;
  • анализ педагогических исследований по проблеме творческой и репродуктивной познавательной деятельности в учебном процессе;
  • обобщение и систематизация передового педагогического опыта;
  • анализ реального педагогического процесса (беседы с учителями, наблюдение, анализ уроков),
  • эксперимент и опытная проверка,
  • статистические и графические методы обработки данных,
  • метод анализа продуктов деятельности учащихся.

Теоретическая часть

В теоретической части излагается результат анализа литературы по теме курсовой работы, состояние исследуемой проблемы, обоснование выбранного варианта методов для решения исследуемой проблемы, теоретический материал по предмету исследования. Теоретическая часть курсовой работы не делится на главы. Она содержит 3 – 4 параграфа.

Параграфы в теоретической части курсовой работы должны отражать такие вопросы как:

- описание современного состояния изучаемого пред­мета;

- исторический аспект изучаемой темы;

- трактовка проблемы различными авторами, собст­венное отношение к позиции автора на проблему;

- особенности разработки выбранной темы с точки
зрения общей, педагогической или возрастной психологии;

В конце каждого параграфа и главы следует делать теоретические выводы.

Практическая часть

Практическая часть содержит инструментарий исследования, описание проводимого эксперимента, способы обработки данных эксперимента, саму обработку данных в табличном, графическом или ином варианте, а также выводы по проводимому эксперименту, позволяющие оценить правильность выдвинутой гипотезы или признать её ошибочность (14, 10).

Практическая часть включает в себя подгото­вку и проведение педагогического эксперимента (исследования).

Педагогический эксперимент-эксперимент особого рода, задачей которого является выяснение сравнительной эффективности применяемых учебно-воспитательной деятельности технологий, методов, приемов, нового содержания и т.п. ( 18, 46).

Среди огромного количества экспериментов различного типа выделяют наиболее распространенные: естественный и лабораторный. По целям различают констатирующий, обучающий (формирующий), контролирующий и сравнительный (диагностирующий) эксперимент (17;18)

Цель констатирующего эксперимента – измерение наличного уровня развития. В ходе эксперимента получается первичный материал для организации формирующего эксперимента.

Цель обучающего (формирующего) эксперимента сбор нового фактора (нового материала, новых средств, приемов, форм обучения), направленных на активное формирование или воспитание.

С помощью контролирующего эксперимента через какой –то промежуток времени после обучающего эксперимента определяется уровень изменений по материалам формирующего эксперимента.

Сравнительный эксперимент имеет своей целью сравнение результатов исследовательской (экспериментальной) деятельности и правильность выдвинутой гипотезы.

План эксперимента должен включать (17):

- цель и задачи эксперимента;

- место и время проведения эксперимента, его объем;

- характеристику участвующих в эксперименте;

- описание материалов, используемых в эксперименте;

- описание методики проведения эксперимента и применения частных методов исследования;

- методику наблюдения, тестирования и т.п. в ходе эксперимента;

- описание методики обработки результатов эксперимента.

Этапы экспериментального исследования:
I этап: подготовительный

- необходимо обосновать проблему;

- сформулировать задачи;

- определить объект исследования – кого изучать? (возраст, пол, социальные условия воспитания и т.д.);

- определить предмет исследования - что изучать? (особенности личности ребенка, условия развития и т.д.);

- обозначить гипотезу (возможный ответ на вопрос, ко­торый заключен в проблеме).

Наши рекомендации