Музыкально-эстетическое воспитание детей в условиях дополнительного образования 4 страница
- воспитание слуховой сосредоточенности и эмоциональной отзывчивости на музыку;
- исследование качеств музыкальных звуков: высоты, длительности, динамики, тембра;
- установление простейших связей между характером музыкального образа и средствами его выразительности. Умение различать контрастные музыкальные регистры, следить за изменением темпа, характера музыки.
При отборе музыкального репертуара для слушания музыки важно руководствоваться следующими критериями:
- эмоциональная определенность, яркость и выразительность музыкального образа, вызывающая интерес у ребенка. Например, при изучении темы «регистры» автор ассоциировала «шаги» в нижнем регистре с образами волка, медведя и предлагала детям дополнить этот ряд. Дети слышали «шаги» Змея Горыныча, Бабайки, т.е. образы, почерпнутые из мультфильмов. В высоком регистре они слышали «полет» комара, мухи, звездочек - довольно забавные нетрадиционные образы;
- богатство эмоционально-переживаемых оттенков музыкальной интонации;
- наличие ясной, повторяемой мелодии;
- длительность звучания произведения 5-10 минут. В случае более длительного прослушивания внимание ребёнка рассеивается, ему становится скучна даже понравившаяся сначала мелодия. Временами даже возникает шум;
- качественность аудиозаписи музыкального произведения или живого исполнения.
Ритмика.
1. Развитие двигательно-активных видов музыкальной деятельности - музыкально-ритмических движений. Двигательные импровизации позволяют ребенку почувствовать ритмический рисунок музыки, активно откликнуться на её характер. В этих импровизациях могут быть использованы различные предметы (мяч, игрушка и т.д.) с помощью которых движения ребенка становятся более выразительными. У младших дошкольников формируется навык бега, прыжков, скоординированные движения рук и ног при ходьбе и беге, что способствует более точному воспроизведению ритмического рисунка.
2. Стимулирование умений различать элементы, характер музыки, понимать, создавать и импровизировать простейшие музыкальные образы. Наблюдая с ребенком за растениями, животными, птицами, желательно запоминать эти движения, повторяя их под музыку. В группе автора дети любили пластические упражнения под музыку, изображающие кошек, лисичек, мишек, комариков, птичек.
Т.о. ритмика должна способствовать развитию у детей музыкального восприятия, фантазии, эмоциональности и образности, мелодического и гармонического слуха, музыкальной памяти, чувства ритма, культуры движений, умению творчески воплощать музыкально-двигательный образ.
Работа по ритмике ведется в 2-х направлениях:
1. Формирование музыкально-слуховых представлений. Сюда относятся следующие темы: восприятие характера музыки, темпа, динамики, регистра, метроритма, структуры музыкальных произведений.
2. Работа над совершенствованием движений. На занятиях используются: упражнения с музыкально-ритмическими и двигательными задачами, гимнастические упражнения, музыкально-ритмические игры, танцевальные элементы.
Сольфеджио.
1. Формирование вокально-певческих навыков. Педагог готовит голосовой аппарат ребенка к естественному звукоизвлечению. Для этого используются упражнения артикуляционной гимнастики, интонационно-фонетические, игровые упражнения, приемы звукоподражания;
2. Усвоение теоретических понятий через игру. Основным видом детского певческого исполнительства становится игра. Педагог должен создавать игровые ситуации, которые делают урок ярким и доступным игры-викторины, игры-соревнования, коллективное музицирование.
3. Развитие тембрового слуха через знакомство с музыкальными инструментами.
Особое значение в музыкальном развитии малыша приобретает накопление опыта элементарного музицирования. С помощью инструмента ребенок создает музыкально-художественный образ, становится участником и создателем метроритма музыкальной пьесы.
Используются мелодические музыкальные инструменты (ксилофон, металлофон), шумовые, ударные инструменты (барабан, треугольник, кастаньеты, маракасы, бубны, ложки, трещотки). Также в роли своеобразных ударных инструментов могут выступать и сами дети - они могут придумать множество вариантов хлопков, шлепков, притопов и многое другое. На уроках автора дети проявляли огромный интерес к металлофонам. Вначале она учились играть и петь песенки на 1, 2 и 3 звуках. Педагог рисовала на доске пластинки металлофона и показывала очередность звуков по высоте песенки. Это - первые шаги к различению высоты звука. Потребовалось довольно много времени, чтобы добиться относительно точного ансамблевого исполнения.
Отличительной особенностью для этой возрастной группы является то, что дети не изучают нотной грамоты, а постигают музыку в эмоциональном плане.
Особенности восприятия элементов музыкальной выразительности детьми младшего дошкольного возраста на уроках сольфоритмики.
Восприятие характера звучания. Основополагающим моментом в восприятии музыкального произведения является его характер или образ. Отбирая пьесы для начального этапа обучения, педагог должен стремиться к тому, чтобы они были яркими (в образном плане) и доступными для восприятия детей, поэтому рекомендуются такие программные произведения, в которых музыка наиболее соответствует заявленной программе. Например, пьеса «Цыплята» А.Луппова. Автором данной работы создана хрестоматия по сольфоритмике, основанная на музыке композиторов Марий Эл и Поволжья, которую она использует в своей работе. Приведенные примеры взяты из этой хрестоматии.
Восприятие характера - более сложный этап, так как ребенок не обладает достаточным словарным запасом. Часто младшие дошкольники (и даже более старшие дети) ограничиваются сравнениями «весело-грустно», поэтому педагог может предлагать подходящие характеристики типа «печально», «шутливо», «сердито» и т.п. При восприятии характера музыки рекомендуются вводить различные формы движения под музыку: спонтанные либо заранее оговариваемые (например, «Движемся в характере медленного шага», «Движемся в характере оживленного шага» и т.п.).
С восприятием характера звучания неразрывно связано восприятие регистров. Такой метод в музыкальной педагогике имеет давние традиции и описан многими методистами [4,7,8,12]. Как уже говорилось, чаще всего регистры воспринимаются по ассоциации с животными, сказочными существами. Рекомендуется начинать изучать регистры с верхнего и нижнего, и лишь затем переходить к среднему. Например, пьеса Ю.Евдокимова «Забытый вальс».
Когда дети хорошо различают верхний и нижний регистры, можно дать понятие среднего регистра, например «Марш» Ф. Васильева. Затем (примерно к середине учебного года) можно предлагать примеры на сочетание разных регистров (так, пьеса «Две кукушки» Луппова - две мелодии, одна из них в верхнем, а другая в среднем регистрах).
Восприятие темпа
Ребёнок получает представление по ассоциациям со скоростью движения. Для этого удобны сравнения с медленным и умеренным шагом, с быстрым и не очень быстрым бегом. Можно использовать такие эпитеты, как «торопливо», «задумчиво» Например «Свадебное шествие» Луппова, «Марш» Ф. Васильева. Большинство пьес хрестоматии, предлагаемой автором, в той или иной степени могут быть пригодны для характеристики темпов.
Восприятие метра
С 4-5 лет ребёнок может научиться воспринимать двух и трёхдольные метры. 2-х-дольный метр ассоциируется с шагом, бегом, 3-х-дольный - с кружащимися вальсообразнымм движениями. Первоначально дети знакомятся с 2-х-дольным метром. Для этого используются самые яркие в жанровом отношении марши. Например, «Пионерский марш» Ю.Евдокимова. Точно так же знакомство с 3-х-дольностью стоит начинать с пьес, в которых наиболее ярко выражены метрические признаки (без использования синкоп, сложных ритмических рисунков), например, «Журавлиный вальс» А.Луппова. В дальнейшем, когда дети освоят 2-х и 3-хдольный метр в их типичных проявлениях, можно постепенно включать и более сложные для восприятия примеры - такие, как пьеса «В родном краю» и «Вальс» Луппова из балета «Прерванный праздник».
Штрихи также воспринимаются через характер движения: non legato - шаг, staccato - прыжки, legato - плавные движения корпуса и рук (шаги с приседаниями и т.д.). Например можно использовать пьесы «Две кукушки», «Шуточная» А.Луппова, «Танец медвежат» Ю.Виноградова, «Горномарийский танец» В.Куприянова. Как показывает практика автора, детская фантазия в упражнениях такого рода - неистощима и порой предлагает самые неожиданные и интересные варианты.
Восприятие музыкальной формы для ребёнка 4-5 лет связано с настроением и музыкальным образом. Законченная небольшая форма (период) ассоциируется у него с одним настроением, одним образом. Поэтому для начального этапа восприятия формы очень удобны небольшие построения - миниатюры или их фрагменты. Например, тема «Вариаций» В.Куприянова, «Мой край» Ю.Евдокимова, «Башкирский плясовой напев» в обработке З.Муштари.
Не полежит сомнению, что музыка является одним из сильнейших средств в воспитании каждого человека, а тем более ребенка. Музыка - явление глубокой духовной культуры. Прикосновение к ней - это прикосновение к живому роднику мудрости, к огромному житейскому эстетическому опыту предков к родной природе, её многообразию. Умение слушать, развивает у детей чувства восприятия красоты, мудрости, доброты.
В данной работе отмечены особенности музыкального воспитания детей 4-х летнего возраста с учетом возрастных особенностей. Рассмотрены задачи нового предмета - сольфоритмика в ДМШ. В этом разделе автор приводит конкретные примеры из собственной педагогической практики. Говоря о восприятии элементов музыкальной выразительности детьми этого возраста, автор опирается на примеры из составленной ею хрестоматии по сольфоритмике на основе музыки композиторов Марий Эл и Поволжья.
Главное - научить детей младшего дошкольного возраста слышать и вникать в основное содержание музыки: идею, чувство, выраженные в произведении; слышать развитие музыкального процесса, слышать, какие в нем происходят изменения.
Литература
1. Берестова Е. «Сольфеджио» - Красноярск, 2003г.
2. Винокурова С. «Хрестоматия по сольфоритмике на материале музыки марийских композиторов и композиторов Поволжья» - Й-О., 2009г.
3. А. Гогоберидзе, В. Деркунская «Музыкальное воспитание детей раннего и дошкольного возраста: современные педагогические технологии» - Ростов-на-Дону, 2008 г.
4. Домогацкая «Развитие музыкальных способностей у детей 3-5 лет» -М., 2004г.
5. Жигалко Е., Казанская Е. «Музыка, фантазия, игра» - С.-П., 2001г.
6. Зимина А. «Большой хоровод» - М., 1993г.
7. Измайлова Е. «Воспитание музыкальных навыков в детских играх» - М., 1964г.
8. Малахова Л. «Музыкальное воспитание детей дошкольного возраста» -Ростов-на-Дону, 2008г.
9. Стрижевская М. «Божья коровка» - Киров, 2006г.
10. Цейтлин Б. «По ступенькам музыкальных знаний» - М., 1994г.
11. Чустова Л. «Гимнастика музыкального слуха» - М., 2000г.
12. Яневич С. «Давай поиграем!» - С.-П., 2007г.
Григорьева В. Н.
МОУ ДОД "Центр детского творчества"
г. Чебоксары
СОВРЕМЕННЫЕ ПРИНЦИПЫ ОТБОРА МУЗЫКАЛЬНОГО МАТЕРИАЛА ДЛЯ ВОКАЛЬНО-ХОРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ НА ЗАНЯТИЯХ СТУДИИ ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ «НОТКИ»
Особое внимание при пении уделяется посадке. Для каждого ребёнка на уроке предусмотрено своё место. К более сильному, хорошо интонирующему ребёнку сажаю более слабого ребёнка. На занятиях поют так же не все. Сначала прошу спеть группу, которая хорошо интонирует, а затем подключаю всех. Таким образом, более слабые дети начинают слышать более сильных и подстраиваться под них.
Распевание длится 5-10 минут, так как пению на уроке вокала выделяется около 30 минут. При распевании дети привыкают реагировать на дирижёрский жест.
В целом вокально-хоровые упражнения делятся на две категории:
- применяются вне связи, с каким либо конкретным исполняемым произведением. Данные упражнения способствуют достижению более высокого уровня художественного исполнения;
- направлены на преодоление конкретных трудностей при разучивании произведения.
В вокальной педагогике до сего времени является спорным вопрос о музыкальном материале, на котором должны строиться упражнения и формироваться навыки.
В певческой практике широкое применение получил музыкальный материал, лишенный образного содержания (гаммы, отрезки звукоряда, арпеджио, трезвучия), а также попевки (небольшие, несложные песни или отдельные фразы из вокальных произведений).
Существует и такое мнение, что вокально-техническими навыками можно овладеть непосредственно на разучиваемом репертуаре, не прибегая к специальным техническим упражнениям.
Используя песню в качестве музыкального материала для упражнений, мы воспитываем слух и голос учащихся на художественно оформленном, осмысленном, образном материале. При этом эмоциональные переживания, вызываемые конкретным содержанием произведения, ускоряют развитие исполнительских навыков и ставят эти навыки в непосредственную связь с соответствующими конкретными художественными задачами. Техническая задача при этом непосредственно связана с передачей художественного образа.
Однако построить систему упражнений только на песенном материале не представляется возможным, ибо песня, хоровое сочинение часто заключают в себе множество художественно-технических трудностей, для преодоления которых учащийся должен иметь известную певческую подготовку, владеть целым комплексом вокально-хоровых навыков.
Трезвучия и движение по отдельным отрезкам звукоряда - наиболее типичные обороты, встречающиеся в песнях. Поэтому учащиеся должны уметь правильно и чисто петь мажорный и минорный звукоряды, их отдельные отрезки и ступени. Упражнения на этом музыкальном материале, развивая ладовое чувство, способствуют лучшему усвоению песенного репертуара. Во-вторых, они удобны в вокальном отношении. Большие, скачки, требующие резкой перестройки голосового аппарата, трудны для исполнения.
Хороший результат дает специальный подбор упражнений в виде попевок из народных песен, лучших песен русских композиторов, из произведений классиков. Попевки, так же как гаммы и трезвучия, дают возможность выделить определенную задачу, поработать над тем или иным техническим приемом в хоре. Кроме того, упражнения-попевки имеют преимущество, в том, что выработка навыков происходит на художественно-образном, музыкальном материале. Большую пользу приносят специальные вокализы.
Н.Добровольская в процессе выработки у школьников вокально-хоровых навыков весь музыкальный материал, используемый в качестве упражнений, разделяет на два вида.
1. Специальные упражнения. Они строятся в соответствии с уровнем певческого развития детей и степенью их овладения вокально-хоровыми навыками по принципу: от простого - к сложному. Система их способствует выработке певческих навыков, помогает сознательно фиксировать внимание на той или иной конкретной задаче. Данные упражнения используются также для настройки голосового аппарата на каждом занятии хора.
2. Упражнения на разучиваемом репертуаре, которые помогают преодолеть конкретные трудности в той или иной песне. В отличие от специальных, упражнения этого вида не могут быть в такой же мере систематизированы, однако и они строятся на определенной принципиальной основе. Так, известно, что песенный репертуар подбирается соответственно певческому развитию детей и степени их владения вокально-техническими навыками. Вместе с тем встречаются песни, в которых имеются отдельные трудности, свойственные лишь данной песне и не преодоленные еще в процессе предварительной работы над усвоением навыков. Освоению и закреплению отдельных сложных элементов песни как раз и способствуют такие упражнения.
Навыки, приобретенные на упражнениях, не связанных с репертуаром хора, но не закрепленные и не используемые полностью в исполняемом репертуаре, превращают технику хорового пения в самоцель.
Иная картина наблюдается в том случае, когда руководитель, предварительно проанализировав партитуру произведения, предполагаемого для разучивания в детском коллективе, выявляет наиболее сложные моменты, намечает план их преодоления, выделяет отдельные такты или музыкальные фразы (наиболее трудные) в качестве попевок.
Выработка вокально-хоровых навыков в процессе упражнений основывается на следующих методических принципах:
а) установление соответствия между характером, качеством звучания и определенными движениями голосового аппарата, воспитание у детей слухового контроля, оценки качества и правильности выполнения каждого вокально-технического задания в хоре;
б) сознательность в овладении вокально-хоровыми навыками, то есть осмысление содержания задач и результатов учебного процесса, понимание правил и способов выполнения упражнения;
в) объяснения и показ учителя в процессе упражнений, а также демонстрации фотографии и плакатов, отражающих правильные и неправильные приемы голосообразования с соответствующими пояснениями;
г) связь вокальных упражнений в хоре с музыкальной грамотой, что достигается разучиванием и пением всех вокальных упражнений по нотам;
д) поддержание у детей интереса, активности и эмоционального тонуса в процессе упражнений при помощи их разнообразия и методических приемов;
е) сочетание в процессе вокально-хоровых упражнений коллективного пения всем хором с индивидуальным опросом как отдельных учеников, так и групп учащихся;
ж) пение без сопровождения, способствующее успешному воспитанию у учащихся вокального слуха, чистоты интонации.
Рекомендуется выписывать упражнения на доске в тональности, удобной в вокальном отношении, с наименьшим количеством знаков альтерации, а затем давать их секвентно, вверх по полутонам, в нескольких тональностях.
Система вокальных упражнений предполагает следующий объем и порядок расположения учебных задач: в начале на несложном музыкальном материале вырабатываются навыки певческого дыхания, звукообразования и дикции в одноголосном пении. Работа эта ведется в единстве с воспитанием навыков ансамбля и строя в унисонном хоре. Далее вокально-хоровые навыки, достигнутые в унисонном пении, закрепляются в пении на два голоса, а впоследствии и на три голоса.
Выработанные вокально-хоровые умения и навыки являются необходимым средством передачи образного содержания произведения и прямо влияют на качество и выразительность исполнения.
В первом классе применяются распевки:
- упражнение для развития звонкого, лёгкого звука и для выработки чёткой дикции;
- упражнение для освобождения скованной челюсти и для развития плавного звука;
- упражнение для развития мягкого, плавного, протяжного звука.
Каждое упражнение способствует развитию конкретных вокально-хоровых навыков и помогает их отработке.
Во втором и третьем классе уделяется большое внимание работе над различными способами звуковедения:
- освоение приёмов цепного пения;
- работа над расширением диапазона.
Из вышеуказанных задач усиливается роль вокальных упражнений. На данном этапе вокально-хоровым упражнениям уделяется 10 минут, и они делятся на два этапа работы:
- распевание Н.Добровольской;
- фонопедические упражнения В.Емельянова, в которые входят голосовые игры. На первых порах для детей это забава, но позднее - более серьёзная работа.
Фонопедические упражнения В.Емельянова имеют технологическую направленность и основаны на критериях физиологической целесообразности, энергетической экономичности и акустической эффективности голосового аппарата в пении. Целью фонопедических упражнений является решение координационных и тренажных задач работы над голосом, эти упражнения подготовительные и вспомогательные по отношению к вокальной работе. Фонопедические упражнения стимулируют мышцы, принимающие участие в голосообразовании. Из существующих уровней голосовой активности (доречевой, речевой и певческий) певческий основан на сигналах доречевой коммуникации, так как голосовой аппарат - саморегулирующаяся система, в которой можно управлять только артикуляционной мускулатурой, а на все остальные компоненты можно воздействовать только косвенно, через создание оптимальных условий для действия механизма саморегуляции.
Упражнения делятся на несколько групп в зависимости от поставленных задач:
- голосовые сигналы доречевой коммуникации: шип, сип, скрип, хрип, свист и т.д.;
- управление артикуляционной мускулатурой;
- произвольное управление регистрами;
- выработка певческого вибрато;
- интенсификация и регуляция фонационного выхода;
- формирование механизма прикрытия.
Указанные фонопедические упражнения способствуют расширению диапазона, увеличению силы и яркости голоса, полетности звучания, улучшению вибрато, певучести голоса, а также раскрепощенности певческого процесса:
- упражнение для освобождения скованной челюсти;
- упражнение, способствующее расширению диапазона.
Очень часто у детей зажата нижняя челюсть, в таких случаях предлагается следующее упражнение: поставить к подбородку кисть руки и следить, опускается ли подбородок при пении гласных «о», «а», «у». Для более чистого интонирования предлагается следующее: кисть руки ракушкой приложить к уху, чтобы лучше слышать себя. Это прекрасный способ контроля интонации.
Пение является первичным из всех видов музыкального исполнительства, одним из первых проявлений музыкальности ребенка. Таким образом, чтобы правильно петь, как известно, необходимо иметь целый комплекс музыкальных способностей и постоянно развивать его. Раннее вокально-хоровое воспитание -залог дальнейшего успеха, как в хоровом творчестве, так и в целом, в огромном мире музыки.
Земсков К.Е.
ГОУ ДОД РМЭ
«Дворец творчества детей и молодёжи»
г. Йошкар-Ола
Возможности развития музыкальных и творческих способностей детей в условиях реализации комплексной программы «Серебряные струны»
Требование гуманизации всех уровней современного образования предполагает большое внимание к развитию творческих способностей ребенка, проявлению его лучших личностных качеств. Дать знание в области музыкального искусства, развить исполнительские навыки и умения - не самоцель дополнительного музыкального образования. Об этом почти полвека назад писал В.А.Сухомлинский: «Музыка, мелодия, красота музыкальных звуков - важное средство нравственного и умственного воспитания человека, источник благородства сердца и красоты души. Музыкальное воспитание - это не воспитание музыканта, а, прежде всего - воспитание Человека». Эти слова могут стать достойным эпиграфом образовательной программы «Серебряные струны», реализуемой на базе разновозрастного объединения Дворца творчества детей и молодежи.
Программа имеет художественно-эстетическую направленность и рассчитана на 3 года обучения для детей 10-18 лет. Целью программы является развитие музыкальных и творческих способностей детей в процессе их активного включения в различные виды музыкальной деятельности. Содержание программы включает обучение игре на классической гитаре, синтезаторе, ударных инструментах, занятия по гитарному аккомпанементу, сольному пению и актерскому мастерству. Программа предусматривает коллективные, групповые и индивидуальные формы обучения с периодической занятостью каждого воспитанника 2-3 раза в неделю по 1,5-2 часа. Источником активности воспитанников становится их художественно - эстетическая деятельность на занятиях, сочетающая в себе эмоциональное восприятие музыки, понимание ее смысла, анализ средств музыкальной выразительности, исполнительская деятельность, собственная интерпретация и эмоциональная оценка музыкальных произведений. Музыкальное воспитание в объединении строится на органичном сочетании нескольких элементов: народная музыка, классика, современная музыка, авторская песня. Кроме того, специфические возможности дополнительного образования, направленность деятельности объединения на музыкальное развитие детей дают возможность принимать детей без специального отбора. Таким образом, обучение в объединении «Серебряные струны» доступно всем детям независимо от их способностей.
Новизна и оригинальность программы заключается в реализации идеи эффективного развития творческой личности в условиях сотворчества учащихся в разновозрастном творческом объединении; в комплексном подходе к обучению детей и в разноплановом подборе репертуара; во включении в него пьес, сочиненных педагогами и воспитанниками объединения; в знакомстве с авторской песней, историей ее развития, творчеством отдельных авторов-исполнителей; в занятиях по изучению классической и современной поэзии, в организации психологического сопровождения образовательного процесса, которое осуществляется через психологические тренинги.
Результатом освоения программы является овладение воспитанниками практическими навыками владения музыкальными инструментами; развитие умений и навыков творческого музицирования; изучение особенностей различных стилей и направлений музыки; формирование элементарных основ вокального исполнительства и актерского мастерства. Кроме того, в процессе прохождения воспитанником программы объединения происходит выявление индивидуальных способностей и развитие певческих навыков воспитанника; развитие поэтического, музыкального и исполнительского мастерства; развитие эмоциональной отзывчивости средствами восприятия музыки; формирование музыкального мышления, воображения, вкуса; расширение музыкального кругозора воспитанника; воспитание художественного вкуса и приобщение к лучшим образцам отечественной культуры и искусства.
Кузнецова Л. П.
ГОУ ДОД РМЭ
«Дворец творчества детей и молодёжи»
г. Йошкар-Ола
ГАРМОНИЧНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ МУЗЫКИ И РИТМИЧЕСКИХ ДВИЖЕНИЙ
НА ЗАНЯТИЯХ РИТМИКОЙ В УДОД
Сегодня жизнь человека стала оцениваться мерой успеха, признания и достижения конкретных целей, поэтому всестороннее развитие дошкольника средствами музыки и ритмических движений играет немаловажную роль в развитии творческой и гармонично успешной личности ребёнка.
Во «Дворце творчества детей и молодежи» для занятий по ритмике с детьми дошкольного возраста характерен игровой метод проведения занятий. Игра придает образовательному процессу привлекательную форму, облегчает процесс запоминания и освоения упражнений, повышает эмоциональный фон занятий, способствует развитию мышления, воображения и творческих способностей ребенка. Дошкольники в процессе обучения овладевают не только двигательными навыками и умениями, но и опытом творческого осмысления музыки, ее эмоционально-телесного выражения. Этот опыт и умения помогут им в дальнейшем успешно осваивать и другие виды художественно-творческой деятельности: обучение хореографии, гимнастике, а также занятия в музыкальных школах, секциях, театральных студиях.
Детям дошкольного возраста легче выразить свои чувства и эмоции через движения, через пластику своего тела. Музыка, представляя собой по выражению В.Д. Днепрова «звучащее мироощущение», необычайно расширяет эмоциональный спектр личности: активизирует чувства, эмоции, переживания, создает условия для осмысления красивого и безобразного, доброго и злого, любви и ненависти. Различные по настроению и характеру музыкальные произведения пробуждают и стимулируют фантазию ребенка, помогают в движении, через пластическую выразительность передавать свои впечатления и чувства от восприятия музыки.
На занятиях через игру происходит развитие музыкального кругозора, чувства ритма, музыкального слуха. В танцевальной игре «Угадай-ка» дети учатся различать звуковысотное и темповое восприятие. Используются образы птички, медведя, солнышка и др. Игра «Тик-так» способствует определению сильной и слабой доли, используется музыка польки 2/4, вальса 3/4. В игре «Телефон» дети повторяют ритмический рисунок за педагогом.
Для знакомства с азами танцевального искусства и развития умения работать в коллективе используются коммуникативные танцы. Это несложные пляски, включающие элементы невербального общения, смену партнеров, игровые задания. Движения и фигуры в таких плясках очень просты, доступны для исполнения дошкольниками. Коммуникативные танцы построены на жестах и движениях, которые выражают дружелюбие, открытое отношение людей друг к другу и производят положительные радостные эмоции. В коммуникативных танцах все - участники и создатели игрового действия, что является весьма существенным, поскольку снимает механизм оценивания и раскрепощает ребенка. Тактильный контакт, осуществляемый в танце, способствует развитию доброжелательных отношений между детьми, нормализует социальный климат в детском коллективе.
Развивать фантазию и способность к импровизации помогают музыкальные и танцевальные игры, рекомендованные в сборнике И.Каплуновой, И.Новоскольцевой «Музыка и чудеса». Особое внимание авторами уделяется подбору музыкального сопровождения, направленного на развитие музыкально-двигательного воображения. Поэтапная работа включает в себя: этюды, двигательную импровизацию с предметами (перышками, шарфами, лентами, листочками), двигательную импровизацию с речевым сопровождением. Для этюдов используются забавные сказки, истории, которые педагог рассказывает и одновременно показывает в движении детям. Потом дети передают в движении свои фантазии, слушая музыку.