Применение современных информационно-коммуникационных технологий на уроках технологии
Иванов Ю.С., ФГБОУ ВПО «АмГПГУ»,
Черемухин П.С., МОУ СОШ №14,
г. Комсомольск-на-Амуре, Россия
Information and communication technologies in education, their advantages, problems of implementation in the educational process. Software used in class technology.
Развитие общества сегодня диктует необходимость использовать новые информационные технологии во всех сферах жизни. Современная школа не должна отставать от требований времени, а значит, современный учитель должен использовать компьютер в своей деятельности, т.к. главная задача школы - воспитать новое поколение грамотных, думающих, умеющих самостоятельно получать знания граждан.
В связи с широким внедрением информационных технологий изменилась и роль учителя. Он перестал быть первоисточником информации и превратился в посредника, облегчающего её получение.
Как выяснилось, большую пользу информационные технологии могут принести учителю технологии. Ведь предмет « Технология» - это один их тех предметов, которые позволяют очень лаконично соединять современную технику и процесс обучения. Именно поэтому мы в своей практике пытаемся соединять информатику и технологию.
Достоинства ИКТ в процессе обучения
Теоретические знания и практические навыки по ИКТ при подготовке и проведении уроков технологии, позволяют учителю:
· повысить интерес к предмету;
· сделать урок современным;
· сделать урок доступным для усвоения материала учениками;
· дает возможность эмоционально и образно подать материал;
· способствует установлению отношения взаимопонимания, взаимопомощи между обучающимся и учителем;
· повысить профессионально-педагогическую компетенцию учителя.
Одним из очевидных достоинств применения ИКТ на уроках является усиление наглядности.
В связи с этим необходимо вспомнить великого педагога К.Д. Ушинского, который считал: «Детская природа ясно требует наглядности. Учите ребенка, каким-нибудь пяти неизвестным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними; но свяжите с картинками двадцать таких слов – и ребенок усвоит их на лету. Вы объясняете ребенку очень простую мысль, и он вас не понимает; вы объясняете тому же ребенку сложную картину, и он вас понимает быстро. Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова, начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное, заговорит свободно…».
В работах А.А. Богуславского [1], В.М. Казакевича [2, 3], В.А. Колесникова [4], Г.А. Мочалова [5], Г.Н. Некрасовой [6, 7], Г.М. Пташкина, А.В. Лызлова [8], А.Н. Терёхина [9], Н.П. Шипицина [10] и др. обоснованы дидактические проблемы теории и практики применения информационных технологий как дидактического средства в технологическом образовании.
Из этих работ следует, что применение ИТ особенно актуально в образовательной области «Технология», т.к. необходимость использования ИТ в процессе технологического и допрофессионального обучения школьников обусловлена тем, что ИТ являются:
· основой в системах автоматизированного проектирования технологических процессов (САПР);
· основой работы технологических, транспортных роботов.
· единственным современным методом обработки информации, необходимой для обучения технологиям создания изделий или услуг.
· необходимой составной частью метода проектов - одного из основных методов обучения технологии.
Использование ИТ на уроке
Возникает вопрос: А когда же использовать ИКТ на уроке. Ответ - в любое время: в начале, в середине или в конце урока при подведении итогов работы, то есть можно дополнить лекцию, рассказ, показ приемов выполнения практического задания - фрагментарно.
Достаточно детально продумать последовательность подачи изображений на экран, чтобы обучающий эффект был максимально большим. Ведь средства мультимедиа, предоставляют учителю, возможность, показать необходимое изображение с точностью до мгновения.
При проектировании урока учитель может использовать различные программные продукты:
1. Языки программирования - с их помощью учитель может составить различные программные продукты, которые можно использовать на различных этапах урока, но их применение для преподавателя-предметника затруднительно. Составление проекта при помощи языка программирования требует специальных знаний и навыков, а также больших трудозатрат.
2. Возможно при подготовке и проведении урока использование готовых программных продуктов (энциклопедий, обучающих программ и т.п.). Использование компьютерной технологии при изучении технологии в средней школе открывает широкие возможности для создания и использования сложного наглядно-демонстрационного сопровождения на уроке или при выполнении лабораторной работы. Кроме того, при повторении пройденного материала ученик самостоятельно воспроизводит все демонстрационные эксперименты, которые учитель показывал на уроке. При этом он может прервать эксперимент, остановить его или повторить ту часть, которая плохо усвоилась. Такой подход развивает инициативу и способствует повышению интереса учащихся к изучаемому предмету.
3. Большую помощь при подготовке и проведении уроков оказывает учителю пакет Microsoft Office, который включает в себя кроме известного всем текстового процессора Word еще и систему баз данных Access и электронные презентации PowerPoint.
4. Система баз данных предполагает большую подготовительную работу при составлении урока, но в итоге можно получить эффективную и универсальную систему обучения и проверки знаний.
5. Текстовый редактор Word позволяет подготовить раздаточный и дидактический материал.
6. Электронные презентации дают возможность учителю при минимальной подготовке и незначительных затратах времени подготовить наглядность к уроку. Уроки, составленные при помощи PowerPoint, зрелищны и эффективны в работе с информацией.
7. Интерактивные системы моделирования позволяют не только рассмотреть какой-либо процесс, но и принять в нем участие.
Рассмотрим несколько примеров применения современных ИКТ на уроках технологии.
Огромное внимание в учебных программах по технологии уделяется изучению технологий важнейших отраслей промышленности. Так, например, урок в 5 классе «Профессии столяра и плотника в современном мире. ХКК ГОС. Фанера. Получение, свойства», многие подобные темы можно наглядно показать средствами экскурсий. Но зачастую это оказывается довольно трудновыполнимой задачей из-за отсутствия подобного рода предприятий поблизости. Но что мешает учителю технологии найти в глобальной сети интересный фильм по данной тематике и показать его учащимся? Сложно найти - «Спроси у Гугла». http://trudovik.ucoz.ua/load/13-4-2
В 5 классе в четвертой четверти один из уроков посвящен защите собственных изделий, которую можно организовать в виде конкурса с буклетами и мультимедиа презентациями, выполненными учениками.
Зачастую на протяжении всего курса технологии учителю приходиться объяснять устройства сложных технических устройств. С использованием интерактивных обучающих материалов данные темы становятся нагляднее и интереснее.
Если же технологию рассматривать не как предмет, а как предметную область, в совокупности с черчением и изобразительным искусством, то можно отметить следующее.