Отрядное дело. технология ктд

Поступательное движе­ние коллектива вперед, его развитие невозможно без существования соответствующих ресурсов его жизнедеятельности, которые обеспечивали бы как долговремен­ную программу его развития, так и деятельность в конкретно складывающихся ситуациях.

Отрядная деятельность – это мероприятия, позволяющие раскрывать потенциальную сферу отряда, направленные на взаимодействие всего детского коллектива.

Потенциальная сфера отряда − это своеобразная «кладо­вая» жизненных ресурсов детской общности, обеспечивающих развитие коллектива как со­циальной системы. В качестве потенциалов могут выступать и выступают нравст­венные нормы коллектива, сложившееся общественное мнение, организованность, наличие способных организаторов (организа­торский фонд коллектива), определенный уровень сплоченности, отлаженная система управления и др.

Для чего проводится отрядное дело:

→ создание устойчивых межличностных отношений;

→ проявление личностных позиций каждого члена отряда;

→ достижение общих целей;

→ организация досуга ребят;

→ реализация потребности быть нужным в отряде;

→ развитие различных навыков, способностей;

→ формирование психологического климата (состояние коллектива, отражающееся в эмоциональных переживаниях ребят, их отношениях ко всем значимым для отряда явлениям);

→ сплочение коллектива (устойчивая характеристика единства связей и отношений);

→ переход от номинальной группы (группа слу­чайно собравшихся людей или собранная волею обстоятельств) − до высшего коллектива.

Ниже представлено видовое разнообразие отрядных мероприятий:

→ прогулки и экскурсии;

→ индивидуальные и коллективные беседы;

→ подготовка к общелагерным (дружинным) мероприятиям;

→ работа по программе отряда;

→ «огоньки» (вечерние сборы).

По направленности отрядные дела подразделяются на:

1. экологические («Поход», «Экологическая тропа»);

2. спортивные («Зов Джунглей», «Веселое купание»);

3. познавательные («Спрут», «Пожар»);

4. художественные («Страсти-мордасти», «Мини Мисс»);

5. трудовые («Чистота спасет мир», «Операция уют»);

6. экономические («Арбат», «Кто хочет стать миллионером?»);

7. патриотические («Военный бал», «Россия в 21-м веке»);

8. общественно-политические («Отрядные выборы»).

По форме проведения внутриотрядные мероприятия делятся на:

1. тематический день («День ТV», «День Св. Валентина», «Книга рекордов Гиннеса»);

2. игры на местности («Поиски пропавшего вожатого», «Снайпер»);

3. деловые и интеллектуальные игры («Президиум», «Кто ты, кто я?»);

4. тренинговые и тестовые программы;

5. конкурсные программы («Ха-ха», «В мире сказок»);

6. коллективные творческие дела;

7. «вертушка» - игра по станциям («Шерлок Холмс и все-все-все»).

По способу подготовки:

1. мероприятие проводится вожатым;

2. мероприятие проводится вожатым с участием ребят (инициативная, творческая группа);

3. ребята самостоятельны, вожатый руководит только ходом подготовки и проведения.

При подготовке к отрядному мероприятию вожатому следует учесть:

→ возрастные особенности ребят;

→ социальные особенности;

→ интересы ребят;

→ уровень сложившихся взаимоотношений;

→ психологическое и физическое состояние отряда.

Алгоритм разработки и проведения отрядного дела:

1. Подготовка и настрой:

выбрать актуальную тему, определить основные цели и задачи, которые будут реализованы в данном мероприятии;

определиться с формой проведения дела, а также временем и местом;

разработать сюжет мероприятия с распределением ролей;

оформление (художественное: элементы реквизита, украшение отрядного места);

объявление, реклама (заранее вызвать заинтересованность);

подумать о музыкальном сопровождении;

костюмы ведущих, участников;

при необходимости определиться с составом жюри и критериями оценок.

2. Проведение дела (следует учитывать следующие моменты):

эмоциональная завязка, постепенное развитие (от простого к сложному), красочная кульминация;

чередование видов деятельности;

интересные задания (одинаковые по направленности и сложности)

владеть вниманием публики (игры с залом);

использовать технические средства: аудио (музыкальное, шумовое оформление, игра и пение под гитару), видео (просмотр и обсуждение видеороликов);

занятость, по возможности, всех детей.

3. Итог (следует подвести итоги отрядного дела, провести награждение участников, а также анализ мероприятия).

Методика разработки плана наиболее

Наши рекомендации