Отрядное дело. технология ктд
Поступательное движение коллектива вперед, его развитие невозможно без существования соответствующих ресурсов его жизнедеятельности, которые обеспечивали бы как долговременную программу его развития, так и деятельность в конкретно складывающихся ситуациях.
Отрядная деятельность – это мероприятия, позволяющие раскрывать потенциальную сферу отряда, направленные на взаимодействие всего детского коллектива.
Потенциальная сфера отряда − это своеобразная «кладовая» жизненных ресурсов детской общности, обеспечивающих развитие коллектива как социальной системы. В качестве потенциалов могут выступать и выступают нравственные нормы коллектива, сложившееся общественное мнение, организованность, наличие способных организаторов (организаторский фонд коллектива), определенный уровень сплоченности, отлаженная система управления и др.
Для чего проводится отрядное дело:
→ создание устойчивых межличностных отношений;
→ проявление личностных позиций каждого члена отряда;
→ достижение общих целей;
→ организация досуга ребят;
→ реализация потребности быть нужным в отряде;
→ развитие различных навыков, способностей;
→ формирование психологического климата (состояние коллектива, отражающееся в эмоциональных переживаниях ребят, их отношениях ко всем значимым для отряда явлениям);
→ сплочение коллектива (устойчивая характеристика единства связей и отношений);
→ переход от номинальной группы (группа случайно собравшихся людей или собранная волею обстоятельств) − до высшего коллектива.
Ниже представлено видовое разнообразие отрядных мероприятий:
→ прогулки и экскурсии;
→ индивидуальные и коллективные беседы;
→ подготовка к общелагерным (дружинным) мероприятиям;
→ работа по программе отряда;
→ «огоньки» (вечерние сборы).
По направленности отрядные дела подразделяются на:
1. экологические («Поход», «Экологическая тропа»);
2. спортивные («Зов Джунглей», «Веселое купание»);
3. познавательные («Спрут», «Пожар»);
4. художественные («Страсти-мордасти», «Мини Мисс»);
5. трудовые («Чистота спасет мир», «Операция уют»);
6. экономические («Арбат», «Кто хочет стать миллионером?»);
7. патриотические («Военный бал», «Россия в 21-м веке»);
8. общественно-политические («Отрядные выборы»).
По форме проведения внутриотрядные мероприятия делятся на:
1. тематический день («День ТV», «День Св. Валентина», «Книга рекордов Гиннеса»);
2. игры на местности («Поиски пропавшего вожатого», «Снайпер»);
3. деловые и интеллектуальные игры («Президиум», «Кто ты, кто я?»);
4. тренинговые и тестовые программы;
5. конкурсные программы («Ха-ха», «В мире сказок»);
6. коллективные творческие дела;
7. «вертушка» - игра по станциям («Шерлок Холмс и все-все-все»).
По способу подготовки:
1. мероприятие проводится вожатым;
2. мероприятие проводится вожатым с участием ребят (инициативная, творческая группа);
3. ребята самостоятельны, вожатый руководит только ходом подготовки и проведения.
При подготовке к отрядному мероприятию вожатому следует учесть:
→ возрастные особенности ребят;
→ социальные особенности;
→ интересы ребят;
→ уровень сложившихся взаимоотношений;
→ психологическое и физическое состояние отряда.
Алгоритм разработки и проведения отрядного дела:
1. Подготовка и настрой:
выбрать актуальную тему, определить основные цели и задачи, которые будут реализованы в данном мероприятии;
определиться с формой проведения дела, а также временем и местом;
разработать сюжет мероприятия с распределением ролей;
оформление (художественное: элементы реквизита, украшение отрядного места);
объявление, реклама (заранее вызвать заинтересованность);
подумать о музыкальном сопровождении;
костюмы ведущих, участников;
при необходимости определиться с составом жюри и критериями оценок.
2. Проведение дела (следует учитывать следующие моменты):
эмоциональная завязка, постепенное развитие (от простого к сложному), красочная кульминация;
чередование видов деятельности;
интересные задания (одинаковые по направленности и сложности)
владеть вниманием публики (игры с залом);
использовать технические средства: аудио (музыкальное, шумовое оформление, игра и пение под гитару), видео (просмотр и обсуждение видеороликов);
занятость, по возможности, всех детей.
3. Итог (следует подвести итоги отрядного дела, провести награждение участников, а также анализ мероприятия).
Методика разработки плана наиболее