Игровой блок «Общелагерное и отрядное знакомство» в оргпериод

Цель занятия: освоение студентами методики организации оргпериода в ДОЛ, технологии проведения игр на знакомство, игр на сплочение детского коллектива, игр в транспорте, пополнение «портфолио».

Форма занятия: творческая мастерская с элементами тренинга

Практическая часть:

Игры на знакомство и сплочение детского коллектива:

Название Краткое описание Цель игры Кол-во участников Примечание
«Снежный ком» По кругу каждый называет свое имя и имена уже назвавших перед ним. Знакомство и сплочение группы До 20  
«Путаница» Каждый берет за руки двух разных людей, стоящих, желательно, не рядом. Задача – не разнимая рук распутаться в новый круг. Сплочение и бережное отношение друг к другу, снятие возбуждения. 5-10 Перед началом распутывания рекомендуется отметить необходимость бережного отношения друг к другу, уникальность и ценность каждого. Можно использовать для завершения занятия.
«Черные шнурки» Все сидят на стульях в кругу, ведущий в центре круга предлагает поменяться местами тех., у кого, например, черные шнурки. Задача всем найти себе место, в том числе и ведущему. Тот, кто место не нашел, становится ведущим.   Разрядка, возможность для проявления фантазии, возможность увидеть общее. 6-25 По мере овладения игрой взрослые ведущие могут подавать пример называния более интересных признаков, как то определенных отношений.
«Вася – Вася» Вся группа задает определенный ритм с помощью хлопков по коленям и щелчков пальцами. Во время первого щелчка называют свое имя, во время второго имя другого человека, на которого смотрит, не сбиваясь с ритма. Знакомство, внимание, наблюдательность, координация. 5-10 Желательно во время называния чужого имени смотреть на адресата.
Имена- качества Каждый придумывает какое- либо качество личности, свойство характера, начинающееся на ту же букву что и имя (например: Лариса- любовь, Сергей- скромность) которое он мог бы привнести в эту группу сегодня. Знакомство, создание доброжелательной атмосферы. Любое Подходит для начала 3-4 занятия, когда участники уже чувствуют себя достаточно безопасно.
Вопросы на бумажках Каждый пишет на маленькой бумажке вопрос, на который хотел бы получить ответ. Вопросы складываются в шляпу, перемешиваются и раздаются участникам в произвольном порядке. Каждый участник отвечает на тот вопрос, который ему достался. Знакомство, выход на серьезный разговор, возможность увидеть товарищей по группе с новой стороны. Любое Возможный уход от серьезной работы- написание вопросов типа «Какого цвета у меня волосы». Ведущий может заранее сказать, каково было бы ему получить такой «вопрос-отмазку»
Знакомство по парам Участники разбиваются по парам, желательно по принципу наименьшей «знакомости». В течение 10 минут рассказывают друг другу о себе, потом представляют партнера другим участникам, говоря о нем от первого лица, стоя за спиной и положа руки на плечо сидящего впереди партнера. Затем упражнение обсуждается. Знакомство, опыт общения, опыт восприятия информации о другом и о себе со стороны. Внимание к личности другого. Четное 8-16 Упражнение может вызвать сильное переживание, во время обсуждения надо это учитывать.
«Поиск общего» Группа делится на двойки, и два человека находят определенное количество общих признаков, затем двойки объединяются в четверки с той же целью. Знакомство, внимание к личности другого и проявление своей личности. 8-30 Ведущий по своему усмотрению может остановить процесс на четверках, восьмерках и т. д.  
«Времена года» Участники молча разбиваются на группы по временам года, соответственно дате рождения. Затем каждая группа пантомимически изображает свое время года, задача всех остальных- угадать какое. Разрядка, знакомство, сплочение группы. 10-25  
«Дни рождения» Участники молча строятся в линейку по дням рождения. Разрядка, знакомство, сплочение группы 5-30  
«Построиться по …» Участники строятся в шеренгу по любому признаку (рост, цвет волос, веселость, активность и т. д.) Разрядка, сплочение. Осознание относительности любой системы оценки. Любое Важен комментарий ведущего по поводу разных систем оценки. Это может помочь осознать подростку первый он или последний зависит не от него, а от оцениваемого критерия.
«Колпак» «Колпак мой треугольный, треугольный мой колпак. А если не треугольный, то это не мой колпак». Все поют песню несколько раз, каждый раз прибавляют обозначение слова жестом. Последнее исполнение песни состоит практически из жестов. Разрядка, смех, ощущение цельности группы. Любое Хорошо проводить во время заключительных занятий.
«Поджигатель» Все берутся за руки цепочкой и закручиваются вокруг одного человека в плотный клубок. Один из участников «поджигатель» предлагает группе «огонек». Сначала все отказываются, затем соглашаются и когда «поджигатель» дотрагивается до крайнего участника, цепочка раскручивается с целью поймать в круг «поджигателя». Когда поймают – издают громкий вопль. Разрядка, сплочение группы. 6-12 У некоторых участников игры тесный физический контакт внутри «клубка» может вызывать напряжение.
«Телетайп» Участники встают в круг, держась за руки. Один из участников посылает телеграмму, называя имя адресата. Телеграмма передается по кругу незаметным нажатием рук. Задача ведущего. который стоит в центре, заметить пожатие. Тот, кого заметили, становится ведущим. Групповое сплочение, снятие возбуждения. 6-20 Можно использовать для завершения занятий.
«Фруктовая корзина» Участники сидят в кругу, ведущий в центре. Каждый придумывает себе название фрукта. Ведущий говорит какие фрукты он купил на базаре и они должны поменяться местами. Задача ведущего- успеть занять место. Тот, кто остался без места, становится ведущим. Разрядка 6-15  
«Стул сгорел» Стулья (на один меньше, чем участников) ставятся в круг сиденьями наружу. Все бегают по кругу, не касаясь стульев и по команде ведущего садятся. Тот, кому не хватило стульев, выбывает. Разрядка 6-30 Неизбежен соревновательный характер игры. При большом количестве участников можно убирать несколько стульев.
«Ассоциации» Мяч перекидывается в кругу (произвольно) и каждый у кого в руках мяч, называет слово. Тот, кому перекинули называет слово- ассоциацию к сказанному предыдущим участником. Ассоциативное мышление, знакомство. 6-20 Может быть задана тема для ассоциаций. Игра может быть переходом от одной темы к другой.

Занятие 4.

Методика разработки сценарного плана творческого мероприятия

Цель занятия – знакомство с теорией и технологией разработки сценарного плана творческого мероприятия, пополнение «портфолио».

Форма – практическое занятие

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие «сценарный план». Форма сценарного плана.

2. Режиссура мероприятий: определение темы, художественная идея и ее развитие, образное решение идеи, пути воплощения режиссерского замысла. Факторы, влияющие на реализацию режиссерского замысла.

3. Структура сценария: завязка действия, развитие действия, кульминация, финал, организационное обеспечение мероприятия.

Практическая часть.

1. Анализ конкретных сценариев творческих воспитательных мероприятий в ДОЛ (см. дополнительный материал к занятию).

2. Выполнение группового задания «Разработка сценарного плана и плана организационного обеспечения мероприятия» (по выбору студента)

Занятие 5.

Наши рекомендации