Примерная схема анализа поведения и деятельности, обучающихся на уроке.
ДЛЯ СТУДЕНТОВ IV КУРСА ФФ
(в рамках педагогической практики)
Руководитель по психологии:
к.псх.н., доцент кафедры
педагогики и психологии
Архипова И.В.
\
Самара, 2017 г.
В результате прохождения педагогической практики по блоку «Психология» студенту необходимо:
1. Провести комплексное изучение индивидуально-психологических особенностей обучающихся во время урока, с помощью эмпирических методов наблюдения.
2. Эмпирические методы исследования:
· Наблюдение
· Беседа
· Анализ продуктов деятельности
План изучения индивидуально-психологических особенностей учеников во время урока.
1. Предварительное знакомство с учениками.
2. Доверительная беседа с учениками.
3. Проведение беседы с классным руководителем, организатором внеклассной работы, активом класса об индивидуальном подходе к ученикам в учебно-воспитательной работе.
4. Включенное социально-психологическое наблюдение обучающихся: на уроках, внеклассных мероприятиях, в межличностных ситуациях общения.
5. Проведение эмпирического исследования, анализ и интерпретация результатов.
Психологический анализ урока
Цель –операционализация, развитие понятий о способах организации учебной деятельности учащихся, саморефлексия.
Задачи:
- Развитие понятия о мотивации учебной деятельности;
- Освоение общего способа целостного анализа урока;
- Воспитание исследовательской культуры, стиля педагогического общения;
- Развитие профессионального самоанализа, педагогической рефлексии.
Основные аспекты психологического анализа урока
1. Психологическая оценка целей урока.
2. Психологические особенности организации познавательной активности учащихся.
3. Мотивация учебной деятельности школьников.
4. Стиль педагогического общения.
5. Профессиональная рефлексия автора урока.
Примерная схема анализа поведения и деятельности, обучающихся на уроке.
(Схема психологического анализа урока)
I. Общие сведения об уроке:
Дата. Класс (младший подростковый, средний подростковый и старший подростковый возраст). Предмет, тема урока.
II. Тип урока:
Место урока в программе по данной теме.
III. Структура урока:
1. Соответствует ли данная структура намеченному типу урока;
2. На сколько последовательно расположены основные части урока (опрос, объяснение нового материала, закрепление).
IV. Содержание урока.
Соответствие содержания урока программе, полнота, научность, систематичность, связь теории с практикой. Активизация работы учащихся на уроке. Использовались ли дифференциация и индивидуализация работы учащихся на уроке.
V. Организация познавательной деятельности.
1. Внимание (преобладающий вид внимания учащихся в разные периоды урока, степень устойчивости внимания класса, управление вниманием класса, какие способы использовал учитель для организации внимания).
2. Восприятие (как учитель готовит учеников к восприятию нового материала, соотношение зрительных и слуховых восприятий во времени).
3. Память (механическое и смысловое запоминание, полнота и последовательность воспроизведения, забывание, проявления кратковременной и долговременной памяти – объяснение этих явлений).
4. Мышление (мыслительные операции, вид мышления, степень самостоятельности и творчества учащихся при решении задач и усвоении новых понятий, какие логические формы мышления инициировались деятельностью учителя).
VI. Эмоциональное состояние учащихся на уроке. (преобладающие их виды: заинтересованность, скука, радость, досада, страх и т.д., их стимулирующий или угнетающий эффект, объяснение причин этих состояний).
VII. Мотивация учебной деятельности (подчеркивание важности, необходимости данной темы в составе учебного предмета или жизни, опора на жизненный опыт учащихся, их ранее усвоенные знания, интересы.)
VIII. Проявление и формирование личности учащихся.
1. Интересы (условия, способствующие формированию интереса к данному учебному предмету, проявление учебных интересов, упущенные возможности).
2. Убеждение (переход знаний в убеждение).
3. Чувства (проявление интеллектуальных, нравственных, эстетических чувств у учащихся, моменты урока, формирующие эти чувства, упущенные возможности).
4. Характер (проявление аккуратности, исполнительности, самостоятельности, настойчивости и т.д., учебно-воспитательные ситуации, способствующие их воспитанию).
5. Способности (общие и специальные способности, условия, создаваемые на уроке для их развития).
IX. Стиль педагогического общения (эмоциональный тонус работы педагога, дисциплинарное воздействие на уроке).
X. Перцептивная, организаторская функции деятельности учителя (умение воспринимать психическое состояние учащихся, организация собственной деятельности и деятельности школьников).
XI. Профессиональная рефлексия (мнение педагога о собственном уроке, достигнуты ли цели урока в соответствии с замыслом, конструктивные пути преодоления собственных недостатков).
XII. Выводы и предложения по совершенствованию урока как основной формы учебно-воспитательной работы, по повышению его эффективности и развитию учебно-познавательной активности, творчества учащихся.
Перед тем, как студенты приступят к ответу на данные пункты психологического анализа урока, целесообразно рекомендовать им углубить свои познания в области организации внимания, мышления школьников.
В выполнении задания можно придерживаться следующих позиций наблюдения:
· Как влиял учитель на внимание учащихся в начале урока?
· Огласил ли цели урока?
· Приобщил ли учащихся к формированию целей, частных задач урока?
· Можно ли сказать, что речь педагога была достаточно последовательной и выразительной для поддержания внимания и активизации мышления?
· Реализовал ли учитель какие-нибудь приемы поддержания и развития внимания?
· Реализуются ли в ходе объяснения логические приемы?
· Как часто учитель стимулировал учеников к осмыслению пройденного и объясняемого материала?
· Опирался ли педагог на жизненный опыт учащихся, их ранее усвоенные знания и интересы?
· Развивает ли учитель у школьников умение выводить следствия из общих закономерностей
· Можно ли сказать, что содержание урока способствовало развитию мотивов учения?
· Можно ли сказать, что на уроке имелся потенциал для развития учебной самостоятельности учащихся, умения учиться?
· Способствовало ли педагогическое общение организации умственной активности учащихся?
· Каков был эмоциональный тонус работы педагога?
· Если были недостатки в деятельности учителя, то каковы конструктивные пути их преодоления?
Как еще отмечал П.П.Блонский, «всякий учитель сможет привести несколько примеров из своей педагогической практики, когда он наталкивается на случаи непонимания детьми рассказа, объяснения и т.д. Кажется, так просто, понятно, а ученики, тем не менее, не понимают» Затруднения педагога вполне закономерны, если учесть, что «мышление существует… только как непрерывное взаимодействие субъекта с объектом действия и познания, т.е. как специфическая деятельность.»
В результате психологического анализа урока у студентов развиваются понятия о способах организации учебной деятельности учащихся, о мотивации этой деятельности, о педагогическом общении. Воспитывается исследовательская культура, создаются условия для постепенного обращения способа анализа деятельности коллег в способ профессионального самоанализа.