V. Изучение нового материала.
1. Кроссворд.
– Давайте разгадаем кроссворд и определим еще один прием построения загадок.
1) Над землей трава,
Под землей алая голова.
2) И на горке, и под горкой,
Под березой и под елкой
Хороводами и в ряд
В шапках молодцы стоят.
3) Лето целое старалась:
Одевалась, одевалась,
А как осень подошла,
Все наряды отдала –
Сотню одежонок
Сложили мы в бочонок.
4) В морях и океанах обитает,
Но часто по небу летает.
А как наскучит ей летать,
На землю упадет опять.
5) Боится зверь ветвей моих.
Гнезд не устроят птицы в них.
В ветвях краса и мощь моя,
Скажите быстро: кто же я?
6) Бегу я, как по лесенке,
По камешкам звеня.
Издалека по песенке
Узнаете меня.
7) Белые горошки
На зеленой ножке.
8) Тетушка крутая, белая да седая
В мешке стужу везет,
На землю снег трясет,
Сугробы наметает,
Ковром землю устилает.
9) Хожу в пушистой шубе,
Живу в густом лесу.
В дупле на старом дубе
Орешки я грызу.
2. Знакомство с понятием «сравнение».
Познавательные УУД: знакомство с литературным приемом «сравнение».
– Прочитайте ключевое слово. (Сравнение.)
– С чем сравнивается подсолнух? Крапива? (Золотое решето; огонь.)
– Послушайте стихотворение Романа Сефа и запомните, что с чем сравнивает поэт:
На свете все
На все
Похоже:
Змея –
На ремешок
Из кожи;
Луна –
На круглый глаз
Огромный;
Журавль –
На тощий
Кран подъемный;
Кот полосатый –
На пижаму;
Я – на тебя,
А ты –
На маму.
– Попробуйте сравнить иначе. Внимательно оглянитесь вокруг и вы увидите, сколько удивительно похожих друг на друга вещей нас окружает!
3. Работа в рабочей тетради (с. 11, № 3).
– Соедините рисунки парами. (речка – змея, ромашка – солнце, утюг – утка, ежик – цветок.)
4. Работа по хрестоматии.
Там, где в травах ветер сладкий,
Где за полем бор стеной,
Собираю я загадки
В кузовок берестяной.
Кузовок мой –
В этой книжке.
Загляните, ребятишки!
В. Фетисов
– Попробуйте сами дать определение загадки. (Загадки – это испытание на сообразительность, смекалку, догадку, увлекательное занятие, забава.)
– Загадки бывают народные и литературные. Как вы думаете, чем они отличаются? (Народные живут много столетий, изменяются, создаются и сегодня. Это произведения устного народного творчества. Литературные созданы писателями и поэтами.)
Регулятивные УУД:свободное ориентирование в содержании и заданиях хрестоматии.
– Откройте содержание хрестоматии. Найдите загадки. Какие они? (Авторские, их написала Е. Благинина.)
а) Чтение и отгадывание загадок (коммуникативные УУД).
Работа в парах. Выразительное чтение загадок друг другу.
б) Работа над загадками Е. Благининой.
Познавательные УУД:осуществление поиска и выделение необходимой информации (работа с текстом и иллюстрациями).
– Прочитайте первую загадку. Что это? (Сосулька.)
– Какой прием использовала поэтесса? (Сравнение.)
– Какую помощь оказала иллюстрация?
– Кто знает другие загадки про сосульку?
Растет она вниз головою,
Не летом растет, а зимою.
Но солнце ее припечет –
Заплачет она и умрет.
– Прочитайте вторую загадку. Что это? (Капуста.) Вспомните народную загадку про капусту. (Учебник, с. 14.) Сравните их.
– Прочитайте третью загадку. Отгадайте. (Морковь.)
Приведите свои примеры загадок про морковь.
Аналогичная работа проводится с остальными загадками.
Физкультминутка
Кто-то утром, не спеша, ходьба на месте.
Надувает желтый шар, дети дуют и разводят руки.
А как выпустишь из рук – поднять руки вверх, хлопок.
Станет вдруг светло вокруг. Поворот.
Что это за шар?
(Солнце.)
5. Сочинение загадок.
– Сейчас мы в гостях у жителей поселка Загадочный. Как вы думаете, почему он так называется? (В нем живут загадки.)
Нас встречают герои сказки «Загадай-отгадай» Н. Грибачевой.
Учитель читает сказку.
ЗАГАДАЙ – ОТГАДАЙ*
С утра в лесу грибной дождик пошел. Ровный, тихий, теплый, долгий. После него сыроежки выскакивают, боровики, лисички, маслята, грузди, мухоморы-светофоры. Очень любят грибы такой дождик.
А заяц Коська и еж Кирюха не любят. Земля мокрая, трава мокрая, листья мокрые. Ходить тяжело. Сидят они под большой елкой, обо всем переговорили, скучно становится.
– Давай загадки загадывать, – говорит еж Кирюха, – сначала ты мне, потом я тебе или наоборот. А кто не отгадает, пусть поляну перебежит. Туда и обратно. В наказание.
– Давай, давай! – обрадовался заяц Коська. – Я все загадки сразу отгадаю. Раз – и готово! Только ты подумай, еж Кирюха, как бы тебе много бегать не пришлось.
– Ничего, – говорит еж, – побегаю. Кто начинает?
– Да ты и начинай. Я еще ничего не вспомнил.
– Добро, – согласился еж Кирюха. – Отгадывай:
Тысяча иголок, длинная рука,
Пыль сметает с полок,
Копоть с потолка.
– Знаю, знаю! – засмеялся заяц Коська. – Это ты про себя загадку загадал. У тебя иголки.
– Нет, не отгадал, – сказал еж Кирюха. – Откуда у меня длинная рука? У меня лапы короткие. Это домашняя щетка
на длинной палке.
– Правда, я проиграл, – согласился заяц Коська. – Я только про иголки помнил, а про длинную руку позабыл. Ну, побегу.
Перебежал заяц поляну, с носа вода капает. И обидно ему:как это он промахнулся? Говорит ежу:
– Первый раз каждый ошибиться может. Ты вторую загадывай. Только похитрей, а то мне на один зуб не хватит.
– Ну отгадывай, – говорит еж Кирюха, – кто это?
На живом пригорке острые иголки,
Едет на пригорке сыроежка к норке.
– Отгадал, отгадал! – обрадовался заяц. – Это домашняя щетка.
– А как домашняя щетка в лесу очутилась? И почему на ней сыроежка едет?
– Не знаю, – захлопал глазами заяц Коська. – Может, какой мальчик щетку из дома принес, а сыроежка на ней прокатиться
захотела? Я только про иголки думал.
– Опять проиграл ты. Эта загадка про нас, про ежей. Мы
на иголки грибы накалываем, домой носим да про запас сушим.
Снова пришлось зайцу Коське по мокрой траве бежать.
– Теперь я тебе, еж Кирюха, загадку загадаю. Придется и тебе побегать, а товсе я да я. Вот слушай внимательно:
Зимой – бел, летом – сер.
Не козел, не осел, а капусту съел.
– Так это ты и есть, заяц Коська! – захихикал еж Кирюха. – На зиму линяешь, из серого белым становишься, больше всего на свете капусту любишь.
– Правильно. И как это у тебя быстро получается? – удивился заяц Коська. – Ну, ничего, сейчас ты побегаешь! Что это?
С хвостиком и гладкая, желтая и сладкая.
Вроде шоколадки, а растет на грядке.
– Тут и думать нечего, – говорит еж Кирюха. – Что растет на грядке в огороде? Свекла, редька, огурцы, мак, редиска, капуста, бобы, фасоль, кукуруза, картошка. А сладкое, желтое с хвостиком и для вас, зайцев, слаще шоколада? Морковь!
– Откуда ты все знаешь? Не хочу я больше играть в загадай-отгадай. Надоело мне по мокрой траве бегать. Вот придумаю я хитрую-прехитрую загадку, какой на свете не бывало, тогда опять приду. Ладно?
– Ладно, – согласился еж Кирюха.
После этого заяц Коська недели две по лесу ходил и все под нос бормотал:
– В небо выкатился сыр, луг и поле осветил...
– Черен, а не ворон, на дереве, а не лист, стучит, а не колотушка...
– Вдоль небесных дорог раскатился горох, грач полетел, склевать захотел, как ни тянулся, ни с чем вернулся...
– Не рыба, а плавает, не дровосек, а деревья валит, не мужик, а хату построил.
Много придумал хитрых загадок заяц Коська – про месяц, дятла, звезды, облака, бобров. Радовался: вот пойдет дождь, заставит он ежа Кирюху по мокрой траве побегать. А дождя все не было и не было...
Учитель. Познакомьтесь, это Галочка-Сочинялочка. (Показ иллюстрации.) Назвали ее так потому, что она любит сочинять загадки.
– Миша спросил, все ли могут сочинять загадки? Ребята, как вы думаете, что ему ответила Галочка-Сочинялочка? (Надо быть наблюдательным, обладать фантазией и воображением.)
– А вы хотите научиться сочинять загадки? Этому мы и будем учиться в поселке Загадочный.
Галочка-Сочинялочка ведет нас по поселку (на доске нарисованы домики). Кто живет в этих домиках? Отгадайте.
Не ездок, а со шпорами.
Не сторож, а всех будит.
(Петух.)
Хозяин лесной
Просыпается весной,
А зимой, под вьюжный вой,
Спит в избушке снеговой.
(Медведь.)
Это что за зверь лесной
Встал, как столбик, под сосной?
И стоит среди травы –
Уши больше головы!
(Заяц.)
Кто на ветке шишки грыз
И бросал объедки вниз?
Кто по веткам ловко скачет
И влезает на дубы?
Кто в дупле орехи прячет,
Сушит на зиму грибы?
(Белка.)
Не дровосек, не плотник,
А в лесу первый работник.
(Дятел.)
Ползун ползет,
Иголки везет.
(Еж.)
Маленький шарик
Под лавкой шарит.
(Мышь.)
Серовато, зубовато,
По полю рыщет,
Телят, ягнят ищет.
(Волк.)
– Мы в центре поселка. Посмотрите, какая красивая клумба. Отгадайте загадки и узнайте, что на ней растет.
Рос цветок на длинной ножке –
Белый, с желтеньким глазком.
(Ромашка.)
Солнце жжет мою макушку,
Хочет сделать погремушку.
(Мак.)
Как зовут меня – скажи,
Часто прячусь я во ржи.
Скромный полевой цветок –
Синеглазый... (василек).
Регулятивные УУД:контрольный итог деятельности.
– Какие слова в загадке помогли ее отгадать?
Учитель подводит детей к выводу о том, что загаданные предметы описываются посредством других, имеющих отдаленное сходство с теми, о которых умалчивается, или на загаданный предмет только указывают его отдельные признаки.
– В загадке подчеркиваются признаки предмета: кто? какой? на что похож? что делает?
– На что надо обратить внимание при составлении загадок? (На яркие черты или особенности (для чего нужен?) предметов.)
Познавательные УУД:работа с дидактическими иллюстрациями.
– Давайте попробуем сами сочинить загадку об одуванчике. Рассмотрите цветок. Какой он? Какие слова можно использовать для загадки? (Желтый, золотой, шарик, головка, облачко, парашют.)
Галочка-Сочинялочка предлагает вам первую строчку загадки, а вы попробуйте продолжить:
Держит девочка в руке…
(Облачко на стебельке.)
В огороде у дорожки...
(Стоит солнышко на ножке.)
6. Работа в тетради (с. 12, № 4).
– Попробуйте самостоятельно придумать загадку. Используйте рисунки-подсказки. Помните правила, по которым она строится: две части, сравнение или представление неживого предмета в человеческом обличье, руководствуйтесь принципом «что на что похоже».
а) Самостоятельная работа учащихся.
б) Проверка выполнения работы.
– Какие условия вы должны были не забыть при сочинении загадки? (Не называть прямо задуманный предмет, а называть его по-другому или оживить его.)
– Рассмотрите содержание загадок. Из скольких частей они состоят? (Из 2 частей: первая часть содержит секрет, тайну.)
– С чем сравниваются предметы в загадках? (Сравниваются с другими предметами или с человеком.)
– Галочка-Сочинялочка прощается с нами, да и нам пора возвращаться, но если вам понравилось путешествие по огородам Бабы-яги, мы вскоре опять сюда вернемся.
VI. Итог урока.
– Что вы знаете о загадках? (Ответы детей.)
– Как вы думаете, вы все о них знаете? Вы сможете теперь отгадать любую загадку?
Вывод: впереди у вас еще много открытий, много новых знаний. Помните, что отгадка прячется в загадке. Ее можно отыскать, если будешь внимателен к описанию, сравнению, сопоставлению, не пропустишь намек или иносказание.
– Какие загадки вам понравились?
– Кому захотелось заниматься сочинительством загадок?
– Давайте «выпустим» книгу загадок. Сами сочиним, проиллюстрируем. Кому нравится мое предложение, начинайте дома работу.
Урок 9
ЗАКЛИЧКИ. ОБРАЩЕНИЕ К ПРИРОДЕ
Страницы: (учебник) с. 20–21; (тетрадь) с. 13–14, № 1–5.
Цель деятельности педагога:создать условия для формирования представления об игровом характере малых жанров фольклора – загадках; для формирования умений узнавать литературный прием «сравнение»; способствовать воспитанию культуры речи.
Планируемые результаты: личностные УУД:стремятся к взаимопониманию детей и взрослых, проявляют стремление к успешности в учебной деятельности; проявляют чувство любви к природе родного края; метапредметные УУД: регулятивные – принимают учебную задачу и следуют инструкции учителя; познавательные – пользуются словарными пояснениями учебника – выполняют несложные логические действия (сравнение, сопоставление); коммуникативные – преодолевают эгоцентризм в межличностном взаимодействии; предметные УУД: научатся читать вслух плавно, безотрывно по слогам и целыми словами, учитывая индивидуальный темп чтения; понимать содержание коротких произведений, воспринятых на слух, а также прочитанных в классе.
Образовательные ресурсы: рисунок с изображением ученого кота, иллюстрация «Мудрой книги», иллюстрации предметных картинок-отгадок.
Сценарий урока