( по материалам Н.С. Жуковой, Е.М. Мастюковой, Т.Б. Филичевой)
Возраст (месяцы) | Основные показатели довербального и вербального развития |
| Реакция сосредоточения на речевое общение с ребенком |
| Улыбка при общении |
| Комплекс оживления при общении со взрослым, гуление |
| Дифференцированность комплекса оживления, смех |
| Дифференциация направления звука, певучее гуление |
| Лепет |
| Готовность к совместной игровой деятельности, ориентация на колокольчик – вызванная реакция |
| Реакция на незнакомое лицо, повторение одинаковых слогов: ба-ба-ба |
| Общение с помощью жестов, игра в «ладушки» |
| Ситуативное понимание обращенной речи, предметно-действенное общение со взрослым, использование 1-2 лепетных слов, понятных при соотнесении с ситуацией |
| Использование 3 лепетных слов с соотнесением |
| Использование 3-4 лепетных слов с соотнесением; понимание простой инструкции, дополняемой жестом |
| Словарный запас увеличивается до 6 слов, ребенок понимает простую инструкцию без жеста |
| Показывает одну из частей тела, словарный запас 7-20 слов |
| Показывает три части тела, использует фразу из 2 слов, словарный запас – 20 слов |
| Показывает 5 частей тела, имеет словарный запас минимум 50 слов; понимает двухэтапную инструкцию, неадекватно использует местоимения я, ты, мне; предложения строит из 2 слов |
| Адекватно использует местоимения я, ты, мне; повторяет две цифры в правильной последовательности, имеет понятие «один» |
| Словарный запас 250 слов; использует предложения из 3 слов, овладел множественным числом существительных и глаголов. Ребенок называет свое имя, пол, возраст, понимает значение простых предлогов; выполняет задания типа «положи кубик под чашку», «положи кубик в коробку» |
Шкала оценки понимания речи у детей раннего возраста
( по материалам Н.С. Жуковой, Е.М. Мастюковой, Т.Б. Филичевой)
1 уровень Ребенок прислушивается к голосу взрослого, адекватно реагирует на интонацию (3-6 месяцев) |
5 уровень Ребенок понимает прочитанные короткие рассказы и сказки со зрительной опорой и без нее (2 года 6 месяцев – 3 года) |
4 уровень Ребенок понимает обозначение действий в различных ситуациях («покажи, кто сидит»), 2-хступенчатую инструкцию, значения предлогов в привычной ситуации. Доступно установление причинно-следственных связей (2 года 6 месяцев) |
2 уровень Ребенок понимает отдельные инструкции и подчиняется некоторым словесным командам («поцелуй маму», «дай руку»,«нель- зя») (6-10 месяцев) |
6 уровень Ребенок понимает сложноподчиненные предложения, значение предлогов вне конкретной, привычной ситуации (к 4 годам) |
3 уровень Ребенок понимает названия отдельных предметов (10-12 месяцев), узнает их изображения (12-14 месяцев), узнает их на сюжетных картинках (15-18 месяцев) |
Единое коррекционно-образовательное пространство для ребенка с речевыми нарушениями
и
Музыкаль ный руководитель |
и
Физкультурный руководитель |
РАЗДЕЛ 2. Виды речевых нарушений и их коррекция
ДИСЛАЛИЯ
Формы дислалии
Артикуляторно-фонематическая |
Артикуляторно-фонетическая |
Распространенность дислалии у детей[2]