Задания для самостоятельной работы к теме №4
1. Придумайте задания для детей (возраст определите сами), отражающие свойства длины отрезка, площади фигуры, объема тела, массы тела, промежутков времени.
2. Придумайте план обучения дошкольников измерению длины (полосками), объема (стаканами).
3.Придумайте сюжеты для работы с младшими школьниками, в процессе которых вы познакомите детей с общепринятыми мерами величин: метром, сантиметром, дециметром, килограммом, литром, секундой, минутой и др.
4.Подберите задачи из учебников для начальной школы, в которых дети используют знания о зависимостях между величинами.
5.Выпишите старинные единицы величин, встречающиеся в детской литературе. Найдите в справочниках их численные значения в единицах системы SI. В каких странах они зародились? Например, почему Дюймовочку так назвали? Чему равен 1дюйм в миллиметрах?
6. Подготовьте сообщения на темы:
«История создания и развития систем единиц величин разных народов в;
«Метрическая система мер»; «Международная система единиц SI».
ТЕМА 5
НАТУРАЛЬНЫЕ ЧИСЛА И НУЛЬ
«Мы должны склониться перед гением
Человека, создавшего (не открывшего, а
именно создавшего) понятие единицы.
Возникло Число, а вместе с ним возникла
Математика. Идея Числа — вот с чего начиналась
история величайшей из наук». Н.Н. Лузин (1883-1950) - крупнейший
российский математик
Этапы развития понятия натурального числа
Числа, которые используют при счете: 1, 2, 3, ..., называют натуральными. Понятие натурального числа является одним из основных математических понятий. К возникновению понятия числа человека привели два вида деятельности: счет и измерение. Понятие числа возникло из практической потребности человека и прошло длительный путь в своем развитии.
Чтобы прийти к современному представлению о числе, человек прошел несколько этапов.
I этап.
Множества сравниваются непосредственно путем установления взаимно однозначного соответствия между их элементами. («Яблок столько, сколько человек за столом»,) Аналогично дошкольники сравнивают множества способом наложения и приложения.
Неудобство заключается в том. что оба множества должны быть одновременно обозримы.
II этап.
Вводятся множества-посредники (камешки, зарубки, узелки, пальцы и др.). Человек не отвлекается от конкретных предметов, но уже выделяет общие свойства рассматриваемых множеств (например, «иметь поровну элементов»). Для ответа на вопрос «сколько?» малыши часто используют пальцы на руках как множества-посредники.
III этап.
Происходит отвлечение от природы множеств-посредников, возникает понятие натурального числа. При счете человек уже не говорит: «Один камешек, два камешка, ...», а называет числа: «Один, два, три, ...» Это важнейший этап в развитии понятия числа. Человек научился абстрагироваться от других свойств множества, выделяя только количество элементов в нем.
IV этап.
Числа стали не только называть, но записывать и выполнять с ними действия. Появились различные системы счислений. Создание десятичной системы, понятия нуля в Древней Индии (V-VI вв. н.э.) решило многие проблемы в этой области и получило всемирное распространение.
V этап.
Числа становятся предметом изучения, и зарождается наука арифметика (от греческого arithmos — число). Арифметика возникла в странах Древнего Востока: Вавилоне, Китае, Индии, Египте, развивалась учеными Древней Греции, стран арабского мира, европейскими учеными. Термин «натуральное число» впервые употребил римский ученый А. Боэций (около 480 — 524).
В настоящее время свойства натуральных чисел, действия над ними изучаются в разделе математики, который называется теорией чисел.
Задание 62
Проведите аналогию между этапами развития понятия натурального числа и деятельностью детей при формировании количественных представлений.
Процесс формирования представлений о числе у дошкольников в общих чертах повторяет основные этапы исторического развития этого понятия. Сначала дети сравнивают множества приемами наложения и приложения, затем соотносят с числом пальцев на руке, «потом используют натуральные числа при счете, учатся их записывать и выполнять арифметические действия.
Примечание.
Заслушиваются сообщения, предварительно подготовленные студентами на тему: «Как люди научились считать».
В процессе счета происходит также упорядочивание элементов множества А (первый элемент, второй, третий, ...), то есть натуральное число можно рассматривать и как характеристику порядка элементов в множестве А или, короче, как порядковое число. В этой роли натуральное число выступает, когда хотят узнать, каким по счету является тот или иной элемент множества.
Количественные и порядковые числа тесно связаны, и возможен переход от одного к другому, в зависимости от цели счета. Сам счет служит для упорядочивания элементов множества и для определения их количества.
Задание 63
1. Запишите все элементы множества №7. Приведите пример множества, для счета элементов которого можно использовать данный отрезок натурального ряда.
2. Являются пи данные множества отрезками натурального ряда: {О, 1, 2, 3, 4, 5}, {2, 4, 6, 8}, {1, 2, 3}, {3, 4, 5}Г
3. Предложите правила счета для дошкольника, которые помогут сформировать счетную деятельность у ребенка и избежать ошибок.
4.Приведите примеры заданий для детей, в процессе выполнения которых они будут использовать количественные и порядковые числа.