Раздел 1.6. Формы построения занятий в физическом воспитании
Общая характеристика форм построения занятий в ФВ
Процесс ФВ предусматривает взаимодействие двух основных участников: педагога-руководителя и обучающегося. Педагог должен иметь возможность организовать занимающихся, т.е. провести занятия физическими упражнениями в определенной форме. Форма построения занятий в ФВ – это способ организации занимающихся физическими упражнениями для решения задач развития физических качеств и двигательных способностей, физической подготовленности и совершенствования функциональных возможностей организма человека.
В практике построения занятий в ФВ сложились урочные и внеурочные формы, которые функционируют в системе как государственных, так и частных (коммерческих) учреждений на основе соответствующих программ. Занятия физическими упражнениями с использованием отмеченных форм могут осуществляться в группах и индивидуально, под руководством представителей заинтересованных структур (в том числе и общественных), общеорганизованно и самостоятельно. Урочные формы характерны для учреждений образования различного типа, применяются по месту учебы. Внеурочные формы более разнообразны и используются по месту учебы, работы, жительства, отдыха и др. В частности, по месту работы возможны восстановительные в режиме труда, тренировочные и соревновательные формы; по месту жительства, отдыха и др. – тренировочные и соревновательные.
Формы построения занятий в ФВ образуют организационную систему на основе научно разработанных методик и принципов ФК (Рис. 7).
Формы ФВ по месту учебы
Традиционно ФВ ассоциируется с организованными занятиями физическими упражнениями в общеобразовательных и специальных учебных заведениях. По месту учебы, как уже отмечалось, используются урочные и внеурочные формы занятий физическими упражнениями.
Достоинствами урока в ФВ являются непрерывность и четкость руководства учебно-воспитательным процессом со стороны педагога, возможность лучшего изучения занимающихся и друг друга. В процессе урочных занятий оказывается стимулирующее влияние организованного коллектива (класса, студенческой группы, физкультурно-оздоровительной группы и др.) на каждого из его членов, строго регламентируется количество одновременно занимающихся.
Классификация занятий в урочной форме
В ФВ применяются разные по содержанию, структуре и методическим особенностям урочные занятия. Они классифицируются:
- по целевой направленности – на уроки общего ФВ (ОФП) и уроки специализированного ФВ;
- по предметному содержанию – на узкопредметные и комплексные;
Детские, юношеские, взрослые; женские, мужские, смешанные |
Группы общей физической подготовки, профессионально-прикладной физической подготовки, физкультурно-оздоровительной, физкультурно-спортивной и спортивной направленности |
по месту жительства, отдыха: тренировочные и соревновательные |
по месту работы: восстановительные в режиме труда, тренировочные и соревновательные |
по месту учебы: урочные и внеурочные |
Групповые и индивидуальные |
Общеорганизованные |
Самоорганизованные |
Формы ЗАНЯТИЙ в фв |
Рис. 7. Общая модель форм построения занятий в ФВ
- по основным направлениям содержания – на простые и комбинированные.
Уроки ОФП также имеют свои разновидности:
- по целевой направленности – уроки общего ФВ, направленные на всестороннюю подготовку к любой двигательной деятельности и характерные для ФВ детей; уроки ограниченной ОФП, которыеприменяются в специализированном ФВ (спортивном, профессиональном и др.);
- по дидактическим задачам – уроки образовательной направленности,содержанием которых являются формирование и совершенствование общих и специальных знаний, интеллектуального потенциала, двигательных умений, необходимых в изменяющихся условиях жизни; уроки со специальной направленностью, содержанием которых является преимущественное совершенствование интеллектуальных, волевых и эмоциональных качеств, интересов и потребностей; урокис реабилитационно-развивающей направленностью, предназначенные для ФР и укрепления здоровья лиц разного возраста и состояния здоровья, отнесенных к ПМГ и СМГ; комбинированные уроки, направленные на решение нескольких задач ФВ: ОФП И СФП, реабилитационно-развивающей и образовательной направленности и т.п.; методические уроки, предусматривающие повышение уровня знаний и умений педагогов, тренеров, общественных физкультурных кадров в проведении занятий физическими упражнениями и физкультурно-спортивных мероприятий.
Уроки специализированного ФВ включают три вида: уроки типа спортивной тренировки в конкретном виде спорта; уроки профессионально-прикладной и военно-прикладной ФП; уроки с лечебной направленностью, содержание и методика которых обусловлены характером заболевания человека и особенностями применения других лечебных процедур.
Занятия урочного типа узкопредметной направленности характеризуются однородностью учебного материала и простой структурой занятия (по гимнастике, легкой атлетике, плаванию, спортивным играм и др.).
Комплексные уроки отличаются разнообразием учебного материала (гимнастического, легкоатлетического, игрового, ритмопластического и др.) и комбинированной структурой проведения.
Уроки со специально-воспитательной направленностью имеют три основных вида: с избирательным воспитательным воздействием, с многосторонним воздействием и контрольные. Уроки с избирательным воспитательным воздействием имеют наибольшее распространение в спортивной тренировке. Уроки с многосторонним (несколькими самостоятельными) воздействием наибольшее значение имеют в общем ФВ и прикладной ФП.
Контрольные уроки имеют место во всех направлениях ФВ, поскольку они связаны с проверкой уровня подготовленности занимающихся.
Содержание и структура занятий урочного типа
Многообразие урочных форм обусловлено разнообразием и сложностью их содержания. В содержание любого урока входят:
1. Задачи и состав физических упражнений, которые определяются направленностью и учебным материалом занятий, характером деятельности преподавателя и занимающихся, ожидаемыми изменениями в состоянии их организма, знаний и умений.
2. Деятельность педагога, состоящая из сообщения и разъяснения цели и задач урока; формулировки конкретных заданий и организации их выполнения; регулирования нагрузок; наблюдения за действиями занимающихся; анализа, обобщения и оценки этих действий; управления поведением отдельных учеников и группы в целом; коррекции взаимоотношений занимающихся и др.
3. Деятельность занимающихся, состоящая из слушания педагога, наблюдения показываемого и осмысления воспринятого, выполнения заданных двигательных действий, самоконтроля и самооценки, взаимоконтроля и взаимопомощи и др.
4. Физиологические и психические процессы в организме человека в ходе выполнения действий, запланированные и оптимальные изменения в котором приводят к желаемому функциональному состоянию в результате качественного проведения занятий и поведения занимающихся. Показатели этих изменений являются важными ориентирами для моделирования дальнейших действий педагога и занимающегося.
Для того, чтобы урок получил законченное выражение, он должен быть определенным образом структурирован. Структура урока – это упорядоченность всех целевых и содержательных его компонентов с учетом закономерностей ФВ, имеющихся ресурсов времени и условий работы.
Традиционно, как известно, структура урока состоит из трех частей: вводной (подготовительной), основной, заключительной.
Вводная (подготовительная) часть урока составляет 7–10% отводимого на урок времени. Типичными задачами вводной части являются: организовать занимающихся для выполнения физических упражнений, ознакомить их с намеченным содержанием урока и создать положительное эмоциональное состояние, подготовить организм занимающихся к предстоящим нагрузкам.
При решении этих задач на уроке используются разнообразные общеподготовительные и специальные упражнения, состоящие из построений и перестроений, различных способов ходьбы, бега, ритмичных прыжков, танцевальных упражнений, знакомых подвижных игр, упражнений с предметами (обручами, скакалками, гимнастическими палками и т.п.).
В основной части урока решаются все запланированные задачи: формирование знаний в области двигательной деятельности; обучение двигательным умениям и навыкам определенной направленности; развитие общих и специальных функций опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой и дыхательной систем; закаливание организма; формирование нравственных, интеллектуальных, волевых и эстетических качеств. Продолжительность основной части составляет 85–90% времени, отводимого на урок.
Заключительная часть урока должна быть направлена на приведение организма занимающихся в оптимальное функциональное состояние, подведение итогов выполненной учебной деятельности, ознакомление занимающихся с содержанием очередного занятия для самостоятельного выполнения необходимых для этого некоторых упражнений и др. Продолжительность этой части урока составляет 3–5% от общего времени занятия.
В заключительной части урока применяются варианты «успокаивающей» ходьбы, упражнения с незначительными перемещениями, танцевальные упражнения под медленную музыку, упражнения на расслабление и дыхание.
Содержание и продолжительность каждой части урока зависят от его типа, от особенностей и состояния занимающихся, от условий работы и других факторов. Правильно построенный урок характеризуется тем, что сочетание указанных его частей представлено в стройной системе, обеспечивающей целостность занятия. При этом построение занятий физическими упражнениями находится в определенной зависимости от имеющихся условий: места проведения (гимнастический зал, спортивная площадка, стадион, плавательный бассейн, каток и т.д.), температуры окружающей среды, состояние оборудования, количество инвентаря т.п. Качественным критерием эффективного подхода педагога к построению урока является целесообразность, в соответствии с которой заранее запланированные действия должны перестраиваться с учетом непредвиденных ранее факторов.
Внеурочные формы по месту учебы вариативны по задачам, содержанию и структуре, составу занимающихся, регулярности, времени и условиям проведения занятий. На основании этих особенностей выделяются следующие их виды:
- реабилитационно-гигиенические и рекреационно-состязательные занятия;
- общеподготовительные;
- организованные (под руководством педагога) и самостоятельные (самодеятельные);
- однократные, эпизодические и систематические;
- групповые, массовые, индивидуальные и т.д.
Задачи, содержание и выбор конкретных видов занятий определяются научно обоснованной системой ФР и физической подготовленности учащихся, их интересами и склонностями.
В реабилитационно-гигиеническом направлении внеурочные формы занятий разделяются на три составляющие:
1. Занятия общегигиенического характера: гигиеническая гимнастика; прогулки; медленный бег; купание, плавание. Они служат целям активизации, улучшения и поддержания на оптимальном уровне физического состояния организма.
2. Занятия учебно-вспомогательного характера: самостоятельные занятия, связанные с выполнением заданий педагога (методиста); репетиции к выступлениям, физкультурным праздникам, парадам. Первые, как правило, носят индивидуальный характер, вторые – являются групповыми и массовыми.
3. Занятия смешанного характера: туристские походы; подвижные и спортивные игры и развлечения рекреационного типа. Они направлены на оздоровительные цели и сориентированы на общеобразовательные и воспитательные задачи.
В рекреационно-состязательном направлении внеурочные формы направлены на решение нескольких задач и разделяются на два вида:
1. Тренировочные и соревновательные: подвижные игры высокой интенсивности, тренировки и соревнования по различным видам спорта, праздники и «дни здоровья», спартакиады и т.п.
2. Агитационные: физкультурно-спортивные конкурсы, показательные выступления лучших по уровню физической и технической подготовленности учащихся или занимающихся в спортивных секциях; занятия по теории и методике физических упражнений, правилах и способах ведения ЗОЖ в форме лекций, семинаров, диспутов и др.
Формы ФВ профессионально-прикладной направленности по месту учебы и работы
Физические упражнения профессионально-прикладной направленности для студентов (будущих специалистов) и трудящихся необходимы для развития физических и психических качеств с целью эффективного выполнения человеком своих трудовых функций. Для этого используются элементы так называемой ППФП.
В соответствии с задачами ППФП, в частности, по месту работы обычно выделяют следующие компоненты данной подготовки:
1. Восстановительные в режиме труда (производственная гимнастика, комплекс психофизических упражнений и т.п.).
2. Профилированные психофизические упражнения (комплекс специальных упражнений, направленных на снижение утомляемости и повышение работоспособности).
3. Специализированные психофизические упражнения (тренировочный процесс по формированию необходимых физических качеств и двигательных навыков работника на основе использования прикладных видов физических упражнений (спорта).
4. Спортивно-прикладные соревнования, направленные на совершенствование прикладных умений и навыков, проверку умений и навыков, приближенных к типичным условиям профессиональной деятельности в экстремальных ситуациях.
Урочные формы ППФП организуются в профессиональных учреждениях образования и являются частью учебного процесса по ФВ. Они носят организованный и обязательный характер. Внеурочные занятия ППФП студентов организуются в группах общей профессиональной или профилированной (специально профессиональной) направленности (секции по профессионально-прикладным видам спорта, соревнования соответствующей направленности и т.п.).
В условиях производства для занятий ППФП создаются ФОЦы, которые обеспечивают потребности работающих в занятии физическими упражнениями.