Фотоинформация в контексте вопросов профессиональной этики и права
Фотаін. – прыцягненне ўвагі, узрастаюць пытанні да сутнасці, змястоўных хар-к фотаінфарм., работа не абмяжоўваецца задачай “спыніць імгненне”, імгненне павінна стаць дакладным, абект - момантам ісціны. Парушэнні. 1.Недапушчальнасць “фотападтасоўкі” фактаў, 2.супраць апанентаў у тым ліку: фотамантаж; “сімвалічныя” здымкі і “дапаможныя” ілюстрацыі; неадпаведнасць тэкстоўкі зместу фотаздымка, фотападтасоўка шляхам адпаведнага абратнага ракурсу. Этычны кантэкст здымкаў празмерна натуралістычнага характару: наступствы няшчасных выпадкаў і злачынстваў; ахвяры насілля; пахаванні нябожчыкаў; медыцынскія рэпартажы; сацыяльны негатыў. 3. Абразлівыя і прыніжальныя здымкі. 4. Этычныя “табу”: ці варта публікаваць здымкі асуджаных і падазраваемых у правапарушэннях, ахвяр злачынстваў, загінуўшых. 5.“Прынцып папарацы” ў сучаснай журналістыцы.
Фотоинформация - наиболее оперативная форма отображения положительных и отрицательных сторон действительности.
Фотоинформация показывает единичный факт, обращает внимание на оперативность информации в статье. Чаще всего фотоинформация показывает одну фотографию, отображающую характерный момент. Фотоинформация должна сплотить в себе как бы все фазы сразу, показать нечто цельное и структурно организованное. Примером могут служить снимки с пресс-конференции, заседания, праздника или момент, рассказывающий о теме статьи.
На сегодняшний день, фотожурналистика имеет 4 этических принципа, к которым фоторепортер должен с уважением и особым вниманием относиться: частная жизнь, сцены насилия, сексуальная и социальная благопристойность.
Частная жизнь, а точнее вторжение в нее – больная тема современной журналистики. Она актуальна не только в текстовой информации. Сегодня ни одна статья, описывающая личную жизнь человека не мыслима без фотографий. Фотографы таблоидных изданий не задумываются над этикой своих работ, более того, чаще они работают по прямому заданию и за публикацию отвечают редактора. Относительно вежливое отношение к частной жизни имеют издания популярного развлекательного профиля. Здесь личность подана в пристойном виде: в кругу семьи или в спокойной домашней обстановке. В обоих случаях фотожурналист преследует разные цели: в первом – выставить человека в несвойственном его виде, порочащем репутацию (такие съемки даже специально делаются скрытым способом), во втором случае – человек полностью согласен с ситуацией, в которой его изображают. Тут следует сделать особую оговорку. Иногда оба эти случая могут носить общий характер. Речь идет о средствах PR, когда публичное лицо заведомо зная о том, что производится съемка (или этот процесс оговорен и инсценирован) «играет на камеру». В этой связи, текст статьи может служить рекламным целям.
Сложнее обстоит дело с изображением насилия (военных действий, личных ситуаций, прямого контакта на публичных и других мероприятиях) и социальных катаклизмов. Яркий пример таких фотографий – слезы, истерики людей, мольба о помощи. Эмоциональная составляющая дополнена другими признаками – состояние одежды, выражение лица, поза и контекст события. Все эти детали - мощное средство воздействия на публику. Чаще всего такие фотографии, выраженные в виде фотоинформации, несут цель показать всю тягость события, предупредить и обратить внимание людей, не попавших в эту беду. Статья здесь является не столько стержнем, сколько вспомогательным материалом и даже просто пояснением изображенного. Взаимодействие текста и иллюстрации здесь является вершиной журналистской этики в целом. С одной стороны журналисты и фотографы пытаются показать тяжесть события, его социальную значимость. С другой стороны, показ беззащитной личности в процессе ее драматического страдания, горя.
Еще один этический аспект - сексуальная благопристойность. Один из самых сложных вопросов журналистской этики. Он решается, прежде всего, изданием, точнее его ориентацией или иллюстративной политикой. Тут следует сказать, что современная пресса превосходит по этой проблеме все имеющиеся СМИ, за исключением, Интернета. Причем превосходит не в лучшую сторону. Многие и российские и зарубежные (западные) издания уже не обходятся без таких моментов на своих страницах. Это привлекает публику, создает видимую картину вседозволенности. Фоторепортер, таким образом, отходит на второй план и важен только в случае скрытого репортажа. Главную роль здесь играет обработка конечного снимка, за что отвечают редакторы иллюстративной информации.
Фотожурналист в гораздо большей мере зависим от этических норм, нежели публицист, готовящий статью. Фотограф должен доказать автору почему именно данное фото должно иллюстрировать его статью, как оно может с ней взаимодействовать.