Упражнение "Бабка Фекла"
Фыркнул Федька, Фыркнул Фрол, Зафырчал Весь Федькин дВор... Бабка Фекла ВздернуФ нос, ЗаФырчаф как паровоз, РасФуФырясь, как Фита, Федьку с Фролом — Взашей!
Да!
Взашей Федьку, Фрола Взашей Бабка Фекла — знай, мол наших!
Упражнение "Воля".Вы идете в метель и вьюгу. Ветер бьет в лицо, валит с ног... Погрузите себя в атмосферу обстоятельств: вызовите дрожь в теле, в губах, которые, не переставая дрожать, издают тянущийся, дрожащий звук ВВВВВВВВВВВВВВВВВВ... Начинайте действовать, призывая всю свою волю к преодолению препятствий.
— Эй, ветрило-ветродуй,
Ветродуй, в лицо
не дуй!
Валишь с ног и в дрожь
вгоняешь,
Воешь, свищешь
и пугаешь?.. Не возьмешь!
Я волевой.
В страх не ввергнешь,
Вой не вой!..
Вьюга вдруг взвилась и взвыла,
Вьюга вспять поворотила!
Верх взять воля помогла.
Воля все превозмогла.
Воспитывайте волю!
Сохраняйте дрожащее "ВВВ" в стихах: удваивайте и утраивайте согласный "в", дрожа от холода, когда разговариваете с Ветром.
Русская речь требует хорошо натренированного языка, потому что двенадцать согласных в нашей речи образуются при движении кончика или передней части языка по направлению к верхним зубам или передней части твердого нёба: Д, Т, Н, Ц, Ч, 3, С, Ж, Ш, Щ, Л, Р.
Надо натренировать хорошую вибрацию кончика языка, чтобы сонорный согласный Р не "проваливался" в слове среди звучания других согласных и гласных. И хотя в русской речи Р менее раскатистый, чем, допустим, в испанском языке, но он должен звучать определенно, не искажать смысла слова.
Упражнение "Переполох". Передайте услышанный вами грачиный крик:
Слушай...
— КРАжа!
— КРАжа!
— КРАжа!
— ГРАбят, БРАтцы!
Где же стРАжа?
— ЧтоуКРАли?
— Два пеРА,
— БезобРазие! С утРА...
— ВыуКРАли?
— МынебРАли. -
— БРАли!
— БРАли!
— КРАли!
— КРАли! Это я
Грачиный крик
Перевел На наш язык.
(А.Шибаев)
Упражнение "Чудо-песенка". Весна. Ранним утром спускаетесь к реке, чудо-песенкой радостно приветствуете пробуждающуюся
природу;
Тю-рп-рюшеньки! Рю-ре!
Трю-рю-рюрь!
Привет заре!
Трю-рю-рюрь!
Привет апрелю,
И реке, и птичьим трелям,
И березкам, и рябине,
Что стоят, как на картине.
Те-ре! Ерь-Ерь! Трю-рю-рю!
Песней встретил я зарю.
Тю-рю-рюшеньки! Рю-ря!
Прелесть песенка моя!
Незамысловатая,
Даже глуповатая.
Ну и что ж!
Зато язык
Мой вибрировать привык.
Если в самом деле вы действуете: приветствуете природу, делясь с нею радостным чувством удивления перед пробуждением жизни и внутренним взором видите объекты общения,—то Р зазвучит легко, свободно. Ведь и дыхание, и звук Р включается в активное действие.
Полезно создавать различные игровые ситуации, объединяя ряд упражнений единым содержанием. Упражнение "Чаепитие"*.
Действие 1-е: Раздуть угли в самоваре.
В миг раздуем уголек.
Нам поможет в том сапог: Ф!Ф!Ф!Ф!Ф! (третий вид в-дыхания — воздух "рывками
Действие 2-е: В самоваре закипела вода. выталкивается").
Самовар наш закипел
И по-своему запел: ПШШШ! ПШШШ! ПШШШ!
Действие 3-е: Заварка чая.
В чайник чай. И кипятком!
Льется струйка шепотком: ШШШШШШШ!
Действие 4-е: Приглашение к столу.
Приходите дяди, приходите тети,
Если чай вы любите, если чай вы пьете! Самовар зовет пить чай:
Чай горячий наливайте
Чай душистый попивайте! (грудной регистр)
Чайник зовет пить чай:
Чай горячий наливайте.
Чай душистый попивайте! (в среднем регистре)
Чашки приглашают пить чай:
Чай горячий наливайте.
Чай душистый попивайте! (в головном регистре)
Действие 5-е: Наливается чай в чашки.
В чашку крепкий чай... И вот—
Из-под крана струйка льет: ССССССССССССССССССС (первый вид выдыхания).
Действие 6-е: Кладется сахар в чашки.
Кпту-кпто-кпта — положила три куска.
Кпты-кптэ-кпти — положила тоже три.
Действие 7-е: Размешивается сахар.
Ложечка желобоковыгибистая!
Желобоковыгибистая ложечка!
Размешаем сахар в чае: чаи! чаи! чаи! чаи!
Действие 8-е: Приступили к чаепитию.
Пить люблю из чашки чай.
Ой! Горячий! Ай-ай-ай!
Нет такой нельзя нам пить.
Надо малость остудить: ФФФФФ! Ф! Ф! ФФФФФ! Ф! Ф!
ФФФФ
(первый, второй, третий виды выдыхания).
Действие 9-е: Ведется застольная беседа.
Водовоз вез воду из-под водопровода.
Водовоз вез воду из-под водопровода?
Из-под водопровода водовоз вез воду.
Чудо-водица!
Пьешь-пьешь—не напиться!
Действие 10-е: Конец чаепития.
Самовар опустел и на одном выдыхании, ровно, мерно, выпуская воздух говорит:
В другой раз гостите.
Чай пить приходите.
А сегодня не обессудьте! Ффффсссссссё...
Небрежнос ТС; вместо Д—ДЗ:
ТдЗе растСяпа, да тСетСеря —
Там не прибыль, а потСеря".
— Не смотри, как рот дЗерет, а
Смотри, как дЗело идЗет".
Отчего происходит этот недостаток в звучании мягких согласных Т-Д?
Известно, что при произнесении согласных Д-Т язык, передней своей частью плотно прижатый к альвеолам верхних зубов, под сильным давлением воздушной струи отскакивает от них и опускается вниз, за нижние резцы. При мягком звучании ТЬ-ДЬ происходит больший подъем средней части спинки языка. При изменении позиции языка важно сохранить плотную смычку кончика языка с альвеолами. При малейшей щели между языком и альвеолами ТЬ-ДЬ становятся "тсякающими" и "дзякающими".
Произнося "Дь-дь-дь-дь", попробуйте слегка двигать кончиком языка вверх и вниз по резцам (как бы "протирая их"). К согласному "Д" сразу же прибавляется призвук "3". Значит, для избавления от этого недостатка надо добиться того, чтобы кончик языка не скользил (образуя щель, в которую выходит воздух, порождая свистящие звуки 3-С), а плотно прилегая к верхним альвеолам, мгновенно отскакивал от верхних зубов, "взрывая" мягкие согласные Д-Т. Какие приспособления, ассоциации помогают излечивать этот недостаток? Их много.
Упражнение "Ток". Представьте, что ваши верхние зубы наэлектризованы. (Каким образом это случилось — фантазируйте.) Когда вы хотите прижать к ним кончик языка, то бьет, как током. Любопытно еще и еще проверить это ощущение, чтобы убедиться: существует ли оно?
Дя! — звук отскочил, вместе с быстро опущенной нижней челюстью. Пробуйте еще раз. Осторожнее — ток!
А теперь чередуйте слоги: чистого звучания «Тю» с призвуком С — "ТСю".
Тсё-Тё! Тся-Тя! Тси.Ти! Дзю-Дю! Дзё-Дё! Дзя-Дя! Дзи-Ди!
Не торопитесь произносить слоги. Заинтересуйтесь тем, что делает ваш язык. Любопытно ведь прислушаться к звукам, которые изменяются при малейшем движении языка.
Слуховой анализатор и мышечная память — вот главные врачеватели недостатков речи. Надо поэтому чередовать верное и неверное произнесение. Понять и услышать разницу звучания. "Ученики должны не только знать, понимать неправильное, но и воспроизводить его. Это наиболее исчерпывающий прием изучения ошибок, — пишет К. С. Станиславский.—Ими надо уметь владеть. Правильное лучше оценивается, когда до конца охватываешь не только его, но и неправильное"'.
Упражнение "Звоночки".[13] В одной руке звонок побольше, звонит он так: "дзинь-дзинь", а в другой — поменьше, звонит он выше и звонче, издавая такой звук: "динь-динь". Позванивая то в один, то в другой звоночек, сыграйте "Чижика".
ДзИнь-дзинь! ДзИнь-дзинь! ДИнь-дИнь-дИнь! ДзИнь-Дзинь-дзинь! Динь-динь-дИнь! ДИнь! ДИнь!
Затем, непрерывно звоня во второй звоночек, созывайте друзей: Динь-динь-динь-динь-динь-динь-динь-динь...
Упражнение "Утки". Окликаете, зовете торопливо ковыляющих по двору уток:
Ути, ути! Уть-уть-уть! Что спешите? Есть хотите?
К речке держите свой путь? Уть-уть-уть-уть-уть-уть-уть!
Здесь 19 раз повторяются мягкие «ТЬ и ДЬ». Тренируйте четкое их произнесение. Особенно хорошо тренируется верное — без "тсяканья" — произнесение ТЬ в междометиях - коротких, сокращенных названиях уток, которыми мы скликаем их. Звук направлен как бы "к себе" - воздух идет вверх. Отсутствие пауз между словами не позволяет воздуху просачиваться и выходить вне звука
Упражнение "Телефон". Тсякать, дзякать не хочу И язык свой приучу Говорить без С и 3 Мягкий Т и мягкий Д "Смычку" крепче, да "поддаешь" И дефект свой убираешь. Телефоны подключили
Дяде Пете, Тете Моте.
Вмиг они заговорили.
День-деньской звонят—
Нет мочи!
Тетя Мотя дяде Пете:
— Вы как прежде заходите,
Телевизор посмотрите.
Да чайку со мной попейте. —
Дядя Петя тете Моте:
— Может, вы ко мне зайдете
Да как прежде посидите
И со мной поговорите.—
ДИиь-динь! ДИнь-динь! Тень-тень! ТЕнь!
Динькает он целый день...
Прежде в гости заходили.
Телефоны отучили.
Большим недостатком, снижающим благозвучие речи, является смягченное произношение согласных Ж, Ш, (жИзнь, жЯра, хороши, слышЮ...). Имеющим этот недостаток необходимо знать верную установку речевого аппарата и тренировать звуки в изолированном виде, в сочетании с другими согласными и, наконец, в текстах, взятых из литературы или специально сочиненных,
Речь вульгарная, когда
Мы смягчаем ЖЭ и IIIА:
ШИрь, Во ржИ. КожЯнка. НожИк.
ЖЕра. ШЯрик. ЖЯрко. ВжИк...
Нет! Звучать мы так не будем!
Никогда не позабудем:
В речи—твердые ЖЭ, ША.
"ЖЫзнь конеШНо хорошА.
ВаЖНо жЫзнью дорожЫть,
ВаЖНо жАдно жЫзнь прожЫть,
Ж ЖАЖДой жАркою творя,
Щедро жАр душЬ! даря! —
Не прижал язык к зубам,
Дал свободу и покой,
Сразу ясно слышно нам:
Стала речь совсем иной,
Благозвучно зазвучала,
Благородной-русской стала..