Психологическая готовность детей к обучению в школе

Структура и содержание психологической готовности детей к обучению в школе. Психолого-педагогические условия её формирования.

Социально-психологическая и личностная готовность детей к обучению в школе. Изменение внутренней позиции ребенка. Проявления социальной активности личности, готовность к освоению новых социальных ролей. Формирование представлений о себе как о будущем школьнике. Притязание на признание моральных качеств. Роль оценки взрослых в формировании нравственной зрелости.

Мотивационно - волевая готовность к школе. Анализ мотивов отношения к школе и учению. Осознанность учебной мотивации. Формирование способности управлять своим поведением, умственной деятельностью. Готовность к соблюдению правил поведения и нравственных норм.

Интеллектуальная готовность к обучению в школе. Познавательная активность старших дошкольников, ее содержательная направленность. Формирование умений добывать знания. Развитие умственных действий, переход от внешних практических действий к действиям умственным, интериоризированным. Формирование системы образных и вербальных обобщений. Роль образного и наглядно-схематического мышления в подготовке детей к обучению в школе.

Психология личности и деятельности воспитателя детского сада

Психология личности и деятельности педагога дошкольного учреждения. Требования к личности педагога в свете гуманизации образовательной системы. Социальные ожидания по отношению к педагогу. Профессионально-педагогическая направленность, любовь к детям, эмпатия, чуткость, гуманность, оптимизм, юмор как профессионально ценные качества педагога. Креативность, самостоятельность, инициативность педагога как важные для достижения педагогом профессионализма качества. Педагог как субъект гностико-преобразующей деятельности. Личностные качества, способствующие успеху в ней (психологическая и социально-психологическая наблюдательность, социальный и эмоциональный интеллект, практичность ума, тактичность, рефлексивность и др.). Профессионально-значимые волевые качества педагога. Профессиональное самосознание педагога. Основные профессиональные функции воспитателя. Индивидуальный стиль деятельности и его проявления в работе воспитателя.

Педагогическое взаимодействие воспитателя с детьми. Психологические основы педагогического общения. Педагогическое взаимодействие и его функции. Структура педагогического взаимодействия. Внутренняя подструктура педагогического взаимодействия. Ценностные ориентации педагога, его установки по отношению к руководимой им деятельности. Типы отношения педагогов к детям. Педагогическая эмпатия как важная составляющая внутреннего компонента педагогического взаимодействия. Социальная перцепция педагога. Педагогическая рефлексия. Внешний поведенческий компонент межличностного взаимодействия педагога. Осознаваемые (преднамеренные) и неосознаваемые (непреднамеренные) педагогические воздействия. Вербальные и невербальные воздействия педагога. Место и роль невербальных воздействий (контакт глаз, физический контакт и др.) в педагогическом общении. Прямые и косвенные воздействия педагога. Преимущество игрового общения с дошкольниками, общения посредством искусства (песни, сказки, поэзии и т.п.). Типология педагогического взаимодействия по параметру соотношения внешних и внутренних его подструктур. Влияние стиля педагогического взаимодействия на развитие личности дошкольника и взаимоотношения в «детском обществе». Эффективное педагогическое взаимодействие.

Раздел 2. ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА

Наши рекомендации