Воспитательная система школы
Воспитательная система школы — это форма интеграции воспитательных воздействий в целостный воспитательный процесс, в котором педагогические цели соориентированы с целями детей и где в специально организованных социальных условиях обеспечивается реализация задач воспитания.
Воспитательная система школы предполагает наличие и взаимосвязь:
— цели, выраженной в концепции;
— деятельности по ее обеспечению;
— субъектов деятельности, ее реализующие и обеспечиваю
щие;
— интегрирующих (объединяющих) отношений;
— среды системы ( семья, детский сад, Дом детского творче
ства, Центры реабилитации и коррекции, стадионы,
клубы и т. п.);
4—1742
— управления, обеспечивающего интеграцию компонентов в целостную систему и развитие этой системы.
Принципы деятельностив воспитательной системе школы (возможные; могут вводиться другие, связанные со спецификой общей концепции воспитательной системы школы): системность, объективность, оптимальность, эффективность, принцип точно поставленных целей, информационная достаточность, принцип обратной связи, принцип ведущего звена, принцип здравого смысла, демократизм, дисциплина и порядок, стимулирование, вознаграждение, поощрение инициативы.
Модель воспитательной системы школы не является застывшей, она постоянно должна развиваться, совершенствоваться и самосовершенствоваться. Этому способствует правильное соотношение традиций и новаций в организации школьной жизни, опора на кадры педагогов, выращенных самой школой, использование творческого потенциала новых педагогов и учащихся. В практике получили широкое признание такие формы организации управления воспитательной системой школы, как: коллективные творческие дела, воспитательные центры, воспитывающие ситуации, коллективные и индивидуальные поручения, соревнования, конкурсы и смотры, площадки свободной творческой инициативы.
Рассмотрим две авторские школы, являющиеся воспитательными системами.
Школа В.А. Караковского |
Целостная концепция «Мы — школа», разворачивающаяся через творчество, взаимодействие с наукой. 06-
щечеловеческие ценности школы как воспитательной системы: Человек, Семья, Отечество, Труд, Знания, Культура, Мир, Земля. Основная деятельность — коммунарская методика, осуществляемая в первую очередь через систему Коллективных Творческих Дел. Постоянная интеграция педагогических воздействий, высокий уровень неформальных межличностных отношений — от всех к каждому, гуманные отношения — основа воспитания личности. Большую роль играют ситуации выбора, достаточная степень свободы, многовариантность воспитывающей деятельности. В методах воспитания преобладают опосредованные подходы: диалог, групповая дискуссия, метод педагогической ситуации, создание условий для самореализации личности. Самоуправленческие процессы максимально упрощены и гуманизированы, немногочисленные органы самоуправления освобождены от властных, административных функций и полномочий. Новые ключевые дела: экономическая игра, свободная трибуна, интеллектуальный марафон, введение
новых информационных технологий. У школы тесные связи с малым социумом и крепнут международные связи, она участвует в международных программах. Педагогизация ученической среды приводит к тому, что старшеклассники приобщаются к систематическому отслеживанию состояния системы изнутри. Идет процесс формирования культуры школы.
Школа Е.А. Ямбурга |
Адаптивная школа — школа, где должно быть место каждому вне зависимости от его индивидуальных психофизиче-
ских особенностей и склонностей, т. е. когда школа приспосабливается к каждому ребенку, а не наоборот. При сохранении классно-урочной системы учебно-воспитательный процесс организуется в зависимости от способностей детей, уровня их интеллектуального развития и подготовленности. В школе обучаются дети всех возрастов, начиная с детского сада, и различных способностей: от классов коррекционно-развивающего обучения до лицейских физико-математических, гуманитарных, медицинских. Цели воспитательной системы: формирование положительной Я-концепции учащихся, создание системы адаптирующей педагогики, системы разноуровневого дифференцированного обучения. Реализация — формирование высокого образовательно-воспитательного фона гимназических и лицейских классов и качественная подготовка выпускников к обучению в вузах, самообразованию, творческому труду; осуществление личностно ориентированного подхода, индивидуализация обучения, медико-психологическая и педагогическая помощь дезадаптированным и ослабленным детям, удержание каждого трудного ребенка в сфере воспитательного влияния школы. Помощь сильным и слабым не затрагивает достоинства и личного статуса последних, не вносит разделения в школьное сообщество. Обеспечивается переход из одной категории в другую, взаимодействие и взаимопомощь сильных и слабых, осуществляется система компенсации отставания. Вокруг нуждающегося в помощи ребенка создается реабилитирующее пространство, в котором компенсируются недостатки школьного образования, семейного воспитания, устраняются нарушения работоспособности, охраняется и укрепляется физическое и нервно-психическое здоровье.
Компенсирующие средства реабилитирующего пространства:
— педагогическая любовь к ребенку;
— понимание детских трудностей и проблем;
— принятие ребенка таким, каков он есть;
— сострадание, участие, необходимая помощь;
— обучение элементам саморегуляции.
Виды педагогической поддержки в усвоении знаний: обучение без принуждения, урок как система реабилитации, адаптация содержания, одновременное подключение всех органов чувств, моторики, памяти и логического мышления в процессе восприятия материала, взаимообучение, оптимальность темпа с позиции полного усвоения.
Виды индивидуальной помощи: опоры различного типа (плакаты, конспекты, обобщающие таблицы), алгоритмы решения задач или выполнения заданий, разделение сложного задания на составляющие, предупреждение о возможных ошибках.
В процессе обучения и воспитания реализуется государственный стандарт, используются как традиционные, так и инновационные программы, в частности: программа экологического образования дошкольников «Наш дом — природа»; методика Монтессори, предусматривающая интенсивное сенсорное развитие ребенка; элементы вальдорфской педагогики; экономика и экология для шестилеток, информационные технологии и основы экономики с выходом в реальные проекты. Разнообразная совместная и индивидуальная внеурочная деятельность: театрализованная, обучение игре на музыкальных инструментах, охрана и укрепление здоровья детей (физиотерапевтический кабинет, сухой и мокрый бассейны, спортивный зал с оборудованием и инвентарем, сауна и др.); разнообразные кружки, секции вплоть до ухода за животными и занятий конным спортом.
Вся экспериментальная деятельность школы ведется целенаправленно. Основными направлениями работы Центра являются: выработка общей аксиологии адаптивной школы, обеспечивающей ее идейную целостность, обновление содержания образования с учетом неоднородного состава учащихся, современные педагогические технологии как фактор формирования образовательного пространства, разноуровневое и дифференцированное обучение (диагностика и коррекция учебно-вос-, питательного процесса); дифференцированный подход к учащимся на основе комплексного медико-психолого-дефектологического и педагогического анализа при скоординированных усилиях специалистов разных областей; разработка управляющей системы адаптивной школы, наиболее полно учитывающей ее специфику, выражающуюся в комбинации различных
образовательных моделей в рамках одного учреждения. Данный Центр образования с полным правом можно назвать воспитательной системой, так как присутствуют все компоненты при тесной их взаимосвязи и взаимодействии.