Дидактические игры. «Зайцы и волк», «Караси и щука», «Прятки» (Дети прячутся по инструкции воспитателя («Спрячься под стол»)
«Где я?», «Ну-ка повернись!»;
«Зайцы и волк», «Караси и щука», «Прятки» (Дети прячутся по инструкции воспитателя («Спрячься под стол»), а когда их найдет водящий, говорят, где они находятся («Я сижу под столом»)) и др.
Замечание: игру «Мишка и пчелы» проводить не стоит, так как медведи не бегают за пчелами, а спасаются от пчел. Некоторые дети после этой игры во время летних прогулок пытаются ловить пчел, что опасно.
Методика формирования умения ориентироваться относительно другого лица П -» Л (задача 5)
Со старшей группы учим детей ориентироваться относительно другого человека. В процессе этой работы ребенок сначала проверяет свой ответ практически, а затем должен научиться мысленно представлять себя на месте другого человека или куклы.
Фрагмент:
Воспитатель стоит напротив детей:
—Где находится окно относительно вас? (Слева.)
—А относительно меня? (Справа.)
—Почему так? (Вы не так стоите.)
—Встаньте на мое место. Убедитесь в правильности своего
ответа.
—Попробуйте это сделать мысленно. Где относительно меня
дверь?
Замечание: после освоения этой ориентировки можем отменить «зеркальный показ» образца выполнения действий.
Методика формирования умения определять место положения предметов относительно других предметов П -> П (задача 6)
Со II младшей группы начинаем работу с детьми по правильному использованию пространственных предлогов и наречий. Дети учатся рассказывать о расположении предметов относительно друг друга и располагать предметы в соответствии с инструкцией воспитателя:
—Карандаш лежит на столе.
—Кубик упал под стол.
—Ручку достала из стола.
—Мяч выкатился из-под стола.
—Игрушка показалась из-за спины.
—Поставь кубик перед пирамидкой, а матрешку за пирамидкой.
—Поставь предметы друг за другом.
—Поставь игрушки напротив друг друга.
Замечание: проводится большая словарная работа.
Дети часто путают или вообще не применяют сложные предлоги (из-за, из-под). Необходимо тренировать их в правильном использовании нужного слова.
После освоения правого и левого направлений в старшей группе усложняем задания:
—- Расскажи, что где стоит на столе. (Справа от кубика стоит пирамидка, а слева матрешка.)
—Поставь мишку справа от зайчика, а собачку слева от зайчика.
—Поставь красный кубик между синим и зеленым. Расскажи, где стоят кубики относительно красного.
Замечание: после освоения ориентировки относительно другого лица (в старшей группе) дети могут пытаться мысленно ставить себя на место другого предмета при определении места положения предмета относительно другого предмета. Необходимо объяснить им, что этого делать не надо: «У предмета право там, где твоя правая рука, когда ты смотришь на предмет» (исключение куклы, когда играют роль человека).