Критерии оценки учебно-производственной практики
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«МАГНИТОГОРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Факультет педагогического образования и сервисных технологий
Кафедра русского языка, литературы и методик их преподавания
УЧЕБНО-производственная ПРАКТИКА
ПО ДОКУМЕНТОВЕДЕНИЮ
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
ДЛЯ СТУДЕНТОВ ОЧНОГО И ЗАОЧНОГО ОТДЕЛЕНИЙ,
ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ 034700.62
«ДОКУМЕНТОВЕДЕНИЕ И АРХИВОВЕДЕНИЕ»
Магнитогорск
Рецензенты:
д-р ист. наук Ю. Д. Коробков (МаГУ),
канд. филол. наук С. Л. Андреева (МаГУ),
канд. пед. наук Л. Д. Санина (МаГУ).
Учебно-производственная практика по документоведению: учебно-методическое пособие для студентов очного и заочного отделений, обучающихся по направлению 034700.62 «Документоведение и архивоведение» /С. А. Анохина, Н. В. Кожушкова / под ред. С. А. Анохиной. – Магнитогорск: МаГУ, 2012. – 37 с.
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов очной и заочной форм обучения, обучающихся по направлению 034700.62 «Документоведение и архивоведение». Рекомендации также адресованы руководителям учебно-производственной практики от вуза и от организаций.
В пособии приведены общие положения, обязанности участников, программа учебно-производственной практики по документоведению, образцы документов, регламентирующих организацию и прохождение практики.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………………………………….4
1. Общие положения ……………………………………………………………………………….5
2. Содержание практики…………………………………………………………………………..13
3. Обязанности участников практики…………………………………………………………….16
3.1.Обязанности руководителя практики от университета……………………………………..16
3.2.Обязанности руководителя практики от организации……………………………………...16
3.3. Обязанности студента-практиканта………………………………………………………….16
4. Организация учебно-производственной практики по документоведению…………………19
5. Документы практики…………………………………………………………………………....20
6. Требования к оформлению отчёта…………………………………………..............................21
Заключение………………………………………………………………………………………....24
Источники и литература …………………………………...…………………...………………...25
Приложения:
Приложение 1. Шаблон-образец гарантийного письма о предоставлении базы практики….27
Приложение 2. Образец титульного листа дневника учебно-производственной практики по документоведению...........................................................................................................................28
Приложение 3. Содержание дневника учебно-производственной практики по документоведению……………...…………………………………………………………………29
Приложение 4. Бланк характеристики студента, прошедшего учебно-производственную практику по документоведению ……………………………………...………………………….30
Приложение 5. Образец титульного листа отчёта о прохождении учебно-производственной практики по документоведению …………………………………………...………………….....31
Приложение 6.Содержание отчёта о прохождении учебно-производственной практики по документоведению ……………………………………………...………………...........................32
Приложение 7. Схема комплексного анализа организационно-распорядительного документа…………………………………………...……………………………………………...33
Приложение 7. Как должен выглядеть студент на практике……………………………….......34
Приложение 8. Как вести себя на практике……………………………………………………...36
ВВЕДЕНИЕ
Настоящее пособие призвано обеспечить организацию и проведение учебно-производственной практики по документоведению студентов ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный университет» очной и заочной форм обучения, обучающихся по направлению 034700.62 «Документоведение и архивоведение».
Пособие состоит из шести разделов. В разделе «Общие положения» определены цели и задачи, основные понятия, сроки проведения, критерии оценки учебно-производственной практики по документоведению. В разделе «Содержание практики» даётся характеристика двум частям учебно-производственной практики: обязательной и дополнительной. В разделе «Обязанности участников практики» определён круг обязанностей руководителя практики от университета, руководителя практики от организации и студента-практиканта. Раздел «Организация учебно-производственной практики по документоведению» содержит описание основных этапов подготовки учебно-производственной практики по документоведению. В разделе «Документы практики» раскрывается содержание и назначение таких документов, как гарантийное письмо о предоставлении базы практики, направление студента на учебно-производственную практику, дневник практики, характеристика, отчёт. Раздел «Требования к оформлению отчёта» содержит рекомендации студентам-практикантам по содержанию и оформлению отчёта. В приложении представлены образцы документов учебно-производственной практики (гарантийного письма, направления студента на учебно-производственную практику, титульного листа дневника, титульного листа отчёта), а также бланк характеристики студента, содержание дневника и отчёта.
Рекомендации адресованы студентам очной и заочной форм обучения, а также руководителям учебно-производственной практики от организации и университета.
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Практика студентов Магнитогорского государственного университета (МаГУ) является составной частью программы высшего профессионального образования.
Учебно-производственную практику по документоведению проходят студенты МаГУ очной и заочной форм обучения по направлению 034700.62 «Документоведение и архивоведение».
Учебно-производственная практика по документоведению проводится с целью приобретения студентами первичных профессиональных умений и навыков оформления документов с использованием компьютерных технологий; закрепления знаний, полученных студентами в ходе освоения дисциплины «Документоведение».
Учебно-производственная практика по документоведению призвана формировать у студентов следующие компетенции:
– способность уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные и культурные различия (ОК-2);
– способность использовать нормативные правовые документы в совей деятельности (ОК-6);
– способность использовать теоретические знания и методы исследования на практике (ПК-2);
– владеть базовыми знаниями в области информационных систем (ПК-4);
– владеть основами информационно-аналитической деятельности и способностью их применить в профессиональной сфере (ПК-10);
– владеть профессиональными знаниями основных проблем документоведения и архивного дела (ПК-11);
– владеть основными проблемами в области документоведения и архивоведения (ПК-12);
– способность самостоятельно работать с различными источниками информации (ПК-13);
– способность анализировать ценность документов с целью их хранения (ПК-17);
– соблюдать правила и нормы охраны труда (ПК-28);
– владеть правилами подготовки управленческих документов и ведения деловой переписки (ПК-42);
– владеть принципами и методами упорядочения состава документов и информационных показателей (ПК-44).
Основными задачами учебно-производственной практики по документоведению являются:
· закрепление теоретического материала по профильным дисциплинам специальности;
· составление и оформление документов унифицированной системы организационно-распорядительной документации;
· развитие и совершенствование умения осуществлять профессиональную деятельность в области информационных технологий;
· развитие творческой самостоятельности и инициативности.
Учебно-производственная практика по документоведению проводится на II курсе обучения в IV семестре в течение трёх недель. Сроки проведения практики устанавливаются в соответствии с учебным планом и годовым календарным учебным графиком.
Учебно-производственная практика рассчитана для студентов от 18 лет и старше на 144 часа.
Основными понятиями учебно-производственной практики по документоведению являются: база практики; должность, занимаемая студентом во время учебно-производственной практики; руководители практики; оценка за учебно-производственную практику.
Для прохождения практики студенту предоставляется право выбора базы практики – предприятия, учреждения, организации, фирмы любой формы собственности, имеющих службу документационного обеспечения управления, кадровую, секретарскую службы, канцелярию, архив, то есть структурные подразделения, занимающиеся документационным обеспечением управления, и/или сотрудников, в должностные обязанности которых входит составление и оформление управленческих документов.
Студенты, заключившие договоры с будущими работодателями, могут проходить практику в этих организациях. При наличии вакантных должностей студенты могут зачисляться на них, если работа соответствует требованиям программы практики.
В ходе учебно-производственной практики по документоведению студент в качестве стажёра должен занимать должность, соответствующую профилю его подготовки (документовед, помощник руководителя, референт, секретарь, инспектор, архивист и др.).
Каждый студент на практике закрепляется за руководителями от организации и от университета.
Общее руководство учебно-производственной практикой осуществляет руководитель организации – базы практики или руководитель структурного подразделения, в котором студент проходит учебно-производственную практику по документоведению. Руководитель решает вопрос о возможности прохождения студентом учебно-производственной практики по документоведению на данной базе и определяет специалиста, на которого возлагаются обязанности непосредственного руководства практикой.
Непосредственное руководство учебно-производственной практикой студентов осуществляет руководитель практики от организации на месте прохождения практики. Для руководства практикой студентов назначаются квалифицированные сотрудники базового предприятия с опытом работы не менее трёх лет, в функциональные обязанности которых входит документационное обеспечение управления.
Методическое руководство учебно-производственной практикой осуществляют преподаватели кафедры РЯЛиМП (далее – руководители практики от университета).
По итогам практики студенту выставляется оценка по пятибалльной системе (отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно), которая складывается из оценок, выставленных руководителями практики от организации и от университета.
В итоговой оценке за практику учитывается:
· уровень теоретического осмысления студентом практической деятельности (цель, задачи, содержание);
· степень сформированности профессиональных компетенций;
· уровень профессиональной компетентности будущего специалиста; его социальной активности (интерес к избранной специальности, ответственное отношение к работе и т. д.).
Руководители учебно-производственной практики от организации и от университета выставляют оценки, руководствуясь критериями, представленными в Таблице 1.
Таблица 1
Критерии оценки учебно-производственной практики
Оценка | Критерии оценки, выставляемой руководителем практики от организации | Критерии оценки, выставляемой руководителем практики от университета |
Отлично | Студент своевременно и на высоком уровне выполнил весь намеченный программой практики объём работы (обязательную и дополнительную части); проявлял самостоятельность, инициативность в решении производственных вопросов. | Студент в срок и в полном объёме выполнил программу практики, своевременно предоставил отчётную документацию, оформленную в соответствии с требованиями настоящих методических рекомендаций. Отчётная документация отражает высокий уровень теоретической и практической подготовки студента. Студент верно составил и оформил не менее 10 документов 4 и более видов и их опись, обеспечил доказательства личного участия в составлении и оформлении представленной документации и её информативность через соответствующие реквизиты. Отметка руководителя учебно-производственной практики от организации – «отлично» или «хорошо». |
Хорошо | Студент своевременно и на достаточном уровне выполнил весь намеченный программой практики объём работы (обязательную и дополнительную части); но не всегда проявлял самостоятельность и инициативность в решении производственных вопросов. | Студент в срок и в полном объёме выполнил программу практики, своевременно предоставил отчётную документацию, оформленную в соответствии с требованиями настоящих методических рекомендаций. Отчётная документация отражает достаточный уровень теоретической и практической подготовки студента. Студент в целом верно составил и оформил 10 документов 4 видов и их опись, обеспечил доказательства личного участия в составлении и оформлении представленной документации и её информативность через соответствующие реквизиты. При оформлении документации были допущены несущественные недочёты. Отметка руководителя от организации – «отлично», «хорошо» или «удовлетворительно». |
Удовлетворительно | Студент своевременно и на достаточном уровне выполнил весь намеченный программой практики объём работы (обязательную и дополнительную части); но не проявлял самостоятельность и инициативность или допускал отдельные ошибки в решении производственных вопросов. | Студент в срок и в полном объёме выполнил программу практики, своевременно предоставил отчётную документацию, оформленную в соответствии с требованиями настоящих методических рекомендаций. Отчётная документация отражает достаточный уровень теоретической и практической подготовки студента, но содержит ряд недочётов по содержанию и/или оформлению. Студент составил и оформил 10 документов и их опись, но недостаточно обеспечил доказательства личного участия в составлении и оформлении представленной документации или её информативность через соответствующие реквизиты. В оформлении документов имеются существенные недостатки. Отметка руководителя от организации – «хорошо» или «удовлетворительно». |
Неудовлетворительно | Студент не выполнил программу и проявил безответственное отношение к практике. | Студент не в срок и/или не в полном объёме выполнил программу практики; и/или несвоевременно предоставил отчётную документацию; и/или допустил грубые ошибки в оформлении отчётной документации. Отметка руководителя от организации – «удовлетворительно» или «неудовлетворительно». |
Оценка руководителя практики от университета может отличаться от оценки, выставленной руководителем практики от организации.
Если оценки, выставленные руководителем практики от организации и руководителем практики от университета, не совпадают, то последний обосновывает свою оценку на титульном листе отчёта.
При невыполнении программы учебно-производственной практики по документоведению без уважительной причины, нарушении трудовой дисциплины студент отстраняется от практики; его работа признаётся неудовлетворительной; сам студент считается не выполнившим учебный план.
Студент, не выполнивший программу практики по уважительной причине, направляется на практику повторно в свободное от учёбы время.
Студенты, не выполнившие программу практики без уважительной причины или получившие оценку «неудовлетворительно», могут быть отчислены из учебного заведения как имеющие академическую задолженность в порядке, предусмотренном уставом вуза.
СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ
Содержание учебно-производственной практики по документоведению определяется в соответствии с целями практики и характером базы происхождения практики. Оно состоит из обязательной и дополнительной частей.
Содержание обязательной части учебно-производственной практики по документоведению представлено в Таблице 2.
Таблица 2
Содержание обязательной части учебно-производственной практики
День практики | Выполняемая работа |
Первый-шестой (первая неделя) | Студент знакомится с работой организации, направлениями деятельности и особенностями документирования управленческой деятельности организации. Студент изучает содержание организационно-правовых документов, регламентирующих документирование управленческой деятельности базы практики: - положение о структурном подразделении организации, в котором студент проходит практику; - инструкцию по делопроизводству базы практики; - должностную инструкцию той должности документоведа (делопроизводителя, секретаря, менеджера по персоналу, архивиста и др.), которую занимает студент во время практики; - номенклатуру дел и другие организационно-правовые документы базы практики. Совместно с руководителем базы практики студент определяет содержание и объём дополнительной части учебно-производственной практики. Студент описывает структуру организации, собирает материал для отчёта, отражающий особенности документирования управленческой деятельности базы практики. Студент анализирует нормативную базу документирования деятельности организации в целом и структурного подразделения, в котором проходит практику, на соответствие современным требованиям. |
Седьмой–пятнадцатый | Студент составляет и оформляет не менее десяти организационно-распорядительных документов четырёх и более видов. При составлении документов студент учитывает сложившиеся в организации требования к составлению и оформлению соответствующих видов документов и выполняет комплексный анализ не менее четырёх документов разных видов с точки зрения современных общероссийских требований (Приложение 7). Студент в ходе практики собирает коллекцию составленных и оформленных им документов (оригиналы или копии); самостоятельно составляет и оформляет их опись, обеспечивая доказательства личного участия в составлении и оформлении представленной документации и её информативность через соответствующие реквизиты. |
Шестнадцатый-восемнадцатый | Студент обобщает сведения, полученные в ходе практики, и готовит отчётную документацию, продумывает выступление на итоговой конференции по учебно-производственной практике. |
Дополнительная часть учебно-производственной практики по документоведению связана с особенностями прохождения практики в конкретных учреждениях. Содержаниедополнительнойчасти определяется руководителем практики от организации с учётом должностных обязанностей, выполняемых специалистом, место которого занимает студент-практикант. Объём дополнительной части учебно-производственной практики не должен превышать нормы, установленные КЗОТ России.
Задания, выполняемые студентом в рамках дополнительной части практики, наряду с заданиями основной части, ежедневно фиксируются студентом в дневнике и оцениваются руководителем практики от организации.