Quot;Щелкунчик" Дж. Баланчин (Эмиль Ардолино) | Nutcracker / Balanchine 1993 г
Хореография: Джорж Баланчин
Режиссер: Эмиль Ардолино
В ролях: Дарси Кистлер /Darci Kistler/, Дэмиэн Вотцел /Damian Woetzel/, Кайра Николс /Kyra Nichols/, Барт Робинсон Кук /Bart Robinson Cook/, Хезер Уоттс, Роберт Ла Фоссе, Джессика Линн Коэн /Jessica Lynn Cohen/, Маколэй Калкин /Macaulay Culkin/
Описание: Эмиле Ардолино ("Грязные танцы") снял эту замечательную музыкальную сказку-балет "Щелкунчик" по бессмертному шедевру Чайковского.
Есть еще один спектакль, который играет за Петербург, - как ни странно, но это "Щелкунчик" Баланчина в Нью-Йорк сити балле. Кстати, единственная серьезная новогодняя продукция в этом сезоне в Нью-Йорке (Американский балетный театр конкуренции в этом не составит, так как в это время сезон там закрыт). "Щелкунчик" Баланчина - своеобразный островок старого, дореволюционного петербургского театра. Учеником Императорского училища Баланчин танцевал в "Щелкунчике" Льва Иванова, многое запомнил из той постановки и, главное, когда взялся за свой спектакль, связал рождественскую тему с далеким Петербургом, с русским холодом, с пряными ароматами детства. Речь не идет о реконструкции конкретных танцев - этот жанр Баланчина не привлекал никогда. Но он воссоздает атмосферу сказочного праздника, корни которого уходят в детство. Много аксессуаров на сцене - деревянная лошадка, часы с курантами, старинные игрушки. Построение балета традиционное - девочка Мари не превращается во сне в балерину и не танцует с принцем, но остается зачарованной зрительницей (как в театре, она сидит в высоком кресле и смотрит спектакль) прекрасных танцев Феи Драже с кавалером и ее придворных Марципана, Кофе, Чая, Имбиря. Финал совершенно чудесный - Мари и ее спутник, маленький племянник Дроссельмейера, вылетают из сказочного королевства сладостей на саночках, которые управляются оленьей упряжкой. Олени увозят детей к звездам. Такой чистый финал - никакого пробуждения ото сна и осознания реальности, а значит, и тщетности сказки не происходит. Таким рождественским чудом Баланчину видится детство.
Щелкунчик / Морис Бежар | Nutcracker / Maurice Bejart / Bejart Ballet Lausanne 1999г.
Описание: Морис Бежар в предновогодние дни с 10 по 31 декабря 1999 года показал свою оригинальную версию балета “Щелкунчик”, премьера которого состоялась в октябре в Турине. На знаменитую музыку Чайковского он создал оригинальное автобиографическое произведение. Главным героем его спектакля стала не девочка Клара, а мальчик Бим (персонаж балета Бежара 1978 года “Парижское веселье”), которому мать дарит на Рождество завернутый в белый шелк таинственный предмет. Когда мальчик засыпает, подарок обретает гигантские размеры, с него спадает шелковое покрывало, и взору ребенка предстает статуя - полуобнаженный беломраморный женский торс. Его античные линии воплощают женскую красоту, гармонию и совершенство. Для самого же Бежара статуя символизирует образ матери, затем невесты, а теперь уже дочери и внучки (так как мать для него всегда остается молодой). Когда торс разворачивается - из его полой спины, как из причудливой часовни, над которой парят золоченые ангелы и бабочки, на сцену выходят мальчик и его мать. Главная тема спектакля - отношение хореографа к матери и собственному детству, для Бежара -особенно волнующему периоду жизни, так как он потерял мать в семилетнем возрасте. С экрана на зрителя смотрят семейные фотографии Бежара, а он сам неспешно рассказывает увлекательные истории из своего детства, забавно жестикулируя и причудливо сплетая пальцы рук. Помимо самого Бежара на экране появляется и его бабушка, которая, в частности, вспоминает, что Морис в детстве любил наряжаться и устраивать дома театральные представления. Поэтому не случайно, что в балете Дроссельмейер предстает то в образе Фауста, то Мариуса Петипа, двух легендарных личностей, оставивших в душе Бежара глубокий след. Впервые увидев “Фауста” в десятилетнем возрасте, Бежар был под таким сильным впечатлением от этого произведения, что постоянно разыгрывал его вместе со своей сестрой: она изображала Фауста, он - Мефистофеля. М.Петипа тоже был его любимым героем. Во время занятий танцами в Марселе, ему приходилось постоянно слышать о том, что марселец Петипа стал великим хореографом и прославился на весь мир. Когда Бежару исполнился 21 год и он танцевал в английской труппе в Лондоне, ему пришлось много работать над классическим репертуаром с Николаем Сергеевым, на протяжении четверти века ассистировавшим Петипа. В Швеции М.Бежар танцевал в труппе “Кульберг-Балеттен”, и когда там узнали, что он владеет хореографией М.Петипа, его попросили поставить большое па-де-де из “Щелкунчика” для Стокгольмской оперы. Это был первый восстановленный им дуэт, наиболее близкий к оригиналу, так как хореографию ему передал Н.Сергеев. Именно это па-де-де М.Бежар включил в финал своего автобиографического балета. Наконец, он случайно нашел фотографию М.Петипа в том самом костюме Фауста, в который наряжал сестру. Все это и подтолкнуло хореографа к созданию двуликого образа Дроссельмейера. В рождественской балетной феерии обилие персонажей, имеющих реальные прототипы, среди коих есть даже два ангела, одетых в абсурдные костюмы с золотыми блестками, головы которых украшают лучистые короны с перьями и на чьих бородатых лицах блестят узоры макияжа. Именно в таком экстравагантном виде выступали в свое время некие два брата в Америке, где с ними познакомился М.Бежар. В таком же необычном виде они приехали в Брюссель, и Бежару пришлось разместить их у себя дома, чтобы избавить их от проблем с отелем. В таком же шокирующем обличье братья появились на балете М.Бежара “Девятая симфония”. Публике тогда показалось, что они примут участие в спектакле. Этого не случилось. Теперь же их причудливые образы органично вписались в радостный и сказочный мир “Щелкунчика”. Нужно сказать, что многие костюмы для этого спектакля сделаны в точном соответствии с семейными фотографиями М.Бежара. Работая с ними, Анна Де Джорджи создала красивые копии костюмов, придав им свежесть и театральную яркость. Во второй части балета, которая, как и первая, длится 55 минут, идет большое гала-представление. Его устраивает в качестве подарка матери Бим со своими друзьями. Этот дивертисмент составляют четыре танца - испанский, китайский, арабский и русский (именуемый “советский”). Исполнители одеты в костюмы, отвечающие детским представлениям М.Бежара. Например, если в испанском танце использованы традиционные одежды матадоров и даже голова быка, то в китайском - артисты одеты в синие маодзедуновские мундиры и катаются на велосипедах. А на снежном балу вместо снежинок школьники танцуют в черных плащах и беретах, которые носили в годы детства хореографа. Наиболее ярким персонажем этого автобиографического спектакля является крестная фея-аккордеонистка. Действительно, крестная мать М.Бежара прекрасно играла на аккордеоне и вместе с его отцом и дядей составила музыкальное трио. Мужчины исполняли, соответственно, партии гитары и фортепьяно. Подобное трио появляется в одной из картин спектакля. На роль крестной феи М.Бежар пригласил Иветт Орнер, которую называют “национальным сокровищем Франции”. За большую жизнь эта обаятельная дама с пышной копной ярко-рыжих волос прославила Францию, феноменально играя на аккордеоне. Потрясающая музыкальность и мастерство И.Орнер в сочетании с ее природной артистичностью и редким даром живого и увлеченного общения с широкой публикой сделали ее имя легендарным. М.Бежару удалось уговорить И.Орнер исполнить роль крестной феи. Она воплощает этот образ блистательно. Она выходит на сцену пять раз, и всегда звуки ее аккордеона органично вписываются в оркестровую музыку Чайковского, от чего она неожиданно обретает оттенки домашнего тепла, семейной доверительности и сердечности. Помимо музыки Чайковского, которую М.Бежар сохранил без каких-либо купюр, в балете есть две вставные мелодии. Первая - типично парижская, для танца уличной пары. Ее исполняет трио при участии И.Орнер. Вторая мелодия - Баха, и на нее М.Петипа поставил один из номеров. На эту же музыку М.Бежар сочинил превосходное соло для премьера своей труппы Жиля Романа. Нужно сказать, что И.Орнер появляется в спектакле, выезжая на санях как снежная королева, каждый раз в новом наряде, что искусно созданы специально для нее знаменитым парижским кутюрье Жан-Полем Готье. Одно из ее пышных платьев являет собой как бы знамя Франции, ибо в соответствии с национальной символикой оно состоит из трехполосья голубого, белого и красного. В финале спектакля И.Орнер одета в роскошное белоснежное платье с длинным шлейфом. Радужное мерцание бриллиантовой ткани, окантованной белым пушистым мехом, подчеркивает стройный силуэт обворожительной парижанки, придает ее облику особую изысканность. М.Бежар как-то сказал: “Хорошо известно, что, когда стареешь, то впадаешь в детство”. Нужно обладать мудростью и талантом, чтобы из этой истины родилась гениальная идея - представить свое детство как увлекательную феерию с участием прославленных сказочных героев. Благодаря причудливой фантазии великого мастера, они стали частью его собственной жизни. Хотя зрителей, которые надеялись увидеть в балете М.Бежара классическую версию сказки Гофмана, вполне возможно, и постигло разочарование. У тех же, кто остается преданным почитателем таланта М.Бежара, его “Щелкунчик” рождает целую гамму ярких и глубоких переживаний. В первый день 2000 года М.Бежару исполнилось 73. Буквально перед показом своего “Щелкунчика” в театре Шатле он поставил двухчасовой балет “Конкурс” для Парижской Оперы, а шесть месяцев тому назад показал мировую премьеру балета “Шелковый путь”. Неустанный М.Бежар всегда в пути. Он прошел уже много, и сейчас, одержимый новыми идеями, идет дальше.