Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи
Мониторинговые показатели
Высокий уровень эффективности педагогических воздействий. Адекватно отбирает и использует лексические и грамматические средства. Согласовывает существительные и числительные два-пять. Образовывает существительные в единственном и множественном числе, используя уменьшительно-ласкательные суффиксы, названия детенышей животных. Правильно употребляет предложно-падежные конструкции с предлогами на, в, под, с, со, над, за, перед, около. Устанавливает и отражает в речи причинно-следственные связи, обобщает, анализирует и систематизи-
рует. Согласует прилагательное с существительным в роде, числе, правильно употребляет существительные единственного и множественного числа в родительном падеже. Активно употребляет сложноподчиненные и сложносочиненные предложения. При рассказывании по серии картинок соединяет части в единое целое, композиция рассказов выдержана. Самостоятельно составляет предложения разных типов.
Средний уровень эффективности педагогических воздействий. Образовывает существительные в единственном и множественном числе, используя уменьшительно-ласкательные суффиксы с помощью взрослого. Допускает немногочисленные ошибки в выборе лексических и грамматических средств, в употреблении предлогов. С помощью взрослого, а в ряде случаев самостоятельно, устанавливает и отражает в речи причинно-следственные связи, обобщает, анализирует и систематизирует. Согласует прилагательное с существительным в роде, числе, правильно употребляет существительные единственного и множественного числа в родительном падеже. Допускает немногочисленные ошибки. Использует сложноподчиненные и сложносочиненные предложения. При рассказывании по серии картинок с помощью взрослого соединяет части в единое целое, композиция рассказов может быть не выдержана.
Низкий уровень эффективности педагогических воздействий. Допускает многочисленные ошибки в выборе лексических и грамматических средств. Допускает много ошибок в использовании уменьшительно-ласкательных суффиксов. Испытывает затруднения, несмотря на помощь взрослого, в установлении и вербализации причинно-следственных связей, обобщении, анализе и систематизации. Допускает многочисленные ошибки в согласовании прилагательных с существительными в роде, числе, употреблении существительных единственного и множественного числа в родительном падеже, в употреблении предлогов. С помощью взрослого может составить сложноподчиненные и сложносочиненные предложения. Затрудняется в рассказывании по серии картинок.
Низший уровень эффективности педагогических воздействий. Допускает многочисленные ошибки в выборе лексических и грамматических средств. Не может установить и вербализиро-вать причинно-следственные связи, обобщить, проанализировать и систематизировать, составить сложноподчиненные и сложносочиненные предложения.
Допускает многочисленные ошибки в согласовании прилагательных с существительными в роде, числе, употреблении существительных единственного и множественного числа в родительном падеже. Неверно употребляет большинство предлогов. Не может составить связный рассказ по серии картинок.
Развитие речевого творчества.
Мониторинговые показатели
Высокий уровень эффективности педагогических воздействий. Проявляет активность в словотворчестве, словоизменении и словообразовании, задает много поисковых вопросов, направленных на осмысление речи как деятельности, а также на слово как понятие, на понимание значений слов. Придумывает рифмы, «играет» рифмами.
' Средний уровень эффективности педагогических воздействий. По предложению взрослого
может изменить слово, образовать слово. Проявляет словотворчество. Вместе со взрослым может f придумать рифмы.
Низкий уровень эффективности педагогических воздействий. С помощью взрослого может изменить слово, образовать слово, допускает ошибки. Словотворчество не проявляет.
Низший уровень эффективности педагогических воздействий. Испытывает существенные трудности в изменении слов, образовании слов, даже действуя с помощью взрослого, допускает много ошибок. Словотворчество не проявляет.