Примерная схема составления психологической характеристики детского коллектива
Задания от кафедры психологии
Для студентов
Курса по практике
Для специальности АН-41,42
Задание № 1
Посетить урок учителя или сокурсника и подготовить психолого-педагогический анализ (приложение А, Б).
Задание № 2
Составить психологическую характеристику ученического коллектива (Приложение В, Г).
Задание № 3
На основе содержания психологической характеристики ученического коллектива разработать рекомендации для учащихся, родителей и педагогов (по выбору студента или по рекомендации руководителя практики, социального педагога, педагога-психолога, классного руководителя, учителя).
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Примерная схема психолого-педагогического анализа занятия [1]
1. Фамилия, имя, отчество педагога.
2. Дата проведения занятия.
3. Тема урока.
4. База проведения занятия (школа, гимназия, колледж и т. д.).
5. Класс/группа (профиль, другие особенности и специфика).
6. Состав класса/группы обучающих (мальчики (юноши), девочки (девушки) и т. д.).
7. Количество присутствующих обучающихся.
8. Психологическая оценка структуры занятия в связи с его конкретными целями и задачами:
- тема, цели (дидактическая, воспитательная, развивающая), задачи занятия;
- структура занятия и его психологическая безопасность.
9. Психологическая оценка содержания занятия:
- каково качество учебного материала (описательный или объяснительный, степень наглядности, конкретности, абстрактности и обобщённости);
- активизации каких сторон познавательной деятельности обучаемых требует восприятие этой учебной информации (средства, способы организации и привлечения внимания обучаемых, совершенствование образной или словесно-логической памяти, абстрактного мышления, воображения). Эмоции, которые она может вызвать;
- соответствует ли данный материал возрастным особенностям познавательной деятельности обучающихся, их жизненному опыту и уровню знаний;
- как педагог делает сложную учебную информацию доступной восприятию обучающихся данного возраста, понятной и интересной (ясность и простота изложения, наличие ярких примеров, аналогий, сравнений, использование наглядных средств, связь с жизнью);
- каково воспитательное воздействие изучаемого материала (моральное, эстетическое и др.). Насколько оптимально педагог реализует его воспитательные возможности.
10. Проявление познавательной деятельности обучающихся и педагогическое управление ею педагогом на занятии:
- организация внимания:
а) пути организации внимания на всех этапах занятия (просьба к обучающимся быть внимательными, постановка конкретной задачи и др.);
б) способы переключения внимания обучающихся с одной работы на другую;
- организация восприятия и его характер:
а) что является объектом восприятия обучающихся (речь педагога, текст учебника и др.);
б) каково качество материала восприятия;
в) использование наглядных средств, их функции на занятии;
г) осмысленность восприятия учебной информации;
- активизация памяти и её развитие:
а) какие мнемические приёмы в работе с текстами, при составлении плана пересказа или при запоминании сведений использовал педагог;
б) как проявились у отдельных обучающихся на занятии процессы памяти (запечатление, узнавание, воспроизведение, забывание);
- активизация мыслительной деятельности обучающихся:
а) как педагог формировал научные познания обучающихся. Как и какие при этом использовал наглядные средства;
б) каким путём (индуктивным или дедуктивным) вёл он обучаемых к усвоению тех или иных понятий или суждений;
в) вызвал ли педагог у обучающихся потребность в усвоении данных понятий (раскрыл ли их существенные признаки, причинно-следственные связи и закономерности в изучаемых понятиях и явлениях, показал ли теоретическое значение и практическую применимость данных знаний и др.);
г) как педагог активизировал самостоятельное творческое мышление обучающихся. Отличалось ли занятие проблемным настроением;
д) какими путями создавались проблемные ситуации. Были ли обучающиеся активны в поиске ответа;
е) насколько внутренне стройно, логично, последовательно было построено занятие целом;
ж) какова логика рассуждений обучающихся и их ошибки:
- активизировались ли на занятии репродуктивное и творческое воображение обучающихся;
- как осуществлял педагог учёт индивидуальных особенностей обучающихся (их способностей, свойств темперамента, успеваемости и др.).
11. Организация педагогом обратной связи с обучающимися на занятии:
- на каких этапах, в каких ситуациях занятия (во время опроса, при объяснении нового материала, выполнении обучаемыми самостоятельной работы и т. д.) и как педагог общался с обучающимся, с какой целью;
- имела ли обратная связь не только контролирующий, но и обучающий характер. В чём это проявилось;
- как педагог оценивал ответы, поведение, результаты деятельности обучающихся и как обучающиеся воспринимали полученные на занятии оценки;
- влиял ли характер ответов обучающихся на дальнейшие действия и слова педагога, т. е. как он перестраивал свою педагогическую деятельность и взаимодействие с обучающимися в зависимости от обратной информации.
12. Воспитательное воздействие личности педагога на обучающихся и их деятельность на занятии:
- воспитательное воздействие личности педагога: его внешности, речи, манер, характера обучения и стиля общения с обучающимися; отношение обучающихся к педагогу, эмоциональный климат на занятии;
- требования педагога, значение их в формировании волевых и моральных качеств личности обучающихся, их отношение к этим требованиям.
13. Результаты занятия и психологические выводы:
- достигнуты ли цели занятия;
- по каким психологическим показателям возможно судить об этом (уровень усвоения, внимание, интерес, проявление эмоций и др.);
- что дало занятие для общего развития обучающихся;
- назовите наиболее эффективные методы, приёмы и способы педагогического взаимодействия, сотрудничества педагога с обучающимися;
- укажите на допущенные в работе педагога недостатки и возможные пути их устранения.
14. Психолого-педагогическая ценность занятия.
15. Общие выводы, рекомендации и предложения.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
Примерная схема анализа
внеклассного и внеаудиторного занятия[2]
1. Фамилия, имя, отчество преподавателя.
2. Дата проведения мероприятия.
3. База проведения мероприятия (школа, гимназия, колледж, учреждение высшего образования и т. д.).
4. Группа/класс (профиль, другие особенности и специфика).
5. Состав группы обучающихся (мальчики (юноши), девочки (девушки), группы по интересам и т. д.).
6. Количество присутствующих.
7. Тема мероприятия.
8. Форма мероприятия.
9. Цель мероприятия.
10. Методические аспекты мероприятия:
- соответствие содержания занятия поставленной цели;
- степень занимательности, увлекательности и необычности используемого материала.
- познавательная и воспитательная ценность подобранного материала;
- эмоциональная насыщенность;
- оптимальность объёма предлагаемого учащимся материала и его доступность;
- использование разных форм и методов проведения занятий, их целесообразность и эффективность;
- оформление помещения, в котором проходит мероприятие;
- использование технических средств обучения;
- активность обучающихся на занятии;
- продолжительность и рациональность распределения времени при проведении мероприятия.
11. Оценка основных личностных качеств преподавателя:
- владение материалом;
- логика изложения;
- умение увлечь, заинтересовать, обосновать, убедить и подвести итог, сделать выводы;
- умение активизировать обучающихся;
- умение управлять группой/классом;
- умение установить контакт с обучающимися;
- общая эрудиция;
- педагогический такт;
- культура речи;
- стиль общения;
- внешний вид.
12. Психолого-педагогическая ценность занятия.
13. Общие выводы, рекомендации и предложения.
ПРИЛОЖЕНИЕ В
Примерная схема составления психологической характеристики детского коллектива
1. Общие сведения о школе классе, истории формирования класса (время существования классного коллектива, изменение его состава, смена учителей, число учащихся, их пол, возраст, социальное положение родителей).
2. Социометрическая структура класса (межличностные отношения в классном коллективе, характеристика «социометрических звезд» и «изолированных»; наличие группировок, на каком основании они образовались, их влияние на класс) и ее динамические особенности (устойчивость, осознанность).
3. Формальная структура классного коллектива (первичные объединения, актив класса, его роль в организации общественной жизни класса, распределение обязанностей между учащимися; официальные лидеры, успешность их деятельности, авторитет, личностные качества лидеров: инициативность, ответственность, настойчивость, требовательность, организаторские способности, стиль лидерства, отношение к ребятам).
4. Соотношение формальной и неформальной структур класса. Психологический климат коллектива (преобладающий эмоциональный тон в классе: бодрый, жизнерадостный, напряженный и т.д.; степень сплоченности, проявления чуткости, заботы, взаимопомощи, уважения, требовательности; эмоциональное благополучие и неблагополучие отдельных членов коллектива).
5. Ценностно-ориентационное единство и уровень (стадия) развития коллектива, специфические черты коллектива, тенденции его развития (песчаная россыпь, мягкая глина...)
6. Успеваемость, отношение учащихся к учению, степень развития познавательных интересов, мотивы учения, дисциплина на уроке. Участие классного коллектива в общественно-полезной деятельности Внеучебные занятия класса (коллекционирование, музыка, спорт, танцы) и т.д.
7. Возрастные психологические особенности коллектива класса. Специфические черты данного коллектива, которые можно определить на основе анализа и обобщения всего полученного материала.
8. Влияние социального окружения, родителей, общественности на коллектив класса.
9. Психологические выводы, рекомендации по содержанию и организации воспитательной работы с данным, классным коллективом. Описание и анализ проведенной во время исследования работы по сплочению класса, по перестройке его официальной и неофициальной структуры, по преодолению отрицательных явлений, если таковые имели место (если такая работа проводилась). Анализ собственных достижений и сделанных ошибок.
ПРИЛОЖЕНИЕ Г