Упражнение "Трап"
Диапазон свой разовью,
В прыжках на трап и на траву.
Три разных трапа предо мной.
Я звуку помогу рукой,
"Подлаивать" не забывать.
И все три трапа можно "взять".
Вот первый трап. Он не высок.
Все тело делает прыжок:
трап! С трапа
С травы нана траву.
Второй трап выше? Ничего. Сейчас "возьмем" мы и его:
трап!С трапа
С травы нана траву.
Ого! А третий как высок!
Ну что же! Проверим "потолок".
Посмотрим, крепки ли "верха"?
Иль голос пустит "петуха"?
Нет голос мой не подведет.
От "петуха" нас "лай" спасет:
трап! С трапа
С травы нана траву.
Теперь уже без лишних слов Подряд три трапа "взять" готов:
Трап! С трапа
С травы на на траву
трап! С трала
С травы на на траву.
трап! С трапа
С травы нана траву.
Прибегайте к помощи руки, которая активно "прыгает" на воображаемый трап. За рукой, которая легко "вспрыгивает" на видимую Внутренним взором высоту, свободно повышается и тон голоса.
Упражнение "Этажи": Шагайте (мысленно) по этажам, отсчитывая пройденные:
и шестой этаж...
и пятый этаж,
и четвертый этаж,
и третий этаж,
и второй этаж,
И первый этаж,
Проверяйте опору звука, "подлаивая" слово "этаж". Слова "и первый, и второй, и третий..." как бы кладутся все выше и выше на следующие этажи: голос повышается от грудного в средний, затем в головной регистр.
Теперь спускайтесь вниз:
И шестой этаж,
и пятый этаж,
и четвертый этаж,
и третий этаж,
и второй этаж,
и первый этаж.
Дойдя до "первого этажа", не "сажайте голос на горло", а обязательно держите его в высокой позиции—на "опоре" (к на грудных тонах посылая звук в головной резонатор).
Упражнение "Чудо-лесенка".Чтобы не забыть об "опоре" при работе над диапазоном голоса, полезно, повышая строку стихотворения, говорить текст четко по слогам. Так можно проверять опору звука на каждом произносимом слоге:
-Чу-др-ле-сен-кой-ша-га-ю, (низкий тон)
-Вы-со-ту-я-на-би-ра-ю: (выше)
-Шаг-на-го-ры, (выше)
-Шаг-на-ту-чи... (еще выше)
-А подъ-ем-все-вы-ше, кру-че... (еще)
-Не-ро-бе-ю, петь хо-чу, (еще)
-Пря-мо-к-солн-цу-я-ле-чу! (самый высокий тон голоса)
Рассчитайте свой диапазон. Интервалы очень маленькие, едва уловимые человеческим слухом! Хватило голоса? Нет? Еще раз попробуйте, сдерживая голос в его стремлении вверх!
Постепенность повышения, понижения голоса — важная краска в арсенале выразительных средств речи. Она говорит о выдержке, владении собой, своими чувствами, голосом. Это достигается большим трудом. Поэтому следует уделять максимум внимания подобным упражнениям.
Упражнение "Авиамоделист"*.Кисть руки — это сконструированная вами "авиамодель". Вы искусно управляете ею: "модель" набирает высоту, опускается, снова взмывает в поднебесье, делает "мертвую петлю", мягко опускается на землю... Сопровождайте движение руки ("модели") тянущимся звуком АААА... Голосом "рисуйте" путь следования "модели", которая легко маневрирует в воздухе.
Затем делайте упражнение с включением такого текста:
Сажусь пилотом в самолет,
Включаю двигатель и — взлет...
На сонорном звуке М набирается высота от нижнего до верхнего регистра:
Вот высота предельная
И звонко голос льется.
Пусть этим упражнением
Мой голос разовьется!..
На звуке А рисуются всевозможные движения самолета.
Пошел снижаться самолет
И голос сверху вниз идет...
Звучит он низко, густо!
Посадка-верх искусства;
Не снят с "опоры" голос мой. собой!
Не снят с "опоры" голос мой
Могу гордиться я собой!
Упражнение "Прыгун".Вообразите, что просматриваете киноленту, которая зафиксировала (замедленные кадры) ваш прыжок в высоту через планку. Видя (на своем "внутреннем экране" - в воображении) «линиюпрыжка", рисуйте его голосом.
Вот примерное графическое изображение линии звучания такого текста:
Голосовой "загиб" кручу.
И вот "лечу... Теперь мне надо
Прыжок... опуститься.
Резбег... Чтоб ставить
точку
научиться.
На слове "загиб" загните голос кверху. Затем спокойноопускайте его вниз и положите на "дно".
Сопровождайте слова движением руки, рисующей прыжок. Рука свободная, движется плавно, мягко, как в состоянии невесомости. Так же свободно, легко поднимаясь и опускаясь, звучит голос. Мысленно проделывайте движения прыжка.
А теперь убыстрите темп речи, легко "взбегая на вышку" с таким текстом:
Вот оборот!..
взлетаю! И
Как птица я... вниз
Прыжок! стрелой.
взбегаю
я легко Скрываюсь быстро
На вышкупод водой
Упражнение "Колокола".Для того, чтобы звук был качественно однородным во всех регионах, нужно уметь сделать незаметными переходы из регистра в регистр. Это достигается слаженной работой всех резонаторов.
Для сглаживания переходов из регистра в регистр проделайте такое упражнение.
В грудном регистре
Что за гром?
Бум! Бом!
Бум! Бом!
А в среднем гул
На целый дом:
Бим-бом! Бим-бом!
Вот в головном
Чистейший звон:
Динь-дои! Динь-дон!
И все звенит,
Гудит им в тон:
Динь-дон!
Бум-бом! (Быстрое переключение с грудного—
Динь-дон! в головной регистр.)
Бум-бом!
Все шутливо, весело. Послушайте себя, что делается в вашем "доме" (в резонаторах). Действительно, во всех регистрах голос звучит легко, собранно, звучно! Значит, резонаторы работают совокупно.
Упражнение "Регистры".Идите голосом за текстом, помогая звучанию рукой.
— Головной регистр (голос звучит высоко).
И средний регистр (голос звучит на "центре"),
И грудной регистр я стремлюсь развивать (звучит ниже "центра»),
Чтоб здесь говорить (показываете рукой на диафрагму),
И тут говорить (показываете на грудь),
И там говорить (рука выше головы),
И здесь говорить! (на диафрагме). 58
Забавно? Наивно? Хорошо. Верьте в результат таких упражнений, придают свободу, непринужденность, а это одно из главных условий
верного звучания.
Упражнение "Спор".Тренируйтесь не только в постепенном повышении, но и понижении тона голоса. Знайте свою самую высокую "рабочую" ноту ("потолок") и самую низкую ("дно").
Первый: Чем шире наш диапазон.
Тем больше выразит нам он.
Давай поспорим. Заодно
Проверим "потолок" и "дно".
Второй: Широк ли твой диапазон?
Пе р в ы й: Широк ли? В две октавы он.
Мой!.. (первый)
Мой шире! (второй)
Мой! (Первый)
Второй: Мой шире! (Спорят, постепенно
повышая тон голоса.)
Наконец, один из спорщиков, почувствовав, что выше идти не может, в речевой-утвердительной интонации (переходя от "стона" к "лаю") говорит:
Твой шире! Вот мой "потолок".
Пойдем-ка вниз с тобой, дружок!
Второй: Мой шире! (Спорят, постепенно
Мой! понижая тон голоса.)
Мой шире!
Мой!..
Тот, кто ощутил предел голоса в грудном регистре, не может больше понижать тон голоса, говорит:
Твой шире! Вот мое и "дно".
Второй: И я закончу заодно.
Не забывайте о сонорном согласном М в слове "мой". Помните о "стоне". Произносите слова "мой шире" как одно слово: слитно, монотонно. Ведь вы демонстрируете умение повышать и понижать тон голоса. Не сердиться! Не зажимать звук. В разговорно-утвердительной интонации перед "потолком" и "дном" не забывайте о подлаивании. Оно позволяет проверить "рабочие" высокие и низкие тона голоса.
Упражнение"Скалолаз".
Очень нужно из лощины
Мне добраться до вершины.
Постепенно вверх идти,
Страховаться по пути.
Методично поднимаюсь
И с "опоры" не срываюсь.
Выше...
Выше...
Цель близка,
Хоть скала и высока.
До вершины я добрался (Проверяйте голосовую гибкость в
И с "опоры" не сорвался. верхнем регистре)
Потому и не кричу
А легко, легко звучу!