Формирование элементарных математических представлений
Воспитатель
Группа
Дата
Показатели развития | Фамилия, имя ребенка, возраст | Примечания | ||
Знания, представления | ||||
Количество | ||||
Цифры от 0 до 9 | ||||
Равенство множеств | ||||
Число не зависит от величины предметов, расстояния между предметами, формы, их расположения, а также направления счета | ||||
Предмет (лист бумаги, лента, круг, квадрат и др.) можно разделить на несколько равных частей (две, четыре) | ||||
Форма | ||||
Овал. Сравнение овала с кругом и прмоугольником | ||||
Четырехугольник | ||||
Как из одной формы сделать другую | ||||
Ориентировка в пространстве | ||||
Понимать смысл пространственных отношений (вверху-внизу, впереди(спереди) – сзади(за), слева – справа, между, рядом с, около) | ||||
Ориентировка во времени | ||||
Утро, вечер, день, ночь составляют сутки | ||||
УМЕНИЯ, НАВЫКИ | ||||
Количество | ||||
Разбивать множества на части и воссоединять их | ||||
Устанавливать отношения между целым множеством и каждой его частью | ||||
Понимать, что множество больше части, а часть меньше целого множества | ||||
Сравнивать разные части множества на основе счета и соотнесения элементов (предметов) один к одному | ||||
Определять большую (меньшую) часть множества или их равенство | ||||
Считать до 10 | ||||
Образовывать каждое число в пределах 5-10 (на наглядной основе) из единиц | ||||
Сравнивать рядом стоящие числа в пределах 10 | ||||
Создавать множества (группы предметов) из разных по качеству элементов | ||||
Получать равенство из неравентва (неравенство из равенства), добавляя к меньшему количеству один предмет или убирая из большего количества один предмет | ||||
Отсчитывать предметы из большего количества по образцу (в пределах 10) | ||||
Отситывать предметы из большего количества по заданному числу (в пределах 10) | ||||
Считать предметы на ощупь | ||||
Считать и воспроизводить количество звуков, движений по образцу и заданному числу (в пределах 10) | ||||
Осуществлять порядковый счет в пределах 10 | ||||
Различать вопросы «Сколько?», «Который?» («Какой?») и правильно отвечать на них | ||||
Определять равное количество в группах, состоящих из разных предметов | ||||
Обобщать числовые значения на основе счета и сравнения групп | ||||
Делить предмет (лист бумаги, лента, круг, квадрат и др.) на несколько равных частей (две, четыре) | ||||
Называть части, полученные от деления | ||||
Сравнивать целое и части, понимать, что целый предмет больше каждой своей части, а часть меньше целого | ||||
Величина | ||||
Устанавливать размерные отношения между 10 предметами разной длины (высоты, ширины) или толщины | ||||
Отражать в речи порядок расположения предметов и соотношение между ними по размеру | ||||
Сравнивать два предмета по величине (длине, ширине, высоте) опосредованно – с помощью третьего (условной меры), равного одному из сравниваемых предметов | ||||
Находить предметы длинее (короче), выше (ниже), шире (уже), толще (тоньше) образца и равные ему на основе глазомера | ||||
Форма | ||||
Анализировать и сравнивать предметы по форме | ||||
Находить в ближайшем окружении предметы одинаковой и разной формы | ||||
Преобразовывать одну форму в другую | ||||
Ориентировка в пространстве | ||||
Двигаться в заданном направлении, меняя его по сигналу | ||||
Двигаться в соответствии со знаками – указателями направления движения | ||||
Определять свое местонахождение среди окружающих людей и предметов | ||||
Ориентироваться на листе бумаги | ||||
Ориентировка во времени | ||||
Устанавливать последовательность различных событий: что было раньше (сначала), что позже (потом) | ||||
Определять, какой день сегодня, какой был вчера, какой будет завтра | ||||
Критерии оценки показателей:
1.Знания, представления:
- четкие, содержательные, системные (ЧСС),
- четкие, краткие (ЧК),
- отрывочные, фрагментарные (ОФ),
- не оформлены (НО).
2.Умения, навыки: выполняет самостоятельно (ВС),
- выполняет с помощью взрослого (ВП),
- выполняет в общей со взрослыми деятельности (ВОД),
- не выполняет (НВ)
Характеристики достижений(вносятся в примечание): познавательная активность, сообразительность, оригинальность суждений, осознанность, проявление самоконтроля, самооценки; опора на собственный опыт; творческие проявления, проявления познавательных, эстетических, нравственных чувств, качеств ума: пытливости, гибкости, проблемности, критичности, инициативности.
Подберите дидактический материал для диагностики освоения детьми универсальных видов детской деятельности (направление «Познавательно-речевое», ОО «Познание», раздел «ФЭМП»).
Примерный вариант диагностики освоения детьми универсальных видов детской деятельности (направление «Познавательно-речевое», ОО «Познание», раздел «Формирование элементарных математических представлений»).
Подготовительная к школе группа
Задание №1. «Упорядочивание»
Цель задания. Выявить представление детей о счете предметов и об их упорядоченности.
Материалы. Картонные круги диаметром 5 см с точками. Круги располагают перед ребенком в беспорядке.
Задание. В одних кругах точек мало, в других — много. Сейчас круги расположены в беспорядке. Подумай и расположи эти круги в ряд по порядку. Когда будешь искать тот или иной порядок, не забывай, что на кругах есть точки.
Способ выполнения. Не следует подсказывать ребенку принцип упорядочивания. Выполнение задания самостоятельно покажет уровень сформированности его представления об упорядоченности.
Оценка задания:
1-й уровень — задание выполнено полностью верно;
2-й уровень — допущены 1-2 ошибки;
3-й уровень — допущены 3-4 ошибки;
4-й уровень — допущено более 5 ошибок.
Задание №2. «Первоначальные математические представления»
Цель задания. Определить представление детей о соотношениях больше на; меньше на, о количественном и порядковом счете, о форме простейших геометрических фигур.
Материалы. Семь любых предметов или их изображений на фланелеграфе, предметы могут быть как одинаковые, так и разные.
Способ выполнения. Для выполнения задания ребенку дают лист бумаги и карандаш. Задание состоит из нескольких частей. Они предлагаются последовательно.
Задания.
A. Нарисуй на листе столько же кругов, сколько на доске предметов.
Б. Нарисуй квадратов на один больше, чем кругов.
B. Нарисуй треугольников на два меньше, чем кругов.
Г. Обведи линией шесть квадратов.
Д. Закрась пятый круг.
Оценка задания (оценивается качество выполнения всех заданий в совокупности):
1-й уровень — задание выполнено полностью верно; 2-й уровень — допущены 1 -2 ошибки; 3-й уровень — допущены 3-4 ошибки; 4-й уровень — допущено более 5 ошибок.
Задание №3
Цель задания. Выявить умение анализировать условия предъявленной задачи, в данном случае практического характера (планировать ход ее решения, выбирать адекватные действия, критически оценивать полученный результат), определить визуальную адекватность определения формы фигуры, пространственную подвижность мышления — умение мысленно перемещать и компоновать детали, адекватность визуальной оценки размеров фигур.
Материалы. Белый лист бумаги с изображением контура лодочки с парусом и цветные геометрические фигуры: 4 квадрата 2x2 см, 4 прямоугольных равнобедренных треугольника с катетом 2 см, все одного цвета.
4см
2см
6см
Задание.
Часть 1. «Раскрась» лодочку, но не карандашами, а данными фигурами. Фигуры надо уместить внутри лодочки так, чтобы они не выходили за пределы изображения.
Часть 2. Оцени качество выполнения задания — все ли сделано правильно? Если ребенок сам не замечает допущенных ошибок (фигуры не прилегают друг к другу, выходят за очертания контура), педагог спрашивает, хочет ли ребенок сделать новую лодочку лучше этой. В случае отрицательного ответа педагог не настаивает на этом.
Оценка задания.
A. Оценивается способ выполнения задания: обдумывал ли ребенок сначала его выполнение, планировал или работал без всякой системы, методом проб и ошибок.
Б. Оценивается рациональность размещения фигур.
B. Оценивается критичность в оценке выполнения задания.
Г. Оценивается желание, готовность исправить допущенные ошибки.
Д. Оценивается темп деятельности.
1-й уровень — фигуры выложены правильно и быстро (ребенок мгновенно проанализировал задание и начал его выполнение);
2-й уровень — контур заполнен правильно, но ребенок работал методом проб и ошибок, поэтому затратил больше времени; в процессе работы сам себя корректировал;
3-й уровень — только часть контура заполнена правильно, некоторые фигуры выходят за его очертания; при оценке работы ребенок ошибок не замечает, но когда педагог обращает на них его внимание, готов их исправить;
4-й уровень — контур заполнен хаотично, большинство геометрических фигур выходят за его очертания, ошибки не замечаются, желания сделать лучше при указании на них нет.
Задание №4. «Заселение дома»
Цель задания. Выявить способность детей к рассмотрению ситуации с разных сторон, умение переключиться с одного найденного решения на поиск другого.
Материалы. На доске или на большом листе бумаги заранее нарисован дом, карточки с крупными изображениями «жильцов» дома; каждому ребенку дается листок с изображением такого же дома и фломастер.
1 Методическая разработка задания И.И.Аргинской.
Задание.
Часть 1 (обучающая). В доме шесть этажей. На каждом этаже — три комнаты. В каждой комнате живет один жилец: педагог показывает изображения — точка, палочка и галочка. На всех этажах они живут в разном порядке. На самом верхнем этаже в первой комнате слева — точка (рисует в окошке точку), в средней комнате — папочка (рисует палочку).
— Подскажите мне, кто живет в последней комнате? (Дети называют галочку, и педагог ее рисует.) Теперь нарисуйте у себя на листочке, кто где живет на шестом этаже. (Дети рисуют, педагог проверяет правильность выполнения рисунка.)
— Теперь будем заселять жильцами пятый этаж: в первой комнате тоже живет точка. Подумайте, как нужно поселить палочку и галочку, чтобы они жили не в том порядке, что на шестом этаже. (Размещение «жильцов» рисуется в окнах большого дома, а затем дети рисуют их у себя. На этом обучающая часть задания заканчивается.)
Часть 2 (основная).
— Осталось еще четыре этажа. Заселите их сами так, чтобы на каждом этаже жила одна точка, одна палочка и одна галочка, но в разном порядке. (Дети выполняют задание самостоятельно.)
Оценка задания.
1 -и уровень — задание выполнено правильно: найдены все 4 варианта размещения, не повторяющих «заселение» пятого и шестого этажей;
2-й уровень — найдено 2-3 различных варианта размещения из четырех возможных;
3-й уровень — найден один вариант размещения из четырех возможных;
4-й уровень — самостоятельных решений не найдено: повторены решения обучающего этапа или работа не выполнена (этажи остались незаселенными).
Задание №5. Раскрашивание фигур
Цель задания. Выявить умение классифицировать наглядный материал по самостоятельно найденному основанию. Определить степень адекватности визуального восприятия формы и умение мысленно перемещать и совмещать фигуры для определения их равенства.
Материалы. Каждый ребенок получает рисунок с рядом фигур, фломастеры или карандаши.
Задание. Одинаковые фигуры надо закрасить одним цветом. Цвет выбирается самостоятельно. Сколько групп одинаковых фигур ребенок найдет, столько цветов использует.
Оценка задания.
1-й уровень — классификация выполнена правильно; выделены три группы разных фигур (3 равнобедренных треугольника, 4 равносторонних и 3 прямоугольных).
2-й уровень — одна ошибка (неразличение одинаковых фигур в прямом и повернутом положении; или неразличение одинаковых фигур в прямом и зеркальном положении);
3-й уровень — две ошибки (неразличение одинаковых фигур в прямом и повернутом положении и неразличение фигур в прямом и зеркальном положений);
4-й уровень — три ошибки (неразличение одинаковых фигур в прямом и повернутом положении, в прямом и зеркальном положении, а также неразличение разных фигур); бессмысленное, хаотическое раскрашивание фигур.
5. Проанализируйте различные виды планов в ДОУ, ответьте на вопросы:
-Какие виды планов есть в данной возрастной группе?
-Как осуществляется реализация задач годового плана в перспективном и календарном планах?
-Есть ли перспективный план в группе? Что планируется в нем?
-Соответствуют ли формы и методы работы, отраженные в календарном плане задачам перспективного плана (приведите примеры реализации данных задач)?
-Как осуществляется планирование работы воспитателей по математическому развитию детей дошкольного возраста