Советы разрешения педагогических ситуаций

Младший возраст (6—8 лет)

· Раздражительность, тоска по домашним, слезы. - Отвлечь интересными делами, переключить внимание, дать какое-либо задание, чтобы ребенок почувствовал себя нужным в новом коллективе.

· Множество вопросов. - Внимательно выслушивать и спокойно отвечать, повторяя ответ столько раз, сколько необходимо для понимания.

· Быстрая утомляемость. - Быстрее «бежать» к финишу мероприятия, к результатам в игре, труде...

· Неуверенность в себе. - Давать нагрузку с учетом физического здоровья, без акцентирования на этом внимания.

· Готовы пробовать все на вкус. - Рассказывать детям о ядовитых ягодах, растениях.

· Опасность травматизма. - Избегать чрезмерных ограничений в деятельности детей, заполнять их жизнь полезными и нужными играми, состязаниями, следя при этом за соблюдением необходимых правил безопасности.

· Потеря интереса к занятиям, рассеянное внимание. - Частая смена видов деятельности, игры, конкурсы, соревнования не должны быть продолжительными по времени.

· Слезы и страхи в темноте. - Не оставлять одного в темноте.

· Желание играть со сверстниками. - Поддержка, поощрение и направление действий детей по опеке малышей.

· Копирование привычек, манеры поведения, лексикона взрослых. – Стремиться, не подавать дурного примера ни в чем.

· Постоянные опоздания. - Не давать поручений связанных с учетом времени.

· Впечатлительность. - Не рассказывать сказки, истории с «плохим концом».

Средний возраст (9—11 лет)

· Обидчивость, повышенная чувствительность к несправедливости. - Внимательное, доброе отношение к детям, стремление разобраться в причинах поведения детей.

· Курение, игра в карты, проба спиртного, употребление взрослого лексикона, использование косметики, украшений. - Проводить разъяснительную работу с привлечением всех специалистов и показом соответствующих кинофильмов. Приучать к выполнению разумного режима дня.

· ЗАМКНУТОСТЬ, одиночество. - Стремиться переключать внимание детей, давать поручения, связанные с необходимостью общения.

· Непослушание, действие « наперекор», постоянные споры. - Вникать в интересы детей, сотрудничать с ними .

· Появление тайн, укромных уголков, озорство, шалости. - Знать секреты детей, совместно сохранять их, разумно использовать. Организовывать интересные игры с элементами романтики.

Старший и подростковый возраст (12—16 лет)

· Конфликтность, как вызов обществу, упрямство. Мнение сверстников выше мнения взрослых. - Стремление понять подростков, разобраться в мотивах их поведения. Сотрудничество с ними.

· Неподчинение взрослым, действия «наперекор», критиканство. Действия опережают мысли. - Пытаться понять подростков, понять причины того или иного их поступка, тактично направлять их действия в нужное русло.

· Замкнутость, одиночество, сильная ранимость, вспыльчивость, раздражительность. Интерес к себе. - В индивидуальной беседе разъяснять подростку, как избавиться от этих особенностей или сгладить их, как сделать, чтобы «этого» было меньше. В коллективной беседе — находить у такого подростка лучшие качества и подчеркивать их.

· Проявление чрезмерной самостоятельности. - Учитывать это и предоставлять подросткам как можно больше подконтрольной самостоятельности.

· Несбывающиеся мечты подростков. - Поразмышлять вместе с подростками о будущем.

Глава 9.

Режимные моменты.

Динамика дня

Основная идея - утром больше активных мероприятий, перед сном успокаивающих.

Примерное расписание дня (видны 3 дырки под мероприятия - [ … ]):

8.00 Подъём

8.15 Зарядка

9.00-9.30 Завтрак

9.30 Уборка палат

[ … ]

13.30-14.00 Обед

14.00-16.00 Тихий час

16.30 Полдник

[ … ]

19.00-19.30 Ужин

[ … ]

23.00 Отбой


Разнообразие деятельности в лагере.

Хорошо, когда деятельность разнообразна, как по содержанию (творческая, интеллектуальная, спортивная ..), так по месту (корпус, улица, спорт. площадка, за территорией, пляж, клуб ..), по роли ребёнка (участник, организатор), по форме проведения ... Но об этом подробнее в других темах, здесь, же поговорим о режимных мероприятиях.


Подъем или как начать день

Необходимо придти на отряд за 5-10 минут до подъема, а тем, кто живет вместе с детьми, до подъема успеть привести себя в порядок. Будить детей надо спокойно, без криков, но настойчиво. Полностью полагаться на напарника не стоит, зайдите сами в каждую комнату, убедитесь, что все дети встали. Минут через пять пройдите снова по всем комнатам и, если кто-то еще не встал, настойчиво потребуйте, чтобы все поднялись. Так как через 15 минут уже начинается зарядка, а для этого надо одеться и выйти на место проведения зарядки.

Ошибки:

· Ураган - слишком резкий подъем и недостаточный контроль над тем, все ли вышли на построение, как одеты и так далее.

· Побудка мимоходом - заглянув в спальню, и сообщив детям, что уже утро, вожатый этим ограничивается.

· Казарма - свирепый вид и повторные упражнения типа 'подъем-отбой', экстремальная лексика едва ли создадут у детей радостное восприятие начинающегося дня.

Зарядка

Если с первого дня вы убедите детей в ее необходимости и будете помнить о Законе 'Ноль-ноль', то у вас все получится. Занимайтесь зарядкой вместе с детьми, предложите помочь в ее проведении своих же детей, это может быть одним из заданий напарником, либо сменным поручением. Добивайтесь всего личным примером. Физические упражнения должны соответствовать возрасту детей, состоянию их здоровья, уровню физического развития и физической подготовленности. Не наказывайте детей за какую-либо провинность, например, дополнительными кругами по стадиону во время зарядки. Помните, что у любого ребенка, даже у самого 'шалопая', может быть ослабленное здоровье. Утренняя гимнастика проводится ежедневно в течение 10-15 минут, на открытом воздухе, в дождливую погоду - в хорошо проветриваемом помещении.

Ошибки:

· Лавина - опаздывающий на зарядку отряд устремляется вперёд неуправляемой массой. Жертвы весьма вероятны.

· Эпидемия - группа детей (чаще - девушек) всем видом показывают, что больны, и Вы оставляете их в спальне. НЕТ! Приглашайте партнёра или командира отряда и в его сопровождении больные направляются в медпункт немедленно.

· Спортивный клуб вожатых - группа развлекающихся вожатых, с юмором и образцово выполняющих комплекс упражнений смотрится шикарно, но, в первую очередь, нужно следить за детьми.

1. Здоровье. Смотреть за проведением зарядки, выполнением упражнений, контроль процесса, избегание падений, ушибов, переломов, сотрясений и пр.

2. Управление персоналом. Организация самого действа. Как стоят (в кругу, в шахматном порядке). Проводите ли вы сам зарядку или вы назначили ответственного. Показывает один или все по очереди и т.д.

3. Безопасность. Выбор места, формы проведения зарядки, ее адекватность (погодным условиям, состоянию детей и т.п.)

4. Ребёнок думающий и ценностно-ориентированный. Сделать так, чтобы зарядка была неотъемлемой часть лагерной жизни, чтобы туда хотелось просыпаться и идти.. Почему??? Потому что никогда в жизни у этого ребенка не было такой зарядки, а все потому, что у него хороший вожатый.

Операция УЮТ / Время личной гигиены (ВЛГ)

Уборка территории и детских комнат по графику дежурств. Проснулся, оделся, а теперь убери свою планету .

Вернувшись с зарядки, вы даете детям время, чтобы умыться, и начинаете, вместе с напарником проверять, как дети убрались в комнатах. Что должны сделать дети? Заправить кровати, убрать все вещи в шкаф. В шкафу все вещи разложить по полочкам, проверить тумбочку, нет ли там грязи, грамотно ли запакованы продукты, повесить лицевое полотенце на спинку кровати к голове. Ножное полотенце на спинку кровати к ногам, стряхнуть песок со своей кровати, подмести пол, выгрести мусор из-за батарей, из-под кроватей, убраться на столе, привести в порядок обувь, чтоб не была разбросана, на подоконнике оставить только умывальные принадлежности. Вожатому необходимо постоянно контролировать этот процесс, не оставляя детей одних ни на минуту, постоянно напоминая, что еще надо сделать и в каком окончательном виде комната должна быть.

Помните, любая уборка проводится с вашим непосредственным участием!!!

1. Вообще уборка проводится два раза в день (после зарядки и после тихого часа), но важно, чтобы и в остальное время у детей в комнатах было чисто.

2. Важно проговорить с детьми, что будет входить в обязанности дежурного по комнате.

3. Ежедневно все дети после зарядки стряхивают простыни, заправляют кровати, наводят порядок в тумбочках, шкафах и подоконниках. Собирают мусор и наводят порядок на отрядном месте.

4. Следите за тем, чтобы в детских кроватях не было песка, мусора, еды и грязных вещей.

5. Инвентарь для уборки хранится в подсобке.

6. Нельзя развешивать мокрую одежду в комнатах, делайте это в специально отведённых местах.

7. Все сумки надо хранить в чемоданной.

8. Запрещается держать какие либо вещи под кроватями и рядом с ними.

9. Обувь должна храниться отдельно в специально отведённом для этого месте.

10. В прикроватных тумбочках находятся только туалетные принадлежности. Следите за тем, чтобы в тумбочках не хранились мокрые мочалки, зубные щётки без чехлов, обувь, еда, грязная одежда.

11. Вся мебель в комнате должна стоять в соответствии с санитарными нормами и правилами техники пожарной безопасности. Перестановка мебели по усмотрению детей запрещена.

Ошибки:

· Бумеранг - дети, выйдя из спальни, возвращаются туда за вещами после уборки и тем сводят её результаты к нулю.

· В некоторых местах - уборка делается поверхностно, и проверяющие найдут пыль на кроватях, панелях, имущество под матрацами, тряпку в неположенном месте, продукты в тумбочках, банно-прачечные принадлежности и т.п.

· Не проснулись - если не уделить внимания настроению отряда, на линейке он будет рассеян, не собран

1. Здоровье. Обращать внимание на возможные аллергии у детей (к примеру, на пыль), лежащая на полу швабра может сыграть злую шутку, как с граблями, мокрый пол - поскользнулся, упал.. очнулся – гипс! Не доводите до крайностей, чем внимательнее вы будете. Тем меньше хлопот в последующем.

2. Управление персоналом. Будете ли вы просить девочек помочь мальчикам в уборке, будут ли старшие помогать заправлять постель младшим! Все в ваших руках, Господа!

3. Безопасность. Следить за соблюдением правил безопасности, начиная от закрытия кранов, заканчивая неустойчиво стоящим шкафом.

4. И основная задача – Ребёнок думающий и социально-ориентированный. Уборка – это не пустая трата времени, используя пед.технологии, объясните детям, что «Нам всем приятно жить в чистых, убранных и проветренных комнатах» ;) И пройдя с фантиком по лагерю, ребенок поймет, что фантик от конфетки лучше выкинуть в урну. Уважая труд других, и начнут уважать тебя!

Утренний информационный сбор отряда (УИСО) или же Утренний круг.

УИСО проводится либо до завтрака, либо сразу после. Не давайте детям расслабиться, соберите их на отрядном месте (в беседке) и проведите УИСО. Гораздо приятнее он пройдет, если вы начнете его с игры, новой шутки, чем-то заинтригуете детей. Вообще смысл УИСО - задать тон всего дня, рассказать детям все то, что в течение дня их ожидает. То есть точный план на день. Хорошо, если один из напарников его уже успел написать и вывесил на один из стендов на отрядном месте. Далее очень четко, без философских отступлений, расскажите, что ждет детей в течение дня. Конкретно, кто, куда, во сколько, если дело касается спорта, кружков. Если какие-то моменты плана на день касаются не всего отряда, расскажите, чем займутся все остальные. Спросите, что детям непонятно в плане, ответьте на все их вопросы по дню. План обязательно должен висеть на отрядном месте. Если вы решили какое-то мероприятие поменять (особенно если это так или иначе касается выхода за территорию), об этом необходимо поставить в известность администрацию лагеря. Если вы не успели выбрать на день напарника вчера вечером, сделайте это хотя бы сегодня утром, снимите с себя часть хлопот.

Учесть:

· Подъём – музыка, мальчики-девочки, в несколько этапов, «ранние» пташки.


Поход в столовую

Чтобы не тратить время на ожидание у столовой, когда вам накроют, и чтобы не есть холодную пищу, опоздав, сделайте вашего напарника связным между вами и дежурным отрядом. Накрыли на ваши столы - можно всем отрядом отправиться в столовую. Во главе с вожатым и не бегом (можно каким-нибудь своим, особенным шагом).

Учесть:

· Построение (зачем оно нужно, как проводить), запуск в столовую (в первый раз и постоянно, выход из столовой). Вообще поход на любые мероприятия и уход с них.


Питание

На любой прием пищи дети идут, вымыв руки (и вожатый должен это проконтролировать и сам не забыть, это сделать). Они строятся перед специальной чертой и ждут команды вожатого. Ни в коем случае не штурмуют столовую без него, не заходят с дежкомом, без команды вожатого. Дежурный командир за 5 минут пересчитывает порции, проверяет, хватает ли ложек, вилок, стаканов, хлеба или булки, стульев, чистые ли сами столы. Если чего-то не хватает, надо доставить на столы. Отряд заходит в столовую только в полном составе, все вместе, а не по частям. С первого же дня надо показать, что у нас недопустимо заходить в столовую по одному. И объяснить, что одна из главных причин та, что у нас выставляются порции по конкретному количеству человек, и не больше. Вожатый отвечает за то, что их количество совпадает с количеством детей в отряде. Если из каждого отряда дети будут забегать по одному, никто не знает, сколько порций можно не досчитаться. Не забудьте, что есть дети, которым может быть что-то противопоказано, что некоторые дети могут медленно есть. Обращайте внимание на качество еды! И от вас зависит нормальное состояние детских желудков. Следите, чтобы дети не выходили из-за стола, ничего не поев. Чтобы до еды они не отоваривались в ларьке. Не забудьте о традиции 'чистого стола'. Немедленно пресекайте любые попытки кидаться едой, чем бы то ни было. Не забывайте напоминать детям, что с набитым ртом стараются не разговаривать. И в столовой, как правило, не кричат и не аплодируют. В большинстве лагерей следят за манерами и правилами поведения за столом. Однако никогда не заставляйте детей есть. Лучше выясните, почему ребенок не ест, и решите эту проблему вместе. Может быть, он по дому скучает.

Ошибки:

· Самотёк - некоторые вожатые думают, что могут и сами покушать, когда отряд вошел в столовую. Ошибаются. Только убедившись, что все заняли свои места, всем хватило порций, и ещё раз напомнив детям о культуре приема пищи, вожатый отправляется за вожатский стол. Приятного аппетита!

· Приоритет желудка - непростительно бежать в столовую, сломя голову, не дожидаясь сигнала горна.

· Самостоятельное возвращение - становится ошибкой, если не отработаны четко действия дежкома и всего отряда в этом фрагменте дня. Если не уверены, что отряд можно отправить чуть вперед, не делайте этого. Категорически нельзя оставлять отряд без визуального контроля. Нельзя отправлять отряд в корпус под командованием дежкома в течение первой половины смены или если дежком не обладает развитыми организаторскими способностями.


Завтрак. На завтрак обычно дают кашу и порционные блюда: сыр, колбасу, творожки, сырки и т.п. Ее получает вожатый на раздаче, обязательно пересчитывает, не отходя в зал, если не хватает, просит добавить порцию (необходимо помнить, что медпункт забирает порции для тех, кто в изоляторе). Если это порезанные сыр, колбаса и т.п., то надо взять вилку, которой вы будете раздавать продукты (а не руками).

Обед. На каждом столе должна стоять супница, около нее - поварешка. На младший, а иногда и на средний отряд, лучше всего суп сразу разлить по тарелкам. Но даже за старшими детьми надо смотреть, как они едят суп. Если надо, уговаривать, настаивать поесть, хотя бы 3-5 ложек горячего. Не забывайте напоминать детям, что на раздаче они могут самостоятельно получить добавку.

Полдник. Во время полдника может так случиться, что вожатый сам накрывает на свой отряд (если это не запеканка и не компот), поэтому необходимо четко распределить количество сока и т.п., чтобы хватило на весь отряд. Порции на свой отряд вожатые получают зимний корпус: в кондитерском цехе, летняя база - на стеллажах около раздачи. Наливать в стаканы следует 'по рисочку' и не меньше. Не позволяйте детям выносить продукты из столовой. Помните, что если вы один раз им это разрешили, то потом будет очень сложно убедить их в том, что этого делать не следует.

Ужин. На ужине снова детям раздаются порционные блюда: обычно это фрукты. Дайте фрукт каждому ребенку в руку, таким образом, вы убедитесь, что никого не пропустили, что всем хватило. Если дети отказываются от порционных блюд, как на ужине, так и на завтраке, предложите 'тем, кто хочет добавки'. Не стремитесь оставлять порционные блюда себе, родители часто спрашивают детей, куда идет та еда, от которой они отказываются. И возникают большие проблемы, так как родители платят за лето большие деньги.

Ошибки:

· Ужин, нам не нужен! - какой там еще ужин, когда до выступления осталось полчаса, а ничего не готово! - подумает иной . Как он ошибается! Спешка во время приема пищи, неудовольствие от ужина мгновенно перенесутся и на впечатления о деле, на настроение детей, существенно повлияют на педагогические результаты дела. А казалось бы...

1. Здоровье. Следите, чтобы ребёнок ел! Ел в столовой, а не в час ночи в палате заваривал «Ролтон». Если ребёнок съел за обедом 6 апельсинов, не удивляйтесь, если на утро, он покроется сыпью,… Тщательно изучайте справки детей на предмет аллергических реакций. А фраза: «я на диете!» - давно ушла в прошлое…

2. Управление персоналом. Петя возит телеги с супом, а по столам их расставляют Лена и Лиза, Маша, так как самая аккуратная, разливает горячий чай, а ложки на столы раскладывает маленький Миша. То, как быстро вы накроете, на столы зависит, не от способности детей быстро бегать, а от вашей организации работы.

3. Безопасность. Горячие супы, неудобные подносы, развязывающиеся фартуки, в ленточках которых путаются ноги – вот далеко не весь список того, что может помешать безопасности детей.

4. И еще, следите, чтобы дети не баловались за столом, не играли в рыцарей вилками и не кидались в девочек мякишем хлеба.

Наши рекомендации