Цели, задачи, функции и методы
По своему содержанию адаптивная двигательная рекреация имеет много общего с рекреативно-оздоровительным спортом. Но и не только со спортом, это еще и учеба, труд и другие виды деятельности. Как мы сказали выше, адаптивная двигательная рекреация это досуг, поэтому здесь в основном играет роль психологический фактор, это переключение с одного вида деятельности на другой, и как правило зачастую приносящий удовольствие от занятий. Так же хочется сказать и об поддержание здорового образа жизни, вхождение это в привычку и поддержание в повседневной жизни, и не стоит забывать и о совершенствовании, познавая что-то новое всегда трудно останавливаться над достигнутом. Хочется сказать и о главной цели, которая заключается в том, чтобы создать благоприятное отношение людей с ограниченными возможностями и полноценных людей к занятиям адаптивной рекреации.
А какие же существуют функции?
-Гедонистическая - получение удовольствия и положительных эмоций от занятия.
-Развивающая- Нарушения физического развития и физической подготовленности являются закономерными для всех нозологических групп, поэтому развивающая функция АФК-ры заключается в целенаправленном воздействии на развитие мышечной силы, быстроты, выносливости, ловкости, координационных способностей.
- Восстановительная – т.е. восстановление сил после какой-либо деятельности.
-Творческая- заключается в раскрытии многогранных способностей людей с ограниченными возможностями в разных видах физкультурной деятельности.
- Ценностно - ориентационная функция – предполагает освоение ценностей адаптивной физической культуры.
- Воспитательная- на воспитание личности человека с ограниченными функциональными возможностями оказывает среда, семья, учителя и наставники, врачи, психологи, друзья сверстники, природа, искусство, образование и др. Факторы.
Под влиянием занятий адаптивной двигательной рекреацией в сочетании с другими сферами жизнедеятельности лица с ограниченными возможностями, расширяется круг общения и социализации в целом, меняются интересы, мотивы, ценностные ориентации на роль физической активности, что, естественно, создает благоприятные условия к обретению социальной, психической, бытовой независимости, социализации и интеграции в обществе. Таким образом, адаптивная двигательная рекреация осуществляет следующие социальные функции:
-коммуникативную- общение как социальный процесс имеет особое значение для инвалидов, поскольку входит в содержание человеческого взаимопонимания.
-социализирующую- функция развития
-интегративную- направлена на общественную интеграцию людей во круг определенных культурных ценностей.
Методы адаптивной двигательной рекреации, применяемые у пациентов с поражением опорно-двигательного аппарата
В связи с широким внедрением в практику адаптивной физической культуры аква - и гидроаэробики, элементов синхронного плавания актуальным стало музыкальное сопровождение рекреационных занятий. Это значительно повышает эмоциональный фон занятия, способствует раскрепощению занимающихся, улучшает их работоспособность. Иногда с этой целью применяют дополнительные способы активизации сенсорных систем организма человека - цветомузыка, ароматизирующие вещества (особенно когда занятия проводятся в ваннах), вибрационные воздействия.
Таким образом, водные виды адаптивной двигательной рекреации являются эффективнейшим средством воздействия на человека с отклонениями в состоянии здоровья с целью его лечения, реабилитации, повышения уровня качества его жизни.
-Адаптивный туризм
Любой вид адаптивного туризма приближает жизненное пространство инвалидов и пожилых людей к жизненному пространству здоровых людей и способствует их психологической реабилитации и социализации. Однако, сточки зрения адаптивной двигательной рекреации, главное в туризме - это переключение на другой вид деятельности, общение с природой, огромный мобилизующий и оздоровительный потенциал.
Чистый природный воздух укрепляет здоровье человека, повышает работоспособность, снижает восприимчивость к различным заболеваниям. Благодаря своим физическим свойствам прохладный горный, лесной, речной воздух, воздействуя на обнаженную кожу, положительно влияет на чувствительные нервные клетки кожи и дыхательные системы.
В период отдыха оптимальным, с точки зрения оздоровления, является длительное нахождение человека в лесу. У людей, продолжительное время находящихся в естественной атмосфере летучих веществ растений, повышается жизненный тонус, стабилизируются процессы возбуждения и торможения в коре больших полушарий, уменьшается напряжение нервной системы, снижаются проявления психоэмоционального дискомфорта - чувство неосознанной тревоги, разбитости, усталости, плохой сон.
Сон на свежем чистом воздухе является еще одним оздоровительным компонентом туризма. Еще несколько десятков лет назад медицина использовала сон на свежем воздухе в качестве самостоятельного лечебного фактора.
Плавание в естественных открытых водоемах сочетает влияние водной процедуры (химический, состав воды, гидростатическое давление, уменьшение нагрузки на опорно-двигательный аппарат, сопротивление воды движениям человека, раздражающее действие ударов волн) с влиянием чистого воздуха, насыщенного природными аэрозолями, тишины, пейзажа. Вышеописанное воздействие способствует повышению жизненного тонуса, стимулирует адаптационные возможности организма.
Инвалидам с искривлением позвоночника полезны плавательные процедуры. При сутулости лучше всего использовать способ плавания «брасс на спине», при односторонних искривлениях позвоночника эффективно плавание на боку со слабой работой ног.
-Игровые виды адаптивной двигательной рекреации
Игровые виды адаптивной двигательной рекреации - наиболее доступные и простые средства этого вида адаптивной физической культуры. Как правило, для их проведения достаточно минимального количества оборудования и спортивного инвентаря, которые в ряде случаев могут быть изготовлены собственными руками.
Среди наиболее часто используемых игровых видов адаптивной двигательной рекреации можно выделить:
Подвижные игры, использующие сюжет как основу, стимулирующую двигательную активность занимающихся;
Эстафеты с использованием самых разнообразных двигательных действий;
Элементы спортивных игр, проводящийся в большинстве случаев по упрошенным правилам.
Самой многочисленной группой игровых видов адаптивной двигательной рекреации является третья группа, объединяющая игровые задания с элементами спортивных игр. Обычно среди них выделяют игровые действия с индивидуальными и коллективными противоборствами, а также игры, в которых нет прямого (одновременного) взаимодействия соперников, их результаты определяются по индивидуально демонстрируемым показателям. К играм с элементами индивидуального противоборства относятся: бадминтон, теннис, настольный теннис, бильярд, сквош и другие хорошо известные у нас спортивные игры.
Кроме того, существует большое количество специально разработанных для инвалидов спортивных игр, элементы которых могут использоваться и в рекреационных целях. К таким играм относятся: баскетбол в колясках, регби в колясках, волейбол сидя, хоккей на полу, хоккей в салазках, футбол для лиц с ДЦП (7x7 человек), футбол для ампутантов и др.
Для лиц с тяжелыми поражениями опорно-двигательного аппарата более предпочтительны игровые виды, в которых отсутствуют собственно противоборство, а результат определяется по их индивидуальным показателям. К таковым относятся: дартс, боулинг, городки, гольф.
-Творческое применение игровых видов рекреативной деятельности позволяет разнообразить занятия, сделать их интересными, эмоциональными, переключать внимание занимающихся на сюжет или правила игры, добиться общения между участниками.
-Водные виды адаптивной двигательной рекреации
Водные виды адаптивной физической культуры давно и с успехом используются во всех её видах, начиная с адаптивного физического вое питания, адаптивной двигательной рекреации и заканчивая экстремальными видами двигательной активности; во всех возрастных периодах жизни человека; с инвалидами практически всех групп - по зрению, слуху, интеллекту, с поражениями опорно-двигательного аппарата, сложными дефектами и др.
Существует много различных классификаций водных видов.
1) Все водные виды адаптивной двигательной рекреации в зависимости от нахождения занимающегося по отношению к воде можно разделить на следующие группы:
Активность занимающегося осуществляется на поверхности воды;
Двигательная деятельность занимающегося проводится в воде;
Занимающийся выполняет движения под водой;
Взаимодействие занимающегося с водой реализуется в момент приводнения (после прыжков, ныряний и т. н.).
2) В качестве следующего классификационного признака для разделения на группы водных видов адаптивной двигательной рекреации используется наличие (или отсутствие) у занимающегося вспомогательных приспособлений и технических средств.
В этом случае выделяют следующие группы водных видов:
Занимающийся выполняет все двигательные действия без каких-либо дополнительных приспособлений и устройств;
Занимающийся одевает на себя какие-то приспособления или технические средства (для облегчения или затруднения выполняемых действий);
Занимающийся находится внутри или на поверхности приспособления или технического средства.
3) В зависимости от особенностей водной среды, в которой осуществляется рекреационное мероприятие, выделяют:
Естественные водоемы (реки, озера, моря, океаны и т. п.);
Искусственные водоемы (бассейны, аквапарки и т. п.).
4) Все физические упражнения в воде, используемые в адаптивной двигательной рекреации, в зависимости от применяемых методов разделяются на следующие:
Индивидуальные;
Коллективные, которые в свою очередь подразделяются на игровые и соревновательные.
5) В последние годы, в связи с использованием дополнительных способов воздействия на занимающегося в процессе занятий, классифицируются данные способы воздействия на различные сенсорные системы человека:
Музыка, в том числе музыкальное сопровождение выполнения конкретных упражнений;
Световые воздействия, в том числе цветомузыка;
Различные ароматизирующие добавки;
Вибрационные потоки воды, оказывающие воздействие на тело занимающегося, и др.
Существует большое количество видов адаптивной рекреационной деятельности, когда занимающийся, как правило, используя различные приспособления и технические средства, осуществляет свою активность на поверхности воды. Это хождение на парусной доске, швертботе; отдых на плоту, катание на гидровелосипеде; гребля на шлюпке, байдарке; катание на водных лыжах, родных сенях, на «банане», водном мотоцикле; прогулки на яхте, катере; плавание на матрасе.
В воде осуществляется большое количество упражнений, с которыми, собственно, и связано представление о водных видах адаптивной двигательной рекреации. Это плавание различными способами (брасс, кроль, на спине и т. п.); упражнения в воде (аква - и гидроаэробика); двигательные действия из арсенала синхронного плавания; обычное купание, в том числе осуществляемое с помощью инструктора, родителей, волонтера; окунания; отдых в полосе прибоя; плавание с различными вспомогательными устройствами (надувные жилеты, «воротнички», ласты, спасательные круги и т. п.); игры на воде.
Под водой осуществляются различные виды ныряния, плавание под водой, в том числе с ластами; погружения с аквалангом и др.
К водным видам адаптивной двигательной рекреации относят и различные виды двигательных действий, завершающихся погружением в воду, например: прыжки в воду с вышки, трамплина, раскачивающегося троса; приводнение после парашютной буксировки.
В водных видах адаптивной двигательной рекреации очень часто используются вспомогательные приспособления и технические средства, не только помогающие осуществлять перемещение инвалида в водную среду (подъемники, лонжи, пандусы и др.), но и обеспечивающие собственно адаптивно-рекреационную деятельность, а также безопасность занимающихся.
Для адаптивной двигательной рекреации большое значение имеет особенность водной среды, в которой осуществляются рекреационные мероприятия.
К естественным водоемам (рекам, озерам, морям к т п.) следует относиться с большой осторожностью, поскольку они в большинстве случаев не имеют инфраструктуры, обеспечивающей безопасность занимающихся. Поэтому организаторам занятий необходимо предусмотреть соответствующие меры.
Рекреационные мероприятия с инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья на постоянной основе значительно проще организовать в искусственных водоемах: бассейнах, аквапарках, ваннах и т. п. Однако это связано со значительными финансовыми вложениями, что требует дополнительной организаторской работы (поиск спонсоров, включение в социально-реабилитационную программу и т. д.).
В связи с широким внедрением в практику адаптивной физической культуры аква - и гидроаэробики, элементов синхронного плавания актуальным стало музыкальное сопровождение рекреационных занятий. Это значительно повышает эмоциональный фон занятия, способствует раскрепощению занимающихся, улучшает их работоспособность. Иногда с этой целью применяют дополнительные способы активизации сенсорных систем организма человека - цветомузыка, ароматизирующие вещества (особенно когда занятия проводятся в ваннах), вибрационные воздействия.
Таким образом, водные виды адаптивной двигательной рекреации являются эффективнейшим средством воздействия на человека с отклонениями в состоянии здоровья с целью его лечения, реабилитации, повышения уровня качества его жизни.
Танцевальные виды адаптивной двигательной рекреации
В настоящее время в работе с инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, как в нашей стране, так и за рубежом, вес большее внимание уделяется танцевальным упражнениям, которые, по существу, интегрируют в себе средства физической культуры, спорта и искусства.
Помимо традиционных хореографических, танцевальных залов танцевальные упражнения проводятся и на открытом воздухе (на танцевальных площадках), и в воде (аква - или гидроаэробика, аква - или гидрошейпинг и т. п.), и на льду (элементы спортивных танцев на коньках, салазках).
За последние 30 лет в международной практике наибольшее развитие получили различные формы танцев на инвалидных колясках:
-Индивидуальный танец;
-Парный танец;
-Танец группы.
Таким образом, танцевальные виды адаптивной двигательной рекреации очень тесно связывают этот вид адаптивной физической культуры с креативными (художественно-музыкальными) видами двигательной активности человека, в которых главная целевая установка состоит в обеспечении у занимающихся возможности для творческой деятельности, самовыражения и самоактуализации.
Иппотерапия
Значительно возрастает роль животных в жизни человека с отклонениями в состоянии здоровья, поскольку давно замечены терапевтические эффекты от общения с ними.
Деятельность по управлению животными часто является содержанием (предметом) соревнований. Например, в Единую всероссийскую спортивную классификацию (2001-2005 гг.) включены такие виды спорта, как конный спорт, а также виды, объединенные союзом «Российская лига кинологов» (ездовой спорт, зимнее и летнее двоеборье, гонки-буксировка на лыжах, санях, нартах и др.). Присутствует конный спорт и в программах современных Паралимлийских и Специальных олимпийских игр.
Наиболее известны и изучены взаимодействия инвалида с лошадью, которые реализуются в иппотерапии, лечебной верховой езде, конном спорте. Очень хорошие результаты получены от использования взаимодействий лошади и лиц с поражением опорно-двигательного аппарата (особенно с последствиями ДЦП), интеллекта.
Таким образом, при взаимодействии с животными (лошадьми, собаками, птицами и др.) деятельность, направленная на управление их поведением, может и должна составлять современные программы по адаптивной двигательной рекреации.