Психолого-педагогические основы управления игровой деятельностью

Необходимо добиться, чтобы ребенок включился в игровую ситуацию, заинтересовался игрой, принял игру, предложенную воспитателем, принял условные обозначения необходимых атрибутов игры в виде игрушек или каких-то предметов их заменяющих. Игрушка – важное средство развития активности, но для этого она должна удовлетворять многим специальным требованиям. При помощи игрушки слепого ребенка можно познакомить со многими предметами окружающего мира, недоступными его восприятию. Поэтому форма предмета должна отражать реальную форму предмета. Должны быть выдержаны пропорции, чтобы не создалось ложное представление.

Не следует давать ребенку игрушки с большим количеством деталей. Это затрудняет восприятие игрушки и выделение ее характерных признаков. Она не должна быть слишком большой, это затрудняет осязательное восприятие. Поверхность ее должна быть близка к поверхности натуральных объектов и приятна для осязания. Обучая игре, необходимо сначала познакомить их с самой игрушкой, показать ее, рассказать о ней, о том, что она изображает, включить ее в какую-то ситуацию, показать какие действия можно с ней выполнять.

Слепой ребенок, предоставленный сам себе, обычно не играет с игрушкой, а пытается взять ее в рот, понюхать, погрызть, полизать, стучит игрушкой по столу и т. п. Руками ребенка воспитатель показывает ему, как надо обследовать игрушку, чтобы получился целостный образ. Очень важно обратить внимание на ее поверхность, на звуки, издаваемые ею, чтобы дети смогли потом по одному прикосновению и по звуку узнать ее. Озвученные игрушки особенно нравятся детям.

Коррекционно-педагогическая работа с детьми в процессе игровой деятельности при развитии движений, формировании мелкой моторики, ориентации в пространстве, организации поведения и формирования личностных качеств и др.

Включение слепого ребенка в игровую деятельность способствует возникновению и развитию его активного отношения к окружающему, является первым шагом к его участию в коллективной деятельности. Пока ребенок не научится играть, игра не доставляет ему удовольствия, не вызывает положительных эмоций. Развитие игры тесно связано с обогащением индивидуального опыта ребенка, овладению правильными приемами действия с предметами. Интересная и доступная по содержанию творческая игра детей позволяет включить в нее наиболее пассивных и укрепить их желание играть вместе со всеми.

Воспитателю же необходимо направлять, подсказывать цель и последовательность игрового действия. Бывает, что коллективная игра заменяется игрой с товарищами. Включение, сначала хотя бы в словесном плане, в общую игру – для слепого ребенка огромный шаг вперед.

Коллективные формы игры связаны с развитием общения, развитием словесной речи. При организации коллективных игр очень важна роль воспитателя, который устанавливает контакт с играющими, участвует в игре, руководя и направляя, обеспечивая развитие игры наглядно-действенным показом, советом, поощрением, учитывая индивидуальные особенности детей.

Сюжетная игра предполагает хотя бы 2 последовательных действия, причем одно из них должно прерваться и перейти в другое, причем самым трудным является прерывание стереотипного действия. Это играет огромную роль в преодолении стереотипных движений.

Творческие игры являются средством воспитания волевых качеств, таких, как подчинение правилам игры, умение сдерживать себя. Игра должна развиваться, роли усложняться, включаться новые действия, новое содержание изменяет характер игры. Повторное проведение игр всегда доставляет удовольствие слепым детям. Воспитатель использует игры для закрепления знаний, полученных на экскурсиях, для уточнения и обогащения их представлений, для совершенствования предметно-практических действий, навыков самообслуживания, трудовых навыков. Организуя творческие игры, воспитатель активизирует познавательную деятельность слепых дошкольников, что дает возможность преодолевать недостатки в развитии, вызванные слепотой.

Вопросы и задания для творческого саморазвития.

Список литературы:

1. Стернина, Э.М. Теория и методика воспитания слепых и слабовидящих детей / Э.М. Стернина - Л., 1980.

2. Обучение и коррекция развития дошкольников с нарушенным зрением. - СПб., 1995.

3. Хорош, С. М. Игрушка и ее роль в воспитании слепого дошкольника / С. М. Хорош; Всерос. о-во слепых. – М., 1983.

Наши рекомендации