Клинико-психолого-педагогические основы

МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ

С ПРОБЛЕМАМИ В РАЗВИТИИ

В современных подходах использования искусства (в частности музыки) в коррекционной работе с детьми с проблемами можно выделить несколько направлений: психофизиологическое (связан­ное с положительным воздействием музыки на различные функ­ции организма), психотерапевтическое и психологическое (свя­занные с воздействием на когнитивную и эмоциональную сферу личности), социально-педагогическое (обеспечивающее повышение эстетических потребностей, расширение общего и музыкаль­ного кругозора, активизацию потенциальных возможностей ре­бенка с проблемами в музыкальной деятельности и творчестве).

Научное осмысление отечественными учеными медиками ме­ханизмов воздействия музыки на организм человека началось в начале XX в.

Психофизиологическое направлениесвязано с исследованиями В.М.Бехтерева, И.М.Догеля, И.М.Сеченова, И.Р.Тарханова, Г. П. Шипулина и др., которые выявили положительное влияние музыки на различные системы организма человека: сердечно-сосуди­стую, двигательную, дыхательную, центральную нервную. Важ­ными были выводы о том, что положительные эмоции, получае­мые от общения с музыкой, оказывают лечебное воздействие на психосоматические процессы, содействуют регуляции психоэмо­ционального состояния, мобилизуют его резервные силы. В то же время отрицательные эмоции (в первую очередь страх) блокиру­ют функции коры головного мозга, что приводит к потере ориен­тировки человека в окружающей среде и может даже стать причи­ной смерти.

Дальнейшее изучение влияния музыки на функции организма, проводимое врачами, психологами, показало, что спектр воздей­ствия музыки на организм достаточно широк. Мелодичная музыка обеспечивает седативный эффект; музыка ритмичная, энергичная, с умеренным темпом и динамикой является тонизирующей, ис­пользуется в восстановительной сосудистой терапии, в том числе при нарушении мозгового кровообращения (И.М.Гринева).

Положительное влияние музыки на центральную нервную си­стему отмечали психиатры А.Л.Гройсман, В. Райков. Нормализа­цию деятельности сердечно-сосудистой системы в процессе вос­приятия музыки, исполняемой на кларнете и скрипке, наблюда­ла С. Мамулова. Лечебное воздействие художественного пения, во-калотерапии, характер ее применения в лечебно-оздоровитель­ной практике показаны С. В. Шушарджаном.

Изучение влияния музыки на организм человека в настоящее время продвинулось достаточно далеко. Среди многочисленных ис­следований, изучающих данную проблему, можно выделить не­сколько наиболее важных. Обнаружено подавляющее воздействие определенных музыкальных программ на культуры микрофлоры организма человека (в работах С.В.Шушарджана, А.А.Стехина, Г. В.Яковлева и др.). С. В. Шушарджаном разработан метод музы­кально гармонизированной электростимуляции рефлекторных зон и точек акупунктуры. Он основан на сочетании воздействия на точки акупунктуры электрических импульсов музыкального про­изведения с его синхронным прослушиванием. При этом музы­кальные произведения подбираются самими пациентами по прин­ципу наличия у них положительных эмоций от музыки.

Музыкальная терапия является одним из методов безлекарствен­ной терапии и профилактики широкого спектра заболеваний. Одни из важнейших элементов, определяющих успех музыкотерапии — выявление музыкальных предпочтений и выбор ритма в качестве диагностического критерия. Это связано с тем, что все биохими­ческие и физиологические процессы в организме человека проте­кают с определенной последовательностью, ритмично. Выявле­ние с помощью музыкального компьютера ритмического спектра организма посредством выбора предпочтительных музыкальных ритмов пациентом служит одним из методов диагностики в музы­котерапии, который дает возможность в дальнейшем планировать программу воздействия музыкой, ритмом на организм.

Многие положительные выводы отечественных ученых лежат в основе научного обоснования возможности использования музы­ки в коррекционной работе как со взрослыми, так и с детьми с проблемами.

В исследованиях показано, что музыка, воспринимаемая слу­ховым рецептором, воздействует и на взрослого, и на ребенка, вызывая изменения кровообращения, дыхания. В.М.Бехтерев, подчеркивая эту особенность, доказал, что если установить меха­низмы влияния музыки на организм, то можно вызывать или ос­лаблять возбуждение.

П.Н.Анохин, изучавший вопросы влияния мажорного и ми­норного лада на состояние организма, делает вывод, что умелое использование мелодического, ритмического и других компонен­тов музыки помогает во время работы и отдыха.

Е.З.Яхнина показала, что целенаправленное восприятие му­зыки детьми с нарушением слуха содействует формированию у них речевой функции, интонационной стороны устной речи. При декламации песен под музыку, выполнении специальных речевых упражнений под музыку дети легче овладевают высотными и ди­намическими модуляциями голоса, темпом речи, ее слитностью, ритмической организацией слов, фраз, что обусловлено близо­стью определенных интонационных структур в музыке и речи.

Пение развивает голосовой аппарат детей с нарушением речи, задержкой психического развития, умственной отсталостью, укреп­ляет голосовые связки, улучшает речь, формирует вокально-слу­ховую координацию. Врачи, логопеды используют пение при ле­чении заикания и наблюдают выраженную положительную дина­мику в коррекции данного дефекта речи.

Занятия музыкально-ритмическими движениями, основанные на взаимосвязи музыки и ритмики, повышают общий жизнен­ный тонус детей с нарушением слуха, зрения, речи, задержкой психического развития, умственной отсталостью, помогают в фор­мировании основных движений, регулируют деятельность многих систем организма (сердечно-сосудистой, дыхательной, опорно-двигательной), вырабатывают правильную осанку, скоординиро­ванный мышечный тонус, формируют произвольность психиче­ских функций. А соединение движений под музыку со словом ока­зывает коррекционное воздействие на формирование речевой функции детей с проблемами.

Наряду с возможностями музыки влиять на психосоматиче­ские процессы в человеческом организме давно известно психо­терапевтическое и психологическое воздействие музыки.В практике психокоррекционной работы в процессе воздействия на эмоцио­нально-личностную сферу она выполняет релаксационную, регу­лирующую, катарсистическую функции. Исследования показыва­ют, что ребенок с проблемами, «входящий» в мир музыки, дей­ствуя в этом удивительном мире, позитивно, качественно меня­ется в своем развитии. На время общения с музыкой он уходит от травмирующих его ситуаций, тревожности, страхов. Взаимодей­ствие с музыкой помогает ребенку очиститься от наслоившихся негативных переживаний, отрицательных проявлений, вступить на новый путь отношений с окружающим миром.

О катарсистическом (очищающем) воздействии музыки изве­стно очень давно. Понятием «катарсис» пользовались древнегре­ческие философы Аристотель, Платон, Пифагор и др., подразу­мевая под этим психологическое очищение, которое испытыва­ет человек после общения с музыкой и другими видами искусст­ва. В Средние века практика катарсистического воздействия музы­ки связана с теорией аффектов и теорией психоанализа З.Фрей­да, К. Юнга. Выделяются эмоциональный, эстетический и эти­ческий аспекты катарсиса. Эмоциональный выражается в состоя­нии облегчения, освобождения (включая слезы, смех) от тяж­ких, мрачных переживаний в положительных просветленных чув­ствах. Эстетический аспект катарсиса — это появление чувств гар­монии, порядка, красоты в их сложном сочетании. В этическом плане катарсис вызывает гуманные положительные чувства, пе­реживания.

Психологический механизм катарсиса был детально исследо­ван Л.С.Выготским в работе «Психология искусства», где опреде­лено, что «искусство всегда несет в себе нечто преодолевающее обыкновенное чувство», «переработка чувств в искусстве заклю­чается в превращении их в свою противоположность, т. е. положи­тельную эмоцию»1. Благодаря катарсису слушатель, читатель, зри­тель от познания чисто внешних связей в художественном произ­ведении поднимается до постижения их смысла, сущности. Поня­тие катарсиса тесно связано с понятием «художественное (музы­кальное) восприятие», которое представляет собой сложнейшую работу чувств, мыслей, воображения воспринимающего произведения искусства. Однако далеко не все дети с проблемами подго­товлены к осуществлению этой работы, поэтому получить эф­фект катарсиса посредством музыки можно в том случае, если у детей сформировано активное восприятие музыкального произ­ведения. А, как известно, процесс музыкального восприятия детей с разными вариантами отклонений в развитии имеет свои осо­бенности, обусловленные природой и характером нарушения. Так, например, у детей с нарушением зрения в большей степени ка­тарсистического эффекта можно добиться через восприятие инст­рументальных и вокальных музыкальных произведений, участия в активной форме музыкотерапии (вокалотерапии, инструменталь­ной терапии), а у ребенка с нарушением слуха — через общение с музыкой в сочетании с танцевальным, пластическим, ритмиче­ским искусством. Положительные результаты в психокоррекци­онной работе с дошкольниками с задержкой психического разви­тия, с умственной отсталостью дает использование кинезитерапии, вокалотерапии, имаготерапии, особенно с включением в последнюю музыки.

Психологический аспект воздействия музыки на ребенка с про­блемами связан прежде всего с коррекцией нарушений познава­тельной, эмоционально-личностной сферы детей данной катего­рии, где важное место занимают коммуникативная сфера, рас­ширение социального опыта детей, умения адекватно общаться, взаимодействовать в совместной деятельности со сверстниками и взрослыми. Влияние музыки на развитие и коррекцию психиче­ских функций (мышления, памяти, внимания, воображения), формирование произвольности, целенаправленности процессов подтверждается исследованиями С. М. Мидовской, И. В. Евтушен­ко, Е.А.Медведевой.

Во время пения, музыкальных движений в коллективе ребенок с проблемами проявляет свои индивидуальные особенности, учит­ся подчинять свои действия общим задачам. Влияние музыки бы­вает подчас более сильным, чем уговоры или наказания, поскольку она может непосредственно воздействовать на чувства ребенка через эмоционально-образное содержание музыкального произведения, побуждать ребенка к сопереживанию, формированию его внут­реннего мира. Музыка, с которой ребенок с проблемами сопри­касается в дошкольном возрасте, формирует его поведение и регу­лирует эмоциональные проявления в коллективе, семье. Коррекционные возможности музыкального искусства по отношению к ребенку с проблемами связаны с появлением у него позитивных переживаний, рождением новых творческих побуждений, удовлет­ворением познавательных, эстетических потребностей. А активиза­ция потенциальных возможностей ребенка в практической, худо­жественной деятельности и творчестве — это и есть реализация социально-педагогической функции искусства.

Социально-педагогическоевоздействие музыки на ребенка с проблемами связано с предоставлением ему неограниченных воз­можностей для самовыражения и самореализации, как в процес­се творчества, так и в познании и утверждении своего Я. Создание ребенком продуктов музыкальной деятельности (пение, пляски, игра на инструментах) облегчает процесс коммуникации со взрос­лым и сверстниками на разных возрастных этапах. Интерес к ре­зультатам творчества ребенка со стороны окружающих, принятие ими продуктов его художественной деятельности повышает само­оценку ребенка с проблемами, его самоприятие. Музыка форми­рует представления ребенка об окружающем мире, расширяет музыкальный кругозор. В процессе музыкальной деятельности дети прислушиваются к звучанию, сравнивают звуки сходные и раз­личные, знакомятся с их выразительным значением, отмечают ха­рактерные смысловые особенности художественных образов, учат­ся разбираться в структуре музыкального произведения, передавая ее в пении, движениях. Отвечая на вопросы педагога, ребенок де­лает первые обобщения и сравнения, определяет общий характер пьес, замечает, что литературный текст песни ярко выражен музы­кальными средствами.

Социально-педагогическое направление воздействия музыкой осуществляется двумя путями: путем воспитания способности эс­тетически воспринимать действительность как непосредственно в жизни, так и через музыкальные произведения; путем деятельно­сти, связанной с музыкальным искусством. Именно это обеспечи­вает решение важнейшей задачи — адаптации ребенка с проблема­ми посредством музыкального искусства в макросоциальной среде.

Глава 3

Наши рекомендации