Связь вероятностных педагогических задач и способов их решения
Вероятностные педагогические задачи | Способы и приемы решения |
Своевременная оценка учителем результатов деятельности учащихся | 1. Подбадривающие замечания, одобрительные движения (взглядом, кивком головы) 2. Одобрение точных ответов, применяемых способов 3. Похвала по поводу дополнений, уточнений, внесенных учащимися 4. Поощрение высказанных учащимися догадок, гипотез, идей 5. Оценка промежуточных действий учащихся 6. Комментирование учителем выставленных оценок |
В заключение подчеркнем еще раз, что цели урока и связанные с ними педагогические задачи – неотъемлемые компоненты процесса обучения, педагогической деятельности, имеющие не только теоретическое, но и практическое значение.
Модуль «Цели обучения»
Основные понятия:цель обучения, цель урока, цель образования, цель развития, цель воспитания, педагогическая задача.
Требования к усвоению понятий:
– давать четкое определение понятия или научную трактовку со ссылкой на ученых и их труды по этой проблеме;
– устанавливать связи между дидактическим, психологическим и методическим аспектами данного понятия;
– определять на основе учебных документов (учебная программа по школьному предмету, учебник и др.) цели конкретного урока;
– определять цели урока по любому предмету для конкретных условий (на основе знания исходного уровня обученности, воспитанности и развитости учащихся, материально-технической базы школы и пр.);
– объяснять связь между целями и педагогическими задачами урока.
Содержательный блок
Дидактический аспект:цель обучения – компонент процесса обучения, обусловленный рядом факторов (исходное состояние обученности, воспитанности и развитости учащихся, педагогические средства и условия, в которых протекает процесс обучения). Цель обучения – это системообразующий фактор, выполняющий функцию установления связей между всеми педагогическими средствами. Цели урока – частный случай целей образования, педагогического процесса; отражают направленность педагогического процесса на стороны, свойства и качества индивидуальности и личности школьника; представляют собой единство целей обучения, воспитания и развития. Приоритетными являются две последние из них. Цели урока – планируемый результат деятельности учителя, выражаемый в изменениях у школьников состояний обученности, воспитанности и развитости. Цели урока достигаются посредством решения педагогических задач.
Психологический аспект:определение целей урока обусловлено прежде всего достигнутым уровнем учебных возможностей учащихся (уровнем обученности, воспитанности, развития всех сфер школьника), во-вторых, должно соотноситься с их зоной ближайшего развития. В процессе обучения стремление к достижению целей осуществляется путем анализа возникающих ситуаций, постановки и решения педагогических задач (применения способов и приемов педагогической деятельности).
Методический аспект:определение целей урока осуществляется на основе анализа учебной документации и содержания учебного материала. Цели урока должны соответствовать требованиям к усвоению знаний и умений по изучаемому предмету. Достижение целей – вариативный процесс, обусловлен применяемыми сочетаниями средств обучения, возникающие при этом педагогические задачи отражают и цели урока, и особенности методики преподавания учебного предмета.
Задания
1. Определите собственные цели на одном из предстоящих занятий. Легко ли это у вас получилось?
2. Побеседуйте со знакомыми учителями, своими однокурсниками и узнайте, как они определяют свои цели деятельности.
Учебно-исследовательская работа –написание реферата, курсовой или дипломной работы по одной из следующих тем:
1. Цели и педагогические задачи урока.
2. Целеполагание в деятельности учителя.
3. Цель как системообразующий фактор процесса обучения.
4. Сравнительный анализ целей уроков разных типов и видов.
5. Вероятностный характер педагогических задач на уроке.
6. Классификации педагогических задач урока.
Контрольный блок
1. Ответьте на вопросы:
• Какое значение имеет целевой компонент процесса обучения?
• Как определяются цели урока?
• Какие факторы влияют на определение целей урока?
• Каковы особенности формулировок целей урока?
• Чем отличается цель обучения от педагогической задачи?
• Сколько может быть целей и педагогических задач на одном уроке?
2. Найдите педагогические ошибки и неточности:
– «цель обучения – изучить правило сложения»;
– «цель развития – развить умение учиться»;
– «цель воспитания – воспитать самостоятельность»;
– «цель урока – объяснить тему»;
– «самая главная моя задача – объяснить детям новое правило».
Методы обучения
Понятие «метод обучения».Что же собой представляет метод обучения? В литературе существуют различные подходы к определению этого понятия: 1) это способ деятельности учителя и учащихся; 2) совокупность приемов работы; 3) путь, по которому учитель ведет учащихся от незнания к знанию; 4) система действий учителя и учащихся и т. д.
И.Я. Лернер дает следующее определение метода обучения: как способ достижения цели обучения он представляет собой систему последовательных и упорядоченных действий учителя, организующего с помощью определенных средств практическую и познавательную деятельность учащихся по усвоению социального опыта. В этом определении автор подчеркивает, что деятельность учителя, с одной стороны, обусловлена целью обучения, закономерностями усвоения и характером учебной деятельности школьников, а с другой – сама обусловливает эту деятельность, реализацию закономерностей усвоения и развития.
Большинство дидактов, отмечал Ю.К. Бабанский, рассматривает методы как способы упорядоченной взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, направленные на решение комплекса задач образовательного процесса. Философы же отмечают, что в общественной и материальной действительности нет никаких методов и имеются лишь объективные законы. То есть методы имеются в головах, в сознании, а отсюда – в сознательной деятельности человека. Метод – это правила действия. Метод непосредственно фиксирует не то, что есть в объективном мире, а то, как человек должен поступить в процессе познания и практического действия (П.В. Копнин). Главная мысль, основная идея, заключенная в методе как педагогическом термине, – это указание к педагогически целесообразному действию, предписание, как действовать.
В настоящее время в методах выделяют две стороны: внешнюю и внутреннюю (М.И. Махмутов). Внешняя отражает то, каким способом действует учитель, внутренняя – то, какими правилами он руководствуется. Таким образом, в этом понятии должно быть отражено единство внутреннего и внешнего, связь теории и практики, связь деятельности педагога и учащегося. Какое же можно дать определение методу обучения в этом случае?
Метод обучения – это система регулятивных принципов и правил организации педагогически целесообразного взаимодействия педагога и учащихся, применяемая для определенного .круга задач обучения, развития и воспитания. Таким образом, в этом определении подчеркивается, что метод содержит в себе и правила как действовать, и сами способы действия.
Какого из приведенных определений метода обучения необходимо придерживаться? Каждый ученый дал свое понятие о нем, акцентировав внимание на той или иной стороне. Сравнение определений показывает, что они не противоречат одно другому, а дополняют друг друга.
Наряду с понятием «метод обучения» в теории и педагогической практике используется понятие «прием обучения». Принято считать, что метод как способ деятельности состоит из приемов или отдельных действий, направленных на решение педагогических задач.
Классификация методов обучения.Поскольку методы обучения многочисленны и имеют множественную характеристику, то их можно классифицировать по нескольким основаниям.
1. По источником передачи и характеру восприятия информации – система традиционных методов (Е.Я. Голант, И.Т. Огородников, С.И. Перовский): словесные методы (рассказ, беседа, лекция и пр.); наглядные (показ, демонстрация и пр.); практические (лабораторные работы, сочинения и пр.).
2. По характеру взаимной деятельности учителя и учащихся – система методов обучения Лернера – Скаткина: объяснительно-иллюстративный метод, репродуктивный метод, метод проблемного изложения, частично-поисковый или эвристический метод, исследовательский метод.
3. По основным компонентам деятельности учителя – система методов Ю.К. Бабанского, включающая три большие группы методов обучения: а) методы организации и осуществления учебной деятельности (словесные, наглядные, практические, репродуктивные и проблемные, индуктивные и дедуктивные, самостоятельной работы и работы под руководством преподавателя); б) методы стимулирования и мотивации учения (методы формирования интереса: познавательные игры, анализ жизненных ситуаций, создание ситуаций успеха; методы формирования долга и ответственности в учении: разъяснение общественной и личностной значимости учения, предъявление педагогических требований); в) методы контроля и самоконтроля (устный и письменный контроль, лабораторные и практические работы, машинный и безмашинный программированный контроль, фронтальный и дифференцированный, текущий и итоговый).
4.По сочетанию внешнего и внутреннего в деятельности учителя и учащегося – система методов М.И. Махмутова: включает систему методов проблемно-развивающего обучения (монологический, показательный, диалогический, эвристический, исследовательский, алгоритмический и программированный).
Различные точки зрения на проблему классификации методов отражают естественный процесс дифференциации и интеграции знаний о них. Но все более четко обозначается целостный подход к характеристике их сущности. Какой же классификации методов придерживаться учителю? Той, какая более понятна и удобна в работе. Из современных классификаций методов рассмотрим методы проблемно-развивающего обучения, разработанные М.И. Махмутовым.