Взаимосвязь адаптации и социализации, дезадаптации и десоциализации, их учет в работе с детьми и подростками

Преодоление дезадаптации представляет собой реадаптацию. Тер- мин «реадаптация» (от лат. re... — приставка, обозначающая возобнов- ление или повторность действия; противоположное действие или про- тиводействие и adaptatio — приспособление, прилаживание) означает восстановление адаптационных возможностей человека под воздейст- вием каких-либо факторов, в том числе и вследствие направленной самоактивности. Реадаптация человека рассматривается как процесс, проявление и результат.

Следует выделять выражение — «реабилитационная деятель- ность». Это комплекс мер, направленный на стимулирование при- способления человека (группы) на том или ином уровне к опреде- ленным условиям внешней среды, восстановление его (ее) адаптационных возможностей. По мнению многих ученых, реабили- тация является этапом, на котором преобладают психосоциальные методы воздействия, стимуляция социальной активности человека (трудовая терапия, профессиональное обучение или переобучение), специальная педагогическая, психотерапевтическая работа с клиен- том и его родственниками. Реадаитированный — человек, преодо- левший дезадаптацию.

По отношению к группе наблюдается такое явление, которое можно назвать «коадаптация» (от лат. со... — приставка — вместе и adaptare — приспособлять) — общее и взаимное приспособление к из- менившимся жизненным условиям.

Адаптация, дезадаптация и реадаптация свойственны каждому че- ловеку. Они проявляются в различных жизненных ситуациях, помо- гая ему усваивать или утрачивать определенные социальные нормы и правила, приобретать или терять социальный опыт. В зависимости от того, какой социальный опыт теряется, дезадаптация и реадаптация носят позитивный или негативный характер. Данный факт должны учитывать и педагогически целесообразно использовать в своей про- фессиональной деятельности воспитатели.

Работая с детьми девиантного поведения, необходимо создавать для них иную среду жизнедеятельности. В этой среде каждый ребенок

94 Раздел II. Социальное формирование личности

проявляет себя в соответствии с новыми условиями, выполняет дру- гие нормы и правила, вследствие чего в нем происходят качественные изменения. По своей сущности иная обстановка способствует дезадап- тации, стимулирующей снижение негативного опыта поведения, отно- шений, деятельности и постепенного приобретения нового, позитив- ного.

В практической деятельности воспитателей подобную ситуацию специально создают для организации перевоспитательной работы с детьми и подростками. Однако сама среда не воспитывает, необхо- димо превратить ее в воспитательную среду. Это имеет место только тогда, когда воспитанник принимает ее и становится активным участником жизнедеятельности, проявляя себя в соответствии с за- мыслом воспитателя. Искусство воспитателя и заключается в том, чтобы сделать воспитанника соучастником воспитательного процес- са, выполняющим (в основном) все требования воспитательной среды.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Что такое адаптация, социальная адаптация, социальная адаптация ребенка?

2. Место адаптации в социальном развитии ребенка.

3. Что представляет собой адаптация как процесс, как проявление, как результат?

4. Факторы, существенно сказывающиеся па адаптации человека, и их характерис- тика.

5. Понятие «функциональная адаптация человека», се сущность, проявление, фак- торы, влияющие на нее.

6. Адаптивность и неадаптивность, адаптивность среды: сущность и содержание.

7. Понятие «дезадаптация»: сущность и содержание.

8. Дезадаптация как процесс, проявление и результат.

9. Дезадаптированный, дезадаптированный ребенок, дезадаптированная группа и их характеристика.

10. Основные факторы (внутренние и внешние), обусловливающие дезадаптацию человека, и их характеристика.

11. Основные пути, способствующие предупреждению дезадаптации детей и под- ростков.

12. Понятие «реадаптация человека». Реадаптация как процесс, проявление и ре- зультат.

13. Использование понимания дезадаптации и реадаптации в исправительной и перенос питательной работе с детьми и подростками.

ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ

1. Дезадаптирующий ребенок, проблемы снижения его деформирующего влияния на окружающих.

2. Типичный дезадаптированный ребенок, его социально-педагогическая характе- ристика.

Глава 7. Адаптация, дезадаптация и реадаптация человека 95

ЛИТЕРАТУРА

1. Беличева С.А. Социально-педагогические методы оценки социального развития дезадаптированных подростков // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабили- тационной работы. 1995. № 1.

2. Буянов ММ. Ребенок из неблагополучной семьи: Записки детского психиатра. М.,

1988.

3. Социальная дезадаптация детей и подростков; причины, проявления, преодоле- ние. М., 1995.

4. Шибаева Л.В. Программы психологической реабилитации школьников. М., 1996.

5. Школьная дезадаптация: Эмоциональные и стрессовые расстройства у детей и подростков. М, 1995.

6. Северный А.А., Иовчук Н.М. Социум как пусковой фактор реализации конститу- циональных и патологических предрасположений к отклоняющемуся поведению детей и подростков // Социальная дезадаптация: нарушения поведения у детей и подрост- ков. М., 1996.

Глав а 8

Социальное воспитание: сущность и содержание

Термин «социальный» («социальное») (от лат. socialis — общест- венный) означает общественный, связанный с жизнью и отношения- ми людей в обществе. По своей сути социальное воспитание — это це- ленаправленная воспитательная деятельность (целенаправленное воспитание), связанная (связанное) с жизнедеятельностью людей в обществе. Его следует рассматривать с позиции общества (государст- ва); социальных институтов (семьи, образовательных учреждений, со- циальных учреждений, организаций), социального фактора самого че- ловека.

Данная тема предусматривает рассмотрение следующих проблем:

1) социальное воспитание с позиции государства (общества);

2) социальное воспитание с позиции социальных институтов и самой личности как его субъектов.

Наши рекомендации