Речевой портрет социальной группы студентов
(на примере группы студентов ГСуп-12-9-1)
.
Речь человека – является его вербальным портретом. Речь целой группы или еще шире – социальной прослойки общества - составляет речевой портрет социальной группы. Проблема языковой личности и ее речевого взаимодействия в различных социальных условиях является одной из самых исследуемых в современной науке. Именно человек, его действия и взаимодействие с миром и обществом стали объектом интересов ученых конца XX - начала XXI в. Мы видим, например, как вопросы глобального значения решаются в большинстве своём за круглым столом, в диалоге.
Кроме этого, актуальным является описание и анализ коллективного речевого портрета студентов, обучающихся именно по специальности «Гостиничный сервис». Это та специальность, которая предполагает непосредственный речевой контакт с людьми: например, при бронировании гостиничных услуг, приёме, размещении и выписке гостей, организации обслуживания гостей и т.д.
Предметом исследования является коллективный речевой портрет социальной группы.
Объектом нашего исследования стал речевой портрет группы студентов, получающих специальность в области гостиничного сервиса (17 человек).
Цель работы: описание и анализ речевого портрета одной возрастной и социальной разновидностей коллективной языковой личности – студентов 1 курса отделения НПО/СПО Гуманитарного института ТГНГУ.
Цель определила ряд задач, среди которых уточнение понятия «речевой портрет», определение степени влияния различных факторов на речь студента.
Теоретическую основу нашего исследования составили работы лингвистов В.В. Виноградова, Т.Г. Винокур, Л.П. Крысина, Т.М. Николаевой, М.В. Панова, Т.Ф. Шмелевой и др. Изучение понятия «речевой портрет» исторически начинается с фонетического портрета, важные приёмы описания которого разрабатаны в середине 60-х годов 20 века М.В. Пановым.
В процессе исследования были использованы следующие методы: теоретические – анализ лингвистической литературы, практические - наблюдение над речью студентов - в учебном процессе и внеаудиторное время; анкетирование студентов, метод статистической обработки данных - прямой подсчет.
Обращаясь в нашем исследовании к проблеме изучения речевого портрета социальной группы студентов, мы предприняли попытку прояснить сущность понятия «речевой портрет».
Студентам было предложено выделить типы коммуникантов, которые, по их мнению, существуют в студенческой среде. Наши студенты выделили и описали следующие типы коммуникантов:
«Человек говорит идеально везде»;
«Человек говорит по-разному в зависимости от того, где он находится»;
«Человек везде говорит с ошибками»;
«Человек употребляет ненормативную лексику»;
«Разговор по правилам интеллигенции»;
«Использующие ненормативную лексику»;
«Говорящие так, как хочется».
Таким образом, под речевым портретом социальной группы мы понимаем комплекс коммуникативных, нормативных и этических свойств речи, проявляющихся на основе социокультурной принадлежности и лингвистической компетентности языковых личностей.
Следовательно, приступая к описанию речевого портрета студента гостиничного сервиса, мы будем представлять коммуникативные свойства, степень владения языковыми нормами и владение речевым этикетом, присущие этой социальной прослойке.
Речевой портрет студента гостиничного сервиса нашего учебного заведения имеет пеструю социокультурную почву. Тюменская область - и сельскохозяйственный регион и промышленный, следовательно - студенчество представлено и городским и сельским населением. Городское население, в свою очередь, включает высокий процент выходцев из села.
Исследование, проведенное среди студентов, показало, что среду студенчества составляют представители городского населения (65%), Меньшую часть студентов составляют жители сельской местности (35%). Студенты являются выходцами из разных культурных прослоек – интеллигенции (30%), рабочих (35%), служащих (35%), что в свою очередь, находит отражение в нормативном и этическом компонентах речевого портрета. Такая социолингвальная подоснова речевого портрета студентов составляет, на наш взгляд, достаточно благоприятную почву для становления образцового нормативного и этического компонентов речевого портрета, каким и должен быть он у этой среды.
Чтобы определить, насколько студенты чувствуют недостатки в собственной речи и, значит, готовы их устранить, мы провели анкетирование и предложили ответить на вопросы.
В результате было установлено, что студенты обозначили как самую распространенную ошибку многословие (35%) студентов. Употребляющих разговорные и просторечные слова в книжных стилях набралось 29% из опрошенных. 29 % указывают как недочёт в своей речи – использование ненормативной лексики. Неуместное употребление клише и штампов – 12 %; нарушение произносительных норм составило – 18%; 6% отмечают в своей речи злоупотребление словами иноязычного происхождения
Следовательно, по мнению студентов, самой распространенной ошибкой является многословие, следующая по частотности – употребление разговорных и просторечных слов в несоответствующей ситуации, использование ненормативной лексики, а самыми нераспространенными ошибками в студенческой речи оказались, по их мнению, употребление фразеологизмов и слов в несвойственном им значении.
Причины возникновения ошибок респондентами отмечены следующие: влияние круга общения (76%); незнание норм литературного языка (18%), влияние места жительства (12%), влияние «домашнего языка» (0%),
Обратим внимание, что никто из студентов не отметил как распространенные грамматические ошибки (в структуре слова и его формы, в структуре словосочетания и предложения), хотя, по мнению преподавателей, опрошенных нами на отделении НПО/СПО, именно грамматические ошибки являются наиболее распространенными в среде студентов. Из этого следует, что студенты не замечают ошибок в структуре словосочетаний и предложений, потому что недостаточно владеют грамматическими нормами. Однако же именно эта причина возникновения ошибок и не отмечается будущими работниками сервиса.
По мнению ряда ученых, отклонения от норм в речи студентов определяется такими факторами: интерференцией (изменения в языковой системе или речевой деятельности индивида) вследствие языковых контактов (сам процесс подобных изменений и их результат) и недостаточным владением лингвистической компетенцией: знанием норм и закономерностей функционирования языковых единиц.
Исследование показало, что социальная подоснова речевого портрета студентов достаточно пестрая. Настораживает, что студенты в качестве ведущей причины отклонений от норм в речи, указывают на влияние круга общения, практически игнорируя в качестве причины – незнание норм литературного языка.
В структуре профессиональной компетенции менеджера немаловажное значение имеют профессионализм знаний, профессионализм общения и профессионализм самообразования. Названные компоненты являются базой для формирования речевого портрета, как отдельной языковой личности, так и социальной группы в целом.
В деле повышения культуры речи, на наш взгляд, ведущее место принадлежит не преподавателю, а самому студенту, который, чтобы быть компетентным специалистом, должен стремиться к правильной, грамотной речи, исключая всевозможные социальные аспекты (территориальную принадлежность, социальную группу).
Для этого необходимо воспитывать интерес к языку, формировать лингвистическую компетенцию, чтобы будущий специалист видел ошибки в собственной речи и целеустремленно работал по их устранению. Полезными, в этой связи, могут быть сведения, полученные нами, о наиболее распространённых ошибках в среде студентов. Вычленение наиболее часто встречающихся видов ошибок в речи студентов позволит целенаправленно вести работу по их предупреждению или искоренению.
О.Э. Нимаева