Оценивание результатов освоения курсов внеурочной деятельности

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НОО

НА 2016 – 2017 УЧЕБНЫЙ ГОД

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО

БЮДЖЕТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

«ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ «КУДРОВО»»

Пояснительная записка

План внеурочной деятельности для обучающихся 1-4 классов МОБУ СОШ «Центр образования «Кудрово»» (далее План) является организационным механизмом реализации Основной образовательной программы в начальной школе. План разработан в соответствии со следующими нормативными документами:

1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

2. Требования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к структуре основной образовательной программы (утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373);

3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 26 ноября 2010 г. №1241 «О внесении изменений в ФГОС, утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 г. № 373»;

4. Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. N 189 об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», (Зарегистрировано

в Минюсте РФ 3 марта 2011 г. N 19993);

5. Устав МОБУ СОШ «Центр образования «Кудрово»».

Внеурочная деятельность организуется в целях формирования единого образовательного

пространства школы для повышения качества образования и реализации процесса становления личности младшего школьника в разнообразных развивающих средах. Внеурочная деятельность является равноправным, взаимодополняющим компонентом базового образования.

Цель внеурочной деятельности на ступени начального общего образования:созданиеусловий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.

Задачивнеурочной деятельности:

- воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;

- воспитание нравственных чувств и этического сознания; воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;

- воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание);

- воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание);

- формирование заинтересованного отношения к собственному здоровью, навыков здорового образа жизни;

- формирование универсальных учебных действий (взаимодополнение базового образования и внеурочной деятельности.

Цель и задачи внеурочной деятельности ориентированы на становление личностных характеристик выпускника начальной школы («портрет выпускника начальной школы»), сформулированных в ФГОС НОО. Это ученик:

- любящий свой народ, свой край и свою Родину;

- уважающий и принимающий ценности семьи и общества;

- любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;

- владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;

- готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и

обществом;

- доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседник, обосновывать свою

позицию, высказывать свое мнение;

- выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

Цели и задачи внеурочной деятельности определяют ее основные функции в начальной школе:

1) образовательная – обучение ребенка по дополнительным образовательным программам, получение им новых знаний;

2) воспитательная – обогащение и расширение культурно-нравственной составляющей личности ребенка;

3) креативная – создание гибкой системы для реализации индивидуальных творческих интересов личности;

4) компенсационная – освоение ребенком новых направлений деятельности, углубляющих

и дополняющих основное и дополнительное основное(базовое) образование и создающих эмоционально значимый для ребенка фон освоения содержания общего образования, предоставление ребенку определенных гарантий достижения успеха в избранных им сферах творческой деятельности;

5) рекреационная – организация содержательного досуга как сферы восстановления психофизиологических сил ребенка;

6) профориентационная – формирование устойчивого интереса к социально значимым видам деятельности, содействие жизненным планам ребенка, включая предпрофессиональную ориентацию;

7) интеграционная – создание единого образовательного пространства школы;

8) функция социализации – освоение ребенком социального опыта, приобретение им навыков воспроизводства социальных связей и личностных качеств, необходимых для жизни;

9) функция самореализации – самоопределение ребенка в социально и культурно значимых формах жизнедеятельности, проживание им ситуаций успеха, личностное саморазвитие.

Принципами организации внеурочной деятельностиявляются:

соответствие возрастным особенностям обучающихся; преемственность с технологиями учебной деятельности;

опора на традиции и положительный опыт организации внеурочной деятельности; опора на ценности воспитательной системы школы; свободный выбор на основе личных интересов и склонностей ребенка.

Результат внеурочной деятельности –

итог участия школьника в деятельности (получение предметных знаний, знаний о себе и окружающих, опыта самостоятельного действия).

Ориентирами в организации внеурочной деятельностиявляются:

запросы родителей, законных представителей обучающихся; приоритетные направления деятельности школы; интересы и склонности педагогов;

возможности образовательных учреждений дополнительного образования; рекомендации психолога как одного из представителей интересов и потребностей

ребенка.

Содержательно внеурочная деятельность структурирована по направлениям развития личности:

Социальное.

Общекультурное.

Спортивно-оздоровительное

Общеинтеллектуальное.

Интеллектуальное

Духовно-нравственное

Целью общеинтеллектуального направленияявляется развитие творческогомышления, воспитании культуры умственного труда, развитие интеллектуальных способностей ребенка, формировании представления об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности, обучение детей специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований.

Социальное направлениепомогает детям освоить разнообразные способы деятельности:трудовые, игровые, художественные, двигательные умения, развить и пробудить стремление к самостоятельности и творчеству.

Общекультурное направлениеориентирует детей на доброжелательное,бережное,заботливое отношение к миру, формирование активной жизненной позиции, лидерских качеств, организаторских умений и навыков.

Спортивно-оздоровительное направлениесоздает условия для полноценногофизического и психического здоровья ребенка, помогает ему освоить гигиеническую культуру, приобщить к здоровому образу жизни, формировать привычку к закаливанию и физической культуре.

Пять направлений внеурочной деятельности реализуется в ее 9 видах:

1. Игровая деятельность.

2. Познавательная деятельность.

3. Проблемно-ценностное общение.

4. Досугово-развлекательная деятельность.

5. Художественное творчество.

6. Социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность).

7. Трудовая (производственная) деятельность.

8. Спортивно-оздоровительная деятельность.

9. Проектная деятельность.

Внеурочная деятельность организуется в таких формах, как экскурсия, кружок, секция, диспут, конференция, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно-полезные практики. План внеурочной деятельности не включает занятия в рамках дополнительного образования.

Участие учащегося во внеурочной деятельности организуется на добровольной основе в соответствии с выбором ребенка и его родителей (законных представителей).

План внеурочной деятельности обеспечивает реализацию всех направлений развития личности и предоставляет возможность выбора занятий внеурочной деятельности каждому обучающемуся в объеме 5 часов в неделю. Рабочие программы курсов внеурочной деятельности рассчитаны на 165 ч для 1-х классов и 170 ч для 2-4 классов. При проведении занятий внеурочной деятельностью класс делится на группы. Минимальное количество обучающихся в группе при проведении занятий внеурочной деятельности 10 человек, максимальное количество обучающихся на занятии внеурочной деятельностью 25 человек.

Для обучающихся 1-х классов в первом полугодии продолжительность занятия внеурочной деятельности составляет 35 минут, во втором полугодии 40 минут. Продолжительность занятия внеурочной деятельности в 2-4 классах составляет 40 минут.

Внеурочная деятельность является обязательной для образовательного учреждения, но не включается в учебный план.

Наряду с общими требованиями к организации внеурочной деятельности, обозначенными в нормативных документах федерального и краевого уровней, школа выработала свой перечень требований:

· Внеурочные занятия в классах проводятся в школе во второй половине дня, либо встроена в расписание учебных занятий.

· Внеурочные занятия проводятся преимущественно с классными группами детей, сформированными с учётом выбора учеников и родителей, по отдельно составленному расписанию

· Образовательные программы внеурочной деятельности могут быть двух видов: авторские или разработанные педагогами школы в соответствии с требованиями к рабочим программам внеурочных занятий и утверждёнными педагогическим советом.

Оценивание результатов освоения курсов внеурочной деятельности

В соответствии с требованиями ФГОС результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трем уровням. Каждое из основных направлений воспитания обучающихся начальной школы обеспечивает принятие ими соответствующих ценностей, формирование знаний, начальных представлений, опыта эмоционально-ценностного постижения действительности общественного действия в контексте становления идентичности (самосознания) гражданина России.

Низкий уровень: удовлетворительное владение теоретической информацией по темам курса, умение пользоваться литературой при подготовке сообщений, участие в организации выставок, элементарные представления об исследовательской деятельности, пассивное участие в семинарах.

Средний уровень: достаточно хорошее владение теоретической информацией по курсу, умение систематизировать и подбирать необходимую литературу, проводить исследования и опросы, иметь представление о учебно-исследовательской деятельности, участие в конкурсах, выставках, организации и проведение мероприятий.

Высокий уровень: свободное владение теоретической информацией по курсу, умение анализировать литературные источники и данные исследований и опросов, выявлять причины, подбирать методы исследования, проводить учебно-исследовательскую деятельность, активно принимать участие в мероприятиях, применять полученную информацию на практике.

Подобная организация учета знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения курсов внеурочной деятельности будет способствовать формированию и поддержанию ситуации успеха для каждого обучающегося, а также будет способствовать процессу обучения в командном сотрудничестве, при котором каждый ребенок будет значимым участником деятельности.

Основными формами фиксирования результатов внеучебных достижений обучающихся являются:

1. Индивидуальный портфель достижений – комплект документов, представляющих совокупность сертифицированных или несертифицированных индивидуальных достижений обучающегося, который позволяет информационно обеспечивать результативность индивидуального прогресса обучающегося в широком образовательном контексте, документально демонстрировать динамику образовательных достижений, способностей, интересов, склонностей.

2. Диагностика эффективности внеурочной деятельности школьников. Цель диагностики-выяснить, являются ли и в какой степени воспитывающими те виды внеурочной деятельности, которыми занят школьник. Выяснить для того, чтобы обнаруживать и решать наиболее острые проблемы, существующие во внеурочной сфере, чтобы анализировать, обобщать и распространять позитивный опыт воспитания. Методы диагностики: наблюдение, анкетирование, тестирование.

Учет занятостиобучающихся во внеучебное время,в том числе учет посещения занятийвнеурочной деятельности и учет посещения занятий в отделении дополнительного образования образовательной организации, организациях дополнительного образования, спортивных школах, музыкальных школах и др. осуществляется классными руководителями в форме карточки учета внеучебной деятельности на каждого обучающегося.

Для обучающихся, посещающих занятия в отделении дополнительного образования образовательной организации, организация дополнительного образования, спортивных школах, музыкальных школах и др. организациях, количество часов внеурочной деятельности сокращается.

Количество занятий внеурочной деятельности для каждого обучающегося определяется его родителями (законными представителями) с учетом занятости во второй половине дня.

Режим внеурочной деятельностистроится по схеме:первая половина дня отдана наурочную деятельность с перерывом на завтрак и динамическую паузу в первом полугодии 1-х классов, во 2-4 классах с перерывом на завтрак. Внеурочная деятельность обучающихся организована в форме кружков, секций, «круглых столов», конференций, диспутов, школьных научных обществ, соревнований, поисковых и научных исследованиях, общественно-полезной практики во второй половине дня.

Наши рекомендации