Освоения обучающимися программы внеурочной деятельности

К концу обучения обучающиеся должны
знать уметь
что такое оригами подбирать бумагу нужного цвета
историю возникновения оригами выполнять разметку листа бумаги
основные приемы работы, способ складывания базового треугольника пользоваться схемой, технологической и пооперационной картой
название, назначение, правила пользования ручными инструментами для обработки бумаги, картона, и других материалов пользоваться чертежными инструментами, ножницами
название, приемы складывания модулей собирать игрушки – «оригамушки»
необходимые правила техники безопасности в процессе всех этапов работы составлять композицию из готовых поделок
уметь красиво, выразительно эстетически грамотно оформить игрушку
анализировать образец, анализировать свою работу

Оценка результатов образовательной деятельности

Наиболее плодотворным фактором, в оценочной работе итогов обучения, являются выставки работ учащихся. В одном месте могут сравниваться различные модели, макеты, различные направления творчества. Параметры оценивания представленных участниками работ могут изменяться в зависимости от уровня и целей проводимых выставок. Выставки позволяют обменяться опытом, технологией, оказывают неоценимое значение в эстетическом становлении личности ребенка. Однако выставки проводятся один–два раза в учебный год, творческая же работа ребенка постоянно требует поощрения в стремлениях.

Одним из важнейших оценочных видов становится проведение соревнований, в процессе которых набираются баллы по различным характеристикам: качество исполнения, дизайн, характеристики движения (скорость, дальность и т.п.). Ребенок, сравнивая свою модель с другими, наглядно видит преимущества и ошибки, получает возможность выработать навык анализа для дальнейшей реализации в творчестве.

Большое значение в оценивании итогов обучения имеют разнообразные конкурсы к «красным» дням календаря. Подарки, поделки, сувениры с элементами художественного конструирования ребята готовят к праздникам с большим удовольствием. В декоративном решении работы детей выглядят красочно, празднично, а иногда и фантастически. Результативность развития художественного мышления ребят оценивается по следующим критериям: степень оригинальности замысла, выразительность выполненной работы, овладение приемами работы в материале. В процессе таких занятий более интенсивно развиваются творческие способности детей (воображение, образное и техническое мышление, художественный вкус).

Тематический план

Год обучения

(33 часа)

Дата по плану Дата по факту № п/п Наименоваие тем Количество часов
теория практика всего
    1. Знакомство с оригами  
    2. Квадрат- основная фигура оригами
    3. Базовая форма «Треугольник»
    4. Базовая форма «Воздушный змей»
    5. Базовая форма «Двойной треугольник»
    6. Базовая форма «Двойной квадрат»  
    7. Базовая форма «Конверт»  
    8. Цветы к празднику 8 марта
    9. Впереди - лето!  
    10. Итоговое занятие. Оформление выставочных работ
      ИТОГО:

Тематический план

Год обучения

(34 часа)

Год обучения

Дата по плану Дата по факту № п/п Наименование тем Количество часов
теория практика всего
    1. Вводное занятие. Диагностика обученности учащихс
    2. Простые базовые формы оригами  
    3. Осенние композиции  
    4. Базовая форма «Треугольник»  
    5. Базовая форма «Воздушный змей»  
    6. Базовая форма «Двойной треугольник»  
    7. Базовая форма «Двойной квадрат»  
    8. Базовая форма «Конверт»  
    9. Новые базовые формы. Базовая форма «Рыба»
    10. Базовая форма «Дверь»
    11. Поздравительная открытка к празднику 8 марта  
    12. Итоговое занятие
    13. Оформление выставочных работ  
      ИТОГО:

Тематический план

Год обучения

(34 часа)

Дата по плану Дата по факту № п/п Наименование тем Количество часов
теория практика всего
    1. Вводное занятие  
    2. Диагностика обученности учащихся  
    3. Чудесные превращения бумажного листа  
    4. Модульное оригами
    5. Оригами на праздничном столе
    6. Валентинки из оригами  
    7. Объёмные цветы к празднику 8 Марта  
    8. Оригами - почта!  
    9. Базовая форма «Дом»  
    10. Впереди – лето!  
    11. Итоговое занятие
    12. Оформление выставочных работ  
      ИТОГО:

Тематический план

Год обучения

(34 часа)

Дата по плану Дата по факту № п/п Наименование тем Количество часов
теория практика всего
    1. Вводные занятия.
    2. Оригами в Интернете
    3. Изделия из складки  
    4. Базовая форма «Катамаран»
    5. Новогодние украшения  
    6. Базовая форма «Птица»  
    7. Цветы и вазы оригами  
    8. Базовая форма «Лягушка»  
    9. Творческие работы  
    10. Итоговое занятие
    11. Оформление выставочных работ  
      ИТОГО:

Содержание программы

1 класс (33 часа)

№ п/п Дата по плану Дата фактическая Тематическое планирование Часы Деятельность учащихся Формирование УУД
    Знакомство с оригами   1 ч. Знакомство с видами бумаги и её основными свойствами, с инструментами для обработки. Правила безопасности труда при работе ручным инструментом.     Познавательные - формулирование познавательной цели; Личностные - мотивация учения; Коммуникативные - постановка вопросов; - умение выражать свои мысли полно и точно; Регулятивные - целеполагание; - волевая саморегуляция;
    Квадрат – основная форма оригами 4 ч. 1. Знакомство с понятием «базовые формы». 2. Изготовление квадрата из прямоугольного листа бумаги (два способа). 3.Знакомство с условными знаками, принятыми в оригами. 4.Инструкционные карты, демонстрирующие процесс складывания.   Познавательные - знаково-символические; - умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме; Коммуникативные - постановка вопросов; - умение выражать свои мысли полно и точно; Регулятивные - целеполагание; - волевая саморегуляция; Личностные - самоопределение;
    Базовая форма: «Треугольник» 5 ч. 1.Стилизованный цветок. 2.Лисёнок и собачка. 3.Яхта и пароход. 4.Стаканчик. 5.Синица и снегирь. Композиция «Птицы в лесу».


Познавательные

- поиск и выделение информации;

- знаково-символические

- моделирование

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные

- постановка вопросов;

- умение точно выражать свои мысли;

Регулятивные

- целеполагание;

- планирование и прогнозирование;

- контроль;

- коррекция;

Личностные

- нравственно- этическое оценивание;

- смыслообразование;

    Базовая форма: «Воздушный змей» 5 ч. 1.Кролик и щенок. 2.Курочка и петушок. 3.Сова. 4.Сказочные птицы. 5.Композиция «Домашние птицы на лужайке».     Базовая форма: «Двойной треугольник» 4 ч. 1.Рыбка и бабочка. 2.Головастик и жук. 3-4.Лилия.     Базовая форма: «Двойной квадрат» 3 ч. 1.Жаба. 2.Яхта. 3.Композиция «Островок в пруду».     Базовая форма «Конверт» 3 ч. 1.Пароход и подводная 2-3.лодка. Композиция «В море».     Цветы к празднику 8 Марта 3 ч. 1.8 марта – международный женский праздник. Легенды о цветах (Нарцисс, волшебный цветок папоротника). 2-3.Складывание цветов на основе изученных базовых форм. Оформление композиций и поздравительных открыток. Познавательные - самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. - поиск и выделение информации; Коммуникативные - постановка вопросов; - умение точно выражать свои мысли; Регулятивные - планирование и прогнозирование; - контроль; - коррекция;
Личностные

- нравственно- этическое оценивание;

    Впереди – лето! 2 ч. 1-2.Парусный кораблик. Соревнования «Гонки на столе». Познавательные - формулирование познавательной цели; - построение логической цепи рассуждений; Коммуникативные - постановка вопросов; - оценка действий партнера; Регулятивные - целеполагание; - прогнозирование; - контроль и коррекция; Личностные - нравственно- этическое оценивание;     Итоговые занятия Оформление выставочных работ 3 ч. 1.Подведение итогов работы за год. 2.Беседа на тему «Чему мы научились на занятиях?» 3.Выставка моделей, изготовленных в течение года. Проведение конкурса «Самые умелые руки». Вручение грамот, призов. Познавательные - формулирование познавательной цели; - построение логической цепи рассуждений; Коммуникативные - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; Регулятивные - целеполагание; - оценка; Личностные - самоопределение;

Содержание программы

2 класс (34 часа)

№ п/п Дата по плану Дата фактическая Тематическое планирование Часы Деятельность учащихся Формирование УУД
1.     Вводные занятия 2 ч. 1.Цели и задачи второго года обучения. Правила техники безопасности. 2.Заполнение диагностической карты «Оценка результатов освоения программы».   Познавательные - формулирование познавательной цели; Личностные - мотивация учения; - смыслообразование; Коммуникативные - постановка вопросов; - контроль, оценка; Регулятивные - планирование; - прогнозирование; - волевая саморегуляция;
2.     Простые базовые формы оригами 3 ч. 1.Повторение условных знаков, принятых в оригами и основных приемов складывания. 2.Повторение изученных базовых форм. 3.Зарисовка условных знаков и схем складывания базовых форм. Познавательные - знаково-символические - моделирование; - анализ; Личностные - мотивация учения; - смыслообразование; Коммуникативные - постановка вопросов; - планирование; Регулятивные - целеполагание; - волевая саморегуляция;
3.     Осенние композиции 2 ч. 1.Полевые и садовые цветы (ромашка, колокольчик и другие). Складывание цветов. 2.Оформление композиций.  
Познавательные

- поиск и выделение информации;

- построение логической цепи рассуждений;

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера;

Личностные

- мотивация учения;

- смыслообразование;

Коммуникативные

- постановка вопросов;

- планирование;

- контроль и коррекция;

Регулятивные

- целеполагание;

- волевая саморегуляция;

4.     Базовая форма: «Треугольник» 3 ч. 1.Домик с крыльцом, домик с трубой. 2.Домик с верандами. 3.Деревья и травы.
Познавательные

- формулирование познавательной цели;

- поиск и выделение информации;

- знаково-символические;

-построение логической цепи рассуждений;

Личностные

- мотивация учения;

- нравственно-этическое оценивание;

Коммуникативные

- планирование;

- постановка вопросов;

- контроль, оценка;

Регулятивные

- планирование;

- прогнозирование;

- контроль, оценка

- волевая саморегуляция;

5.     Базовая форма: «Воздушный змей» 2 ч. 1.Лебеди (2 способа). 2.Утка с утёнком.
6.     Базовая форма: «Двойной треугольник» 2 ч. 1.Тропическая рыбка. 2.Отделка модели.
7.     Базовая форма: «Двойной квадрат» 3 ч. 1.Золотая рыбка. 2.Краб. 3.Композиция «Аквариум».
8.     Базовая форма: «Конверт» 2 ч. 1.Рыбка-бабочка. 2.Водоросли и камешки. Оформление аквариума.
9.     Базовая форма: «Рыба» 4 ч. 1.Царевна-Лебедь. 2.Пингвин (2 способа). 3-4.Композиция «Пингвины на льду».
10.     Базовая форма: «Дверь» 4 ч. 1.Мышь и поросёнок. 2.Бурёнка. 3-4. Композиция «В деревне».
11.     Поздравительная открытка к празднику 8 Марта 3 ч. 1-2.Оформление поздравительной открытки. 3.Конкурс «Я люблю свою маму». Познавательные - самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. - формулирование познавательной цели; Коммуникативные - постановка вопросов; - умение точно выражать свои мысли; Регулятивные - планирование и прогнозирование; - контроль; - коррекция; Личностные - нравственно- этическое оценивание;
12.     Итоговые занятия. Оформление выставочных работ 2 ч.   1.Изготовление мобиля «Бабочки и цветы». Подведение итогов работы за год. 2.Выставка моделей, изготовленных в течение года. Познавательные - формулирование познавательной цели; - построение логической цепи рассуждений; Коммуникативные - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; Регулятивные - целеполагание; - оценка; Личностные - самоопределение;

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

3 класс (34 часа)

№ п/п Тематическое планирование Часы Деятельность учащихся Формирование УУД
Вводное занятие 2 ч. История развития искусства оригами. Входная диагностика.     Познавательные - формулирование познавательной цели - поиск и выделение информации; Личностные - мотивация учения; Коммуникативные -построение речевых высказываний; Регулятивные - целеполагание; - прогнозирование;
Чудесные превращения бумажного листа 5 ч. Закладки. Коробки. Изготовление и оформление подарков. Познавательные - формулирование познавательной цели - поиск и выделение информации; - самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера; Личностные - мотивация учения; Коммуникативные -построение речевых высказываний; - контроль, оценка, коррекция действий партнёра; Регулятивные - целеполагание; - прогнозирование;
Модульное оригами 5 ч. Изделия, складывающиеся из одинаковых деталей – модулей. Бусы для елки. Новогодние украшения – звезды из 4, 8 и 16 модулей. Новогодняя открытка «Ветка ели с игрушками». Познавательные - формулирование познавательной цели
- поиск и выделение информации;

- моделирование;

- знаково-символические;

Личностные

- мотивация учения;

- нравственно-этическое оценивание;

Коммуникативные

-построение речевых высказываний;

-контроль, оценка, коррекция действий партнёра;

Регулятивные

- целеполагание;

- контроль и коррекция;

- волевая саморегуляция;

4. Оригами на праздничном столе 5 ч. Правила этикета. Складывание приглашений, поздравительных открыток. Салфетки, стаканчики, коробочки и вазочки. Итоговое практическое занятие: оформление праздничного стола. Познавательные - формулирование познавательной цели; - поиск и выделение информации; - самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера; - анализ и синтез; Личностные - мотивация учения; Коммуникативные -построение речевых высказываний, вопросов; - контроль, оценка, коррекция действий партнёра; Регулятивные - целеполагание; - планирование;
- прогнозирование;

5. Валентинки из оригами 1 ч. Изготовление валентинок.
6. Цветы к празднику 8 Марта 3 ч. Складывание цветов на основе изученных базовых форм. Оформление композиций и поздравительных открыток. Объемные цветы (тюльпаны, колокольчики) и японская ваза для цветов.
7. Оригами – почта 3 ч. Солдатский треугольник и прямоугольное письмо. Датское и английское письмо. Оригинальный конверт (2 варианта).
8. Базовая форма «Дом» 2 ч. Знакомство с новой базовой формой. Изготовление пилотки и шапочки с козырьком. Познавательные - формулирование познавательной цели; - построение логической цепи рассуждений; Коммуникативные - постановка вопросов; - оценка действий партнера; Регулятивные - целеполагание; - прогнозирование; - контроль и коррекция; Личностные - нравственно- этическое оценивание;
9. Впереди – лето! 3 ч. Складывание самолетов и истребителей. Летные соревнования моделей.
10. Итоговое занятие 2 ч. Иллюстрация к сказке «Теремок» в технике оригами Познавательные - формулирование познавательной цели; - построение логической цепи рассуждений; Коммуникативные - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; Регулятивные - целеполагание; - оценка; Личностные - самоопределение;
11. Оформление выставочных работ 2 ч. Оформление тематических выставок: «На лесной полянке», «Мы встречаем Новый год», «Цветы для наших мам».

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

4 класс (34 часа)

№ п/п Тематическое планирование Часы Деятельность учащихся Формирование УУД
1. Вводное занятие 2 ч. Беседа по охране труда. Входная диагностика обученности. Познавательные - формулирование познавательной цели; - построение логической цепи рассуждений; Личностные - смыслоопределение; - смыслообразование; Коммуникативные -постановка вопросов; Регулятивные - контроль и оценка;
2. Оригами в Интернете 3 ч. http://sch139.5ballov.ru/origami/ – сайт Омского центра оригами. http://www.origami.ru – сайт Московского центра оригами. «Travel to Oriland» – сайт Екатерины и Юрия Шумаковых «Путешествие по стране оригами». Компьютерные презентации. Познавательные - формулирование познавательной цели; - поиск и выделение информации; Коммуникативные - постановка вопросов; - планирование; Регулятивные - прогнозирование; - волевая саморегуляция; Личностные - нравственно- этическое оценивание;
3. Изделия из складки 4 ч. Гвоздика. Роза. Цветок в уголок. Декоративная композиция. Китайская ваза. Познавательные - формулирование познавательной цели; - построение логической цепи рассуждений; Коммуникативные - постановка вопросов;
- оценка действий партнера;

Регулятивные

- целеполагание;

- прогнозирование;

- контроль и коррекция;

Личностные

- нравственно- этическое оценивание;

4. Базовая форма «Катамаран» 5 ч. Знакомство с базовой формой «Катамаран». Модульное оригами. Закладки. Орнамент из модулей. Кусудама. Познавательные - формулирование познавательной цели; - анализ, синтез, классификация; Личностные - мотивация учения; Коммуникативные -построение речевых высказываний; - контроль, оценка, коррекция действий партнёра; Регулятивные - целеполагание; - прогнозирование;
5. Новогодние украшения 4 ч. Звезда из 8 модулей. Двухцветная звезда из 8 модулей. Объемная ёлка. Бумажный конструктор: игрушки из модулей. Познавательные - моделирование; - анализ, синтез, классификация; - знаково-символические; Личностные - мотивация учения; Коммуникативные -построение речевых высказываний; - контроль, оценка, коррекция действий партнёра; Регулятивные - целеполагание;
- прогнозирование;

6. Базовая форма «Птица» 4 ч. Знакомство с базовой формой «Птица». Складывание изделий на ее основе. Журавлик на гнезде. Японский журавлик. Журавлик, машущий крыльями. Праздничный журавлик. Ваза «Два журавля». Познавательные - формулирование познавательной цели; - анализ, синтез, классификация; Личностные - мотивация учения; Коммуникативные -построение речевых высказываний; - контроль, оценка, коррекция действий партнёра; Регулятивные - целеполагание; - прогнозирование;
7. Цветы и вазы оригами 4 ч. Игольчатая астра. Космея. Крокус с листом. Фуксия. Объемный нарцисс. Высокая ваза для цветов. Познавательные - формулирование познавательной цели; - самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера; - построение логической цепи рассуждений; Личностные - мотивация учения; Коммуникативные -построение речевых высказываний, вопросов; - контроль, оценка, коррекция действий партнёра; Регулятивные - планирование; - прогнозирование;
8. Базовая форма «Лягушка» 2 ч. Знакомство с базовой формой «Лягушка». Складывание объемного цветка ирис.
9. Творческие работы 2 ч. Композиция «Букет цветов». Объемная композиция «Мой бумажный сад оригами».
10. Итоговое занятие 2 ч. Сочинение-эссе «Оригами в нашей жизни». Анализ работ. Познавательные - доказательство; - построение логической цепи рассуждений;
Коммуникативные

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Регулятивные

- оценка и коррекция;

Личностные

- самоопределение;

- смыслообразование.

11. Оформление выставочных работ 2 ч. Оформление тематических выставок. Моделирование оригами из нескольких деталей.  

Список литературы для учителя

1. Афонькина, Е. Ю, Афонькин, С. Ю. Всё об оригами [Текст] справочник/ Е.Ю. Афонькина, С.Ю. Афонькин. – СПб: Кристалл, 2005.

2. Афонькина, Е. Ю, Афонькин, С. Ю. Игрушки из бумаги [Текст] / Е.Ю. Афонькина, С.Ю. Афонькин. - СПб: Литера, 1997.

3. Афонькина, Е. Ю, Афонькин, С. Ю. Игры и фокусы с бумагой [ Текст] / Е.Ю. Афонькина, С.Ю. Афонькин. - СПб, Химия, 1994

4. Афонькина, Е. Ю, Афонькин, С. Ю. Собаки и коты – бумажные хвосты [ Текст] / Е.Ю. Афонькина, С.Ю. Афонькин. - СПб, Химия, 1995

5. Афонькина, Е. Ю, Афонькин, С. Ю. Цветущий сад оригами [ Текст] / Е.Ю. Афонькина, С.Ю. Афонькин. - СПб, Химия, 1995

6. Богатеева, З.А. Чудесные поделки из бумаги [Текст]: книга для воспитателей детского сада и родителей/ З.А. Богатеева. – М.: Просвещение, 1999

7. Выгонов,В.В. Я иду на урок. Начальная школа. Трудовое обучение. Поделки и модели [Текст]: книга для учителя / В.В.Выгонов. - М.: Первое сентября, 2002.

8. Долженко, Г.И. 100 оригами [Текст]: книга для воспитателей детского сада, учителей начальной школы и родителей/ Г.И. Долженко.- Ярославль: Академия холдинг, 2007.

9. Коротеев, И.А. Оригами для малышей [Текст]: книга для воспитателей детского сада и родителей/ И.А. Коротеев. - М.: Просвещение: АО Учебная литература, 1996.

10. Сержантова, Т. Б. 366 моделей оригами [Текст]: книга для воспитателей детского сада, учителей начальной школы и родителей/ Т.Б.Сержантова. М.: Айрис-пресс, 2006

11.

Сержантова, Т. Б. 100 праздничных моделей оригами [Текст]: книга для воспитателей детского сада, учителей начальной школы и родителей/ Т.Б.Сержантова. М.: Айрис-пресс, 2007

12. Соколова, С.В. Игрушки и забавы. Оригами [Текст]: книга для родителей/ С.В.Соколова. - СПб.: Нева, 2007

13. Соколова, С.В. Игрушки - оригамушки [Текст]: книга для родителей/ С.В.Соколова. - СПб: Химия, 2001

14. Соколова, С.В. Театр оригами. Теремок [Текст]: книга для воспитателей детского сада, учителей начальной школы и родителей/ С.В.Соколова. - СПб: Нева, 2005

Список литературы для обучающихся

1. Афонькина, Е. Ю, Афонькин, С. Ю. Уроки оригами в школе и дома [Текст]: экспериментальный учебник для начальной школы/ Е.Ю. Афонькина, С.Ю. Афонькин. – М.: Аким, 1995.

2. Черенкова, Е.Ф. Оригами для малышей. 200 простейших моделей [Текст]: учебное пособие/ Е.Ф.Черенкова. – СПб.: Дом XXI век. Рипол Классик, 2007.

Наши рекомендации