Психологическая характеристика способностей. Виды способностей.
Способности – система свойств личности, определяющая успешность выполнения определенных видов деятельности. Способности могут быть общими и специальными. Выделяют профессиональные способности, обеспечивающие успешную работу человека той или иной профессии. Способности квалифицируют личность прежде всего как субъекта деятельности. Способность жить полной жизнью – способность наиболее общая и в наибольшей степени
определяющая качество жизни и, следовательно, удовлетворенность жизнью. Трудности многих неудачливых в жизни людей не являются следствием их умственной или физической неполноценности, а скорее результатом их представления о себе как о неспособны к достижениям в жизни. Можно сказать, что успехи в учебе, на работе и в жизни в целом более зависят от представлений человека о своих способностях, чем от самих этих способностей. Ничто так не способствует успеху, как уверенность в нем.
Способности несут в себе природные предпосылки в виде задатков. Задатки – это врожденные анатомо-физиологические особенности мозга, нервной системы, органов чувств и движения, функциональные особенности организма человека, составляющие природную основу развития его способностей. Люди от рождения бывают наделены различными задатками. Задатки – лишь предпосылки развития способностей. Включаясь в развитие человеческой личности, задатки преобразуются и изменяются. Задатки не делают автоматически человека человеком. Об этом свидетельствуют случаи, когда дети вырастали вне человеческого сообщества; собственно человеческая психология, человеческие способности у них так и не складывались. Однако и вне органической природы человека, его телесности становление человеческой реальности невозможно. Хорошо известны многолетние эксперименты, в ходе которых младенец и детеныш обезьяны с рождения воспитывались людьми во внешне одинаковых условиях. При этом психическое развитие обезьяны и человека происходило принципиально по-разному и привело к совершенно разным результатам. Это и понятно, поскольку у них были совершенно разными исходные органические предпосылки развития (задатки). От задатков к способностям – в этом и состоит путь развития личности.
К специфически человеческим способностям относят способность человека к труду, к рефлексии, к общению при помощи языка, к саморазвитию.
Одаренность – своеобразное сочетание способностей, высокий уровень их развития, обеспечивающий успешное выполнение деятельности. Например, одаренные дети могут обнаруживать общую или специальную одаренность (к музыке, рисованию, к технике). Одаренность принято определять по темпу умственного развития – степени опережения ребенком при прочих равных условиях своих ровесников.
Талант – высокий уровень развития способностей, прежде всего специальных. О наличии таланта следует судить по результатам деятельности, которые должны отличаться принципиальной новизной, оригинальностью. Талант человека направляется выраженной потребностью в творчестве.
Гениальность – высший уровень развития способностей – как общих (интеллектуальных), так и специальных. О наличии гениальности можно говорить лишь в случае достижения личностью таких результатов творческой деятельности, которые составляют эпоху в жизни общества, в развитии культуры.
Степень развития способностей в ряду других факторов (направленность, темперамент, характер) составляет основу для профессионального самоопределения личности. Если особенности направленности позволяют ответить на вопрос «хочу ли я делать это», то способности – на вопрос «могу ли я делать это». Профессиональное самоопределение – длительный и трудоемкий процесс, который нуждается в профессиональном психологическом сопровождении.