Работа с родителями по организации продуктивной художественной деятельности как средства развития мелкой моторики и речи детей

Ведущая роль в развитии ребенка принадлежит семье. Именно семья обеспечивает те условия, от которых зависит первоначальное и последующее развитие ребенка. При поступлении ребенка в детский сад важнейшим условием развития ребенка является взаимодействие родителей и педагогов, обеспечивающих целост­ное развитие личности дошкольника, через повышение компетентности родителей в области воспитания. При организации работы с родителями по развитию мелкой моторики и коммуникативных способностей использовались основные формы взаимодействия с семьей

- Знакомство с семьей: анкетирование.

-Информирование родителей о ходе образовательного процесса: индивидуальные и групповые консультации, родительские собрания, оформление информационных стендов, организация выста­вок детского творчества, создание памяток.

- Образование родителей: проведение занятий

- Совместная деятельность: привлечение родителей к участию в конкурсах.

В начале работы над развитием у воспитанников логопедической группы мелкой моторики и коммуникативных способностей было проведено анкетирование родителей на тему «Творческое развитие ребенка», с целью выявить, как часто родители занимаются совместно с детьми художественным творчеством дома, какие материалы они при этом используют, с какими техниками нетрадиционного художественного творчества они знакомы и используют ли их при выполнении работ совместно с детьми, считают ли они важным развитие художественного творчества у ребенка, влияет ли, по их мнению художественное творчество на развитие речи ребенка.

Анкетирование показало, что родители не придают большого значения художественной деятельности ребенка, редко выполняют работы по художественному творчеству совместно с ребенком, не используют нетрадиционные приемы в рисовании, лепке и аппликации.

Исходя из этих данных была спланирована работа с родителями в течение учебного года, с целью привлечения интереса родителей к всестороннему развитию воспитанников, осознания важности партнерских отношений между педагогами и родителями, помочь в повышении уровня компетентности в вопросах развития мелкой моторики и коммуникативных способностей ребенка, проконсультировать в вопросах организации условий для всестороннего развития ребенка в домашних условиях.

На родительском собрании в начале учебного года семьи воспитанников были познакомлены с программой кружка «Волшебные руки», с какой целью он организован, какие формы работы будут использоваться при организации дополнительных занятий, чему будет способствовать посещение детьми кружка.

На стенде для родителей их вниманию были представлены консультации: «Развитие мелкой моторики, как средства развития речи ребенка» в которой раскрывалась взаимосвязь моторного и речевого центров головного мозга, и способах развития мелкой моторики. «Как провести свободное время с пользой и удовольствием» - в данной консультации раскрыты преимущества совместных занятий родителей и детей художественным творчеством, дана характеристика возрастных особенностей развития художественного творчества у детей в старшем дошкольном возрасте. «Влияние пальчиковой гимнастики на развитие ребенка» - в этой консультации была раскрыта польза пальчиковых игр в развитии мелкой моторики и коммуникативных способностей, даны несколько комплексов пальчиковой гимнастики. «Нетрадиционные подручные материалы для творчества дома» - из данной консультации родители узнали, какие нетрадиционные способы художественного творчества можно использовать в совместной деятельности дома, как они способствуют развитию мелкой моторики.

Также родителям давались индивидуальные рекомендации по развитию ребенка в зависимости от его трудностей.

Для родителей было организовано открытое занятие «Ажурные узоры», на котором родители совместно с детьми занимались художественным творчеством в нетрадиционной технике – бумагопластика. Родители не только наглядно увидели, как дети занимаются, каких успехов добился их ребенок, какие трудности еще предстоит преодолеть, но и получили возможность самим поучаствовать в выполнении работы. По результатам занятия была организована выставка работ.

В результате всей проделанной работы родители узнали, как влияет развитие продуктивной художественной деятельности на развитие мелкой моторики и как следствие речи ребенка. Как можно развивать ребенка дома с помощью традиционных и нетрадиционных материалов, какие игры можно при этом использовать. Вся проделанная работа с родителями способствовала установлению доверительных отношений педагогов с родителями. Увидев проводимую работу с детьми и поняв необходимость такой работы, родители стали с большим доверием относиться к работе воспитателей, осознали личную незаменимую роль в развитии своего ребенка, необходимость сотрудничества с педагогами.

По результатам опроса и анкетирования родителей воспитанников по качеству образования за 2011 – 2012 учебный год получены следующие результаты: в целом родители удовлетворены работой детского сада. Наиболее привлекательным для них является следующие показатели:

· дети с желанием посещают детский сад;

· педагогический коллектив обеспечивает достаточный уровень развития ребенка;

· все педагоги выстраивают взаимоотношения с детьми на основе диалога и открытости;

· в ДОУ создается предметная среда, способствующая комфортному самочувствию детей и родителей;

· педагоги осуществляют тесную взаимосвязь с семьями воспитанников, используют разнообразные формы взаимодействия.

Отслеживание результатов успешности деятельности, направленной на развитие продуктивной художественной деятельности как средства развития мелкой моторики и коммуникативных способностей детей

Для отслеживания результатов успешности деятельности кружка «Волшебные руки», направленной на развитие мелкой моторики посредством продуктивной художественной деятельности, использовалась система диагностики: методика исследования произвольной моторики пальцев рук Г.А. Волковой, методика «Дорожки» (по Л. А. Венгеру) [4], а также тесты для обследования мелкой моторики рук [3]. Методика обследования речи и художественного творчества [27].

Первичная диагностика освоения знаний умений и навыков детей в рамках основной общеобразовательной программы показала, что в группе нет детей с опережением в развитии. В соответствии с возрастом развиваются 42% детей (5 человек), на уровне индивидуальных возможностей - 58% (7 человек). По образовательным областям «Социализация» - средний уровень развития - 42% ( 5 человек), на уровне индивидуальных достижений - 58 % (7 человек) «Познание» - средний уровень развития - 42% ( 5 человек), на уровне индивидуальных достижений - 58 % (7 человек) «Здоровье» - средний уровень развития – 45,5% ( 6 человек), на уровне индивидуальных достижений - 45,5 % (6 человек) «Безопасность» - средний уровень развития - 58% ( 7 человек), на уровне индивидуальных достижений - 42 % (5 человек), «Труд» - средний уровень развития - 66 % ( 8 человек), на уровне индивидуальных достижений - 34 % (4 человека), «Коммуникация» - средний уровень развития - 58% ( 7 человек), на уровне индивидуальных достижений - 42 % (5 человек) «Чтение художественной литературы» - средний уровень развития - 34% ( 4 человек), на уровне индивидуальных достижений - 66 % (8 человек) «Художественное творчество» - средний уровень развития - 58% ( 7 человек), на уровне индивидуальных достижений - 42 % (5 человек). Такие низкие показатели были обусловлены, тем, что вследствие, первичного нарушения, связанного с нарушением речи у детей возникают вторичные нарушения, которые проявляются в трудностях детей в освоении Основной общеобразовательной программы дошкольного образования, у них недостаточный для их возраста словарный запас, ограничено восприятие, память, внимание и мышление, неразвита мелкая моторика.

Диагностика развития мелкой моторики и навыков продуктивной художественной деятельности на начало года показала, что 42% детей (5 человек) находятся на низком уровне развития и 58% (7 человек) на среднем уровне.

Обследование мелкой моторики детей с нарушением речи включает исследование произвольной моторики пальцев рук; обследование координации движений пальцев и рук, определение точности движений пальцев рук.

Для исследования произвольной моторики пальцев рук детям предлагались следующие диагностические задания (по подражанию и по словесной инструкции), которые выполнялись под счет:

1. Пальцы сжать в кулак — разжать.

2. Держа ладони на поверхности стола, разъединить пальцы, соединить вместе (5—6 раз).

3. Сложить пальцы в кольцо - раскрыть ладонь (5—6 раз).

4. Попеременно соединять все пальцы руки с большим, сначала правой руки, затем левой, затем обеих рук одновременно в виде игрового упражнения «Здравствуй, пальчик».

5. На обеих руках одновременно показать второй и третий пальцы (5—6 раз). 6. На обеих руках одновременно показать второй и пятый пальцы (5—6 раз). 7. На обеих руках одновременно положить вторые пальцы на третьи (5—6 раз).

8. На обеих руках одновременно положить третьи пальцы на вторые (5—6раз).

С целью обследования координации движений пальцев и рук были подобраны диагностические задания, направленные на исследование зрительно-моторной координации, динамической координации движений

После показа обследуемым предлагалось повторить движения:

1. «Кошечка» (средний и безымянный пальцы упираются в большой. Указательный и мизинец подняты вверх);

2. «Флажок» (четыре пальца – указательный, средний, безымянный и мизинец – вместе, а большой палец опущен вниз, тыльная сторона ладони к себе);

3. «Вилка» (вытянуть вверх три пальца – указательный, средний и безымянный – расставленные врозь, большой палец удерживает мизинец на ладони).

4. Кулак – ребро – ладонь (сначала правая, потом левая). Вначале показать ребенку, как выполнить это упражнение вместе со взрослым. Когда ребёнок запомнит последовательность, он выполняет упражнение под счёт 1, 2, 3.

5. Предложить ребенку положить перед собой руки – одна сжата в кулак, а другая – распрямлена, затем он должен одновременно изменять положение обеих кистей.

Зрительно-моторная координация– согласованность движений и их элементов в результате совместной и одновременной деятельности зрительного и мышечно-двигательного анализаторов. Следующие задания направлены на исследование зрительно-моторной координации пальцев и рук.

1. Графические пробы (заборчик, заборчик – точка)

2. Вырезание ножницами.

3. Сгибание листа бумаги пополам.

Определяя точность движений пальцев рук (методика «Дорожки»), использовали следующий материал: рисунок, на котором изображены «дорожки», у одного конца которых стоят машины, у другого – дом. Тип «дорожки» усложняется от первой к последней.

Инструкция: «Здесь нарисованы машинки и дорожки к домикам. Нужно соединить линией машину с домиком, не отрывая карандаш, и не съезжая с дорожки».

После реализации программы кружка, была проведена повторная диагностика по освоению знаний, умений и навыков основной общеобразовательной программы, и мелкой моторики.

Диагностическое обследование уровня развития мелкой моторики и умений в продуктивной художественной деятельности на конец года показало, что на низком уровне остались 17% детей (2 человека), на средний уровень вышли 49% детей (6 человек), высокий – у 34 % (4 человека).

Итоговая диагностика по освоению общей образовательной программы в мае 2012 года показала, что материал усвоен детьми данной группы с опережением в развитии - 8% детей (1 человек), в соответствии с возрастом 56% (7 человек), 32% (4 человека) на уровне индивидуальных достижений. По образовательным областям: «Социализация» - средний уровень развития – 45,5% ( 6 человек), на уровне индивидуальных достижений - 45,5 % (6 человек) «Познание» - с опережением в развитий – 2 человека (17%), средний уровень развития – 41,5% (5 человек), на уровне индивидуальных достижений - 41,5 % (5 человек), «Здоровье» - средний уровень развития – 66% (8 человек), на уровне индивидуальных достижений - 34 % (4 человека), «Безопасность» - средний уровень развития – 58% (7 человек), на уровне индивидуальных достижений - 42 % (5 человек), «Труд» - средний уровень развития – 66% (8 человек), на уровне индивидуальных достижений - 34 % (4 человека), «Коммуникация» - средний уровень развития – 66% (8 человек), на уровне индивидуальных достижений - 34% (4 человека), «Чтение художественной литературы» - средний уровень развития – 42% (5 человек), на уровне индивидуальных достижений - 58 % (7 человек), «Художественное творчество» - Средний уровень развития – 83% (10 человек), на уровне индивидуальных достижений - 17% детей (2 человека). Наилучшие показатели в образовательных областях «Познание», «Художественное творчество», заметно улучшились показатели в образовательных областях «Социализация», «Коммуникация», «Здоровье».

Сравнивая результаты диагностики в начале и в конце года, видна положительная динамика в развитии детей, у них улучшились как знания, умения и навыки в освоении Основной общеобразовательной программы дошкольного образования, так и мелкая моторика рук.

В развитии мелкой моторики рук улучшились точность и уверенность движений, дети уверенно пользуются карандашом, кистью ножницами при выполнении работ. Работы выполняются более старательно и аккуратно с большим желанием. Движения рук стали более плавными.

В образовательных областях, также улучшились показатели: у воспитанников пополнился словарный запас, они научились подбирать несколько прилагательных к одному существительному, образовывать прилагательные от существительных, образовывать однокоренные слова, подбирать противоположные и схожие по смыслу слова. Воспитанники стали более уверенно поддерживать беседу, выражать свою точку зрения, связно передавать свои действия, практически у всех развилось умение составлять свой рассказ по предложенному плану.

II. Проектная часть.

Анализ проведенной работы показал, что организованная, целенаправленная и систематическая деятельность по развитию мелкой моторики способствует ее совершенствованию, как следствие улучшению состояния речи детей. Пальчиковые и речевые игры, а также беседы направленные на закрепление материала образовательной области «Познание», способствовали пополнению знаний детей, а также совершенствовались умения детей в образовании, подбору и согласовании слов в речи. Но помимо развития мелкой моторики рук, с воспитанниками логопедической группы необходимо проводить дополнительную работу по формированию у них связной речи. Нарушение связной речи может быть выражено в разной степени: от полной невозможности соединять слова во фразы или от произнесения вместо слов отдельных звукоподражательных комплексов до развернутой речи с элементами фонетико-фонематического и лексико-грамматического несовершенства. Но в любом случае нарушение касается всех компонентов языковой системы: фонетики, лексики и грамматики. Наиболее характерные лексические трудности касаются знания называния частей предметов и объектов, глаголов, выражающих уточненность действий, приставочных глаголов, антонимов, относительных прилагательных. В грамматическом строе распространены ошибки в употреблении предлогов, в согласовании различных частей речи, в построении предложений. В фонетическом плане дети неверно произносят 10-20 звуков, не различают на слух и в произношении, искажают слоговую структуру, не могут воспроизвести ряд слов, близких по звучанию, некоторые звуковые и слоговые сочетания. Характеризуя словарный запас детей, следует отметить не только его ограниченность (преобладание слов, обозначающих конкретные предметы и действия, при недостаточном количестве обобщающих слов, обозначающих абстрактные понятия), но и недостаточную сформированность понимания значения слов. Наблюдается и недостаточно полное понимание текста, поскольку для понимания содержания нужен, прежде всего, определенный запас слов, знание их значений, а также связей между словами в предложениях. Дети не понимают отдельные слова, вследствие этого многое из текста остается непонятным; улавливают лишь общий смысл рассказа. Пересказ оказывается неполным, неточным из-за неправильного осмысления отдельных слов, связи между ними. Смысл рассказа понимается неполно из-за трудности осмысления причинно-следственных и временных связей. К числу основных нарушений последовательности изложения относятся: пропуск; перестановка членов последовательности; смешение разных рядов последовательности (когда, например, ребенок, не закончив описание какого-либо существенного свойства предмета, переходит к описанию следующего, а затем вновь возвращается к предыдущему). Дети успешнее осуществляют полный пересказ доступного им текста, чем изложение его основного содержания. У детей не сформировано умение адекватно развивать замысел, заложенный в зачине сообщения. Причинами здесь являются: неумение выделить главный смысл услышанного; неумение развить, развернуть найденный смысл в полное последовательное сообщение; неумение обдумывать предстоящее высказывание в целом, выделять главное, дифференцировать, производить отбор необходимого материала, планировать логически последовательное изложение своей речи.

Успехи воспитанников в связной речи обеспечивают в будущем и в большей мере определяют успех при поступлении в школу, способствует формированию полноценного навыка чтения и повышению орфографической грамотности.

Объект:Процесс развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста логопедической группы.

Предмет: Организация системы дополнительных занятий по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с нарушением речевого развития, на основе работ кружка «Волшебные руки».

Тема:Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с нарушением речевого развития.

Цель:Организация систмы дополнительных занятий по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с нарушением речевого развития.

Гипотеза:Если с воспитанниками логопедической группы проводить систематическую работу по развитию связной речи, то у них улучшатся умения связно, последовательно и выразительно строить развернутые высказывания.

Задачи:

1.Определить направления работы по формированию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с нарушением речевого развития, с использованием работ изготовленных на кружке «Волшебные руки».

2.Разработать и подобрать практический материал для работы по формированию связной речи.

3.Спланировать направления работы с семьями воспитанников с целью развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста логопедической группы.

4.Отслеживать успешность работы по формированию связной речи у детей старшего дошкольного возраста логопедической группы на начальном и заключительном этапах.

5.Составить план действий на последующий период.

Первый этап- установочный – 2013 – 2014 год. Цель этапа – определение направлений развития связной речи у дошкольников старшего возраста с нарушением речи. Для этого планируется изучить особенности развития связной речи у детей старшего возраста с ОНР и ФФНР, соответствующую литературу, передовой педагогической опыт по данной теме. Спланировать систему мероприятий в данном направлении, спланировать разработку проект по развитию речи детей старшего дошкольного возраста логопедической группы.

Второй этап – деятельностный– 2014 – 2016 год. Цель второго этапа создание апробация проекта по развитию речи детей старшего дошкольного возраста логопедической группы. Апробировать проект, выполнить все мероприятия, способствующие достижению цели.

Третий этап – аналитический – 2017 год. Цель третьего этапа – анализ и обобщение результатов работы, формулировка выводов. На этом этапе планируется провести качественный анализ проделанной работы по развитию речи детей старшего дошкольного возраста логопедической группы, определить эффективность выбранных методов и средств.

План реализации проекта

Этап, сроки Цель этапа Задачи этапа Планируемый этап
Первый этапустановочный2013 – 2014 год определение направлений развития связной речи у дошкольников старшего возраста с нарушением речи. -изучить и обобщить опыт по выбранной теме - изучить особенности развития речи у детей старшего возраста с нарушением речи - спланировать работу по развитию речи у детей старшего дошкольного возраста логопедической группы - подобрать диагностические методики для выявления уровня развития связной речи - спланировать работу с родителями и педагогами по данной теме - На основании изученной литературы и передового педагогического опыта составить проект системы дополнительных занятий по развитию речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР и ФФНР. - Составить картотеку упражнений и дидактических игр развития связной речи для детей старшего возраста с ОНР и ФФНР. - Разработать рекомендации для педагогов и родителей по данной теме
Второй этап деятельностный 2014 – 2016 год Создание, апробация проекта по развитию речи детей старшего дошкольного возраста логопедической группы - продолжать изучать литературу по данной теме. - дополнить предметно развивающую среду - апробировать проект дополнительного образования - привлечение родителей воспитанников к сотрудничеству - консультация педагогов по данной теме - начало апробации проекта по развитию связной речи у детей старшего возраста с ОНР и ФФНР. - активное включение родителей воспитанников в работу по данной теме. - презентация отчета о проведенных мероприятий.  
Третий этап аналитический 2017 год анализ и обобщение результатов работы, формулировка выводов - анализ апробации программы дополнительного образования - оценить эффективность проделанной работы - спланировать дальнейшую работу с воспитанниками логопедической группы - обобщить полученный опыт   - оценка эффективности программы дополнительного образования - составление плана дальнейшей работы с воспитанниками логопедической группы - обобщение полученного опыта

Заключение.

Дети с нарушением речи, безусловно, нуждаются в дополнительной помощи и поддержки педагогов, родителей и специалистов, т. к. общее недоразвитие речи – это системное нарушение усвоения всех уровней языка (фонетико-фонематического, лексического, грамматического), требующее длительного и систематического логопедического воздействия.

У детей с нарушением речевого развития наблюдаются трудности в освоении Основной общеобразовательной программы дошкольного образования, что показала первичная диагностика знаний умений и навыков воспитанников. Для них характерно несовершенство тонкой ручной моторики: движения кистей и пальцев рук неточные, недостаточно скоординированные, затруднены изоли­рованные движения пальцами. Данная проблема в будущем может отрицательно сказаться на усвоении детьми школьной программы, если не будет проведено специальной коррекционной работы.

Учитывая благотворное влияние движений пальцев на развитие речи и других психических процессов в системе коррекционно-воспитательной работы с дошкольниками, имеющими недоразвитие речи, необходимо шире применять разнообразные игры и упражнения, направленные на формирование тонких движений пальцев рук. Использование на занятиях и в повседневной жизни игр и упражнений с красками, бумагой и пластилином, способствуют не только развитию мелкой моторики, но и развитию у дошкольников навыков и умений в рисовании, работе с бумагой и пластилином. Следует стремиться к тому, чтобы пальчиковый тренинг был наиболее разнообразным, эмоционально-приятным, неутомительным и динамичным, поэтому нужно чаще обращаться к нетрадиционным игровым приемам в коррекционной работе с детьми. Среди разнообразных средств развития мелкой моторики особое место занимает художественно-творческая деятельность. Занятия аппликацией, лепкой, рисованием (особенно декоративным), оригами и другими видами детского творчества способствуют развитию мелкой моторики пальцев, что упрощает обучение письму и помогает формированию правильной и красивой речи. Используя в работе различные нетрадиционные материалы и техники изображения, педагог способствует расширению и уточнению представлений детей об окружающем мире. Применение нетрадиционных техник художественно-творческой деятельности позволяет сделать занятия более разнообразными и интересными. В процессе планомерной, целенаправленной работы дети приобрели практические навыки в умении манипулировать тонкими движениями пальцев рук, что оказало положительное влияние на их интеллектуальное развитие, они стали более успешно осваивать знания умения и навыки по образовательным областям Основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Разработанная система коррекционной работы с использованием художественно-творческой деятельности, была направлена как на развитие мелкой моторики у детей, так и на развитие речи, стимулировала память, внимание, мышление, поэтому следует продолжать работу, т. к. работа в системе по развитию коммуникативных способностей и мелкой моторики посредством продуктивной художественной деятельности приносит очевидные положительные результаты.

Актуальным представляется выбор темы работы на предстоящий межаттестационный период «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста логопедической группы посредством системы дополнительных занятий».

Первый этап- установочный – 2013 – 2014 год. Цель этапа – определение направлений развития связной речи у дошкольников старшего возраста с нарушением речи. Для этого планируется изучить особенности развития связной речи у детей старшего возраста с ОНР и ФФНР, соответствующую литературу, передовой педагогической опыт по данной теме. Спланировать систему мероприятий в данном направлении, спланировать разработку проект по развитию речи детей старшего дошкольного возраста логопедической группы.

Второй этап – деятельностный– 2014 – 2016 год. Цель второго этапа создание апробация проекта по развитию речи детей старшего дошкольного возраста логопедической группы. Апробировать проект, выполнить все мероприятия, способствующие достижению цели.

Третий этап – аналитический – 2017 год. Цель третьего этапа – анализ и обобщение результатов работы, формулировка выводов. На этом этапе планируется провести качественный анализ проделанной работы по развитию речи детей старшего дошкольного возраста логопедической группы, определить эффективность выбранных методов и средств.

В результате планируется разработать, апробировать проект по развитию связной речи у воспитанников старшего дошкольного логопедической группы возраста, а также сделать выводы по проведенной работе.

Библиографический список.

1.Аммосова Н.С. Самомассаж рук при подготовке детей с речевыми нарушениями к школе//Логопед - 2004, №6, с. 78-83.

2.Белая А.Е., Мирясова В.И. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников: Пособие для родителей и педагогов. – М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1999. -48 с.

3.Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук: игры и упражнения. - М.: ТЦ Сфера, 2008. – 64 с.

4.Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л, Топоркова И.Г. Развиваем руки-чтобы учиться и писать, и красиво рисовать. – Ярославль: Академия развития, 2007.-192 с.

5. Давыдова Г.Н Нетрадиционные техники рисования в детском саду Ч.1 и 2. М.: «Издательство Скрипторий 2003»., 2007. 72 с.

6. Давыдова Г.Н. Бумагопластика. Цветочные мотивы. - М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2007. - 32 с.

7.Давыдова Г.Н. Пластилинография. - М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2007. - 32 с.

8. Дементьева Л.С. Бумажная пластика и оригами// Дошкольное воспитание-2003, №8, с. 40-43.

9. Ерошкина С.Т. Пальчиковый игротренинг// Логопед - 2007,№4.

10. Жукова Н.С. Развитие руки: просто, интересно, эффективно// Дошкольное воспитание -2006, №11, с. 14-17.

11. Закон Российской Федерации "Об образовании"

12. Кольцова М.М., Рузина М. С. Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг.–Екатеринбург: У-Фактория, 2006, 224 с.

13. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. - М.: Мозаика-Синтез, 2008, 200 с.

14. Комплексная и основная общеобразовательная программа «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

15. Косминская В. Б и др. "Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду" М., «Просвещение», 1977

16.Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации.– М.: Карапуз-дидактика, 2008.-208с.

17. Мусиенко С., Бутылкина Г. Оригами в детском саду.

18. Нищева Н. В. Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 л е т ): - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006. —352 с.

19. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. с. 40

20. Тихонова О. Декоративное рисование в детском саду//Дошкольное воспитание-2004, №3, с. 34-38.

21. Ткаченко Т.А. Логические упражнения для развития речи. Альбом дошкольника. – 2 –е изд., доп. И перераб. – М.: Книголюб, 2005. – 56с.

22.Ткаченко Т.А. Логопедическая энциклопедия. — М.: ООО ТД «Издательство Мир книги», 2008. — 248 с: ил.; 32 с. вкл. цв.

23.Ткаченко Т.А. Схемы для составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов к пособиям «Учим говорить правильно»

24.Ткаченко Т.Д. Физкультминутки для развития пальцевой моторики у дошкольников с нарушениями речи. Сборник упражнений. Пособие для воспитателей, логопедов и родителей — М.: «Издательство ГНОМ и Д", 2004. - 32 с.

25.Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования264 с.

26. Шилкова Е. Квиллинг. Поделки из бумажных лент. РИПОЛ классик, 2011.

27. Ю.А. Афонькина комплексная оценка результатов освоения программы «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой: диагностический журнал.

28.http://festival.1september.ru/

29. http://www.logoped.ru/

30. http://detsad-kitty.ru/

31. http://ru.wikipedia.org

Наши рекомендации