Сам процесс формирования мнения, суждения о другом человеке описывает теория каузальной атрибуции(приписывание другому человеку тех или иных причин, мотивов поведения)

Законы процессов каузальной атрибуции.

1) Те события, которые часто повторяются и сопровождают, наблюдаемое явление, предшествуя ему, обычно рассматриваются как его возможные причины.

2) Если тот поступок, который мы хотим объяснить, необычен и ему предшествует какое-нибудь уникальное событие, то мы склонны его считать основной причиной совершения поступка.

3) Неверное объяснение поступков людей имеет место тогда, когда есть много различных, равновероятностных возможностей для их интерпретации и человек, предлагающий свое объяснение волен выбирать устраивающий его вариант.

Феномен приписывания (истолкования поведения, намерений, чувств, качеств личности) возникает тогда, когда человек оказывается в условиях дефицита информации о другом человеке, заменить ее и приходится процессом приписывания.

Этот процесс зависит от двух показателей: от степени типичности поступка и от степени социальной «желательности» или «нежелательности». В первом случае имеется ввиду тот факт, что типичное поведение есть поведение, предписанное ролевыми образцами и поэтому оно легче поддается интерпретации. Напротив, уникальное поведение допускает много различных интерпретаций и, следовательно, дает простор приписыванию его причин и характеристик.

Точно также и во втором случае под названием «желательный» понимается поведение, соответствующее социальным и культурным намерениям и тем сравнительно легче и однотипно объясняется. При нарушении таких норм (соц. «нежелательное» поведение) диапазон воздействия расширяется.

Следствием этого является то, что чаще всего при общении с нетипичными в поведении учениками (и учителям) происходит искажение его образа. Например, сверх- подвижность ребенка, смех, ухмылка при общении могут восприниматься учителем как признаки неуважения к нему ученика.

Плохое настроение учителя может восприниматься учеником как недовольство его ответом, а иметь совершенно другие причины.

Виды общения в учебно-педагогической деятельности.

Кроме таких описательных характеристик как цели, средство, содержание, познание, которые можно отнести к общей характеристике, в общении также выделяются уровни его организации. Уровень организации общения характеризуется системой признаков: доминирующей целью, спецификой используемых средств общения, содержанием общения, построения сообщения, восприятия партнера по взаимодействию. В учебно-педагогическом процессе сосуществуют два основных уровня общения, которые соответствуют двум основным целям общения [В.В. Знаков, 1994; Б.Ф. Ломов (ред.), 1981]:

1) Общение педагога и ученика, порождаемое целями учебно-педагогической деятельности. Такое общение является средством организации учебно-педагогического взаимодействия и сопровождает его, на этапах планирования, исполнения и контроля (оценки) и средством самой этой деятельности (см. цели общения). Другими словами такой уровень общения называют деловой (социально-ролевой). Ученик и учитель вступают в такое общение с определенных социальных позиций, соответствующих социальным ролям ученика и учителя. Такое общение называют социально-ролевым.

2) Общение, не соответствующее целям учебно-педагогической деятельности. Это неформальное, ненормативное общение, в которое вступают ученик и учитель, с соответствующих им межличностных ролей, как индивидуальных устойчивых стереотипов поведения. Такое общение называют межличностным.

Наши рекомендации