Г) О различении названий предметов и так называемая игра в названия
С детьми в начале обучения следует избегать разных названий для обозначения одного предмета, употребляя всегда одно и то же. Не следует говорить то туловище, то корпус а всегда вначале или то, или другое. Также следует вначале всегда давать наиболее обычное название предмета, будь оно более общее или более частное (родовое или единичное). И фолиант и квартант должны вначале называться общим названием «книга». Не говорите «мопс» или «пудель», а просто «собака». Но с самого начала следует давать название «собака», «кошка», «птица», а не общее название «животное».
Когда же ребенок научился понимать некоторые названия вещей и существ, принадлежащих к одному роду, то следует называть ему и родовое имя. Следовательно, наступает время, когда надо взять за правило употреблять в речи много таких родовых имен. Например: «Принеси мне все письменные принадлежности». Маленьким же детям говорят «чернила, перья и бумагу»... Можно и чередовать различные названия одного и того же предмета». «Взгляни на . дитя соседки» и «взгляни на ребенка, сидящего на коленях у той женщины».
Когда дети несколько подрастут, прекрасно предложить им «игру в названия».
1. Угадать, сколько предметов в окружении принадлежат к одной и той же группе. Например: «Покажите мне всю домашнюю утварь в этой комнате или па этой картинке» или: «Покажи мне лишь орудия труда или продукты питания» и т. д.
2. Восходить от единичного к родовому названию, например: заяц — дичь, животное, живое существо пли: вишни — плоды, фрукты, предметы питания.
3. Спускаться от родовых к единичным названиям, ни одного не пропуская, например: строения — дома, церкви, замки, сараи, магазины, склады, лайки.
Какое это удовольствие для детей, которые соревнуются в такой игре! Какая возможность для друзей детей соединять познание вещей с познанием слов и упражнять своих любимцев в уравнивании и различении предметов, что является половиной работы по развитию разума. Друзья детей! спросите хороших учителей философии: правда ли, что в будущем эти упражнения окажут детям большую пользу при формулировке понятий.
Но вернемся к совсем маленьким детям! Когда они уже знают предметы, окрашенные в разные цвета и имеющие различные формы, то следующей задачей обучения, наряду с продолжающимся изучением номенклатуры предметов, является научить их различать и называть цвета. Поставьте перед ними две пары знакомых им тел, из которых каждая окрашена в разные и сильно контрастирующие цвета: например, шляпу, башмак, носовой платок и яйцо. Скажите: «Взгляни! Шляпа черная; взгляни! башмак черный; взгляни! платок белый; взгляни! яйцо белое». При слове «взгляни!» ваш палец должен двигаться в направлении от глаза к предмету. Это знак видения. Иной раз проведите пальцем от глаза ребенка к предмету, но так, чтобы ребенок все время видел предмет. При назывании предметов сделайте знак формы его не менее ста раз в начале употребления глагола «есть», в суждениях о вещах поднимайте палец вверх до середины своего лба. Это знак рефлексии (размышления). Говоря «черное», показывайте на оба черных предмета. Затем переходите от черного к белому. Затем обратно. То же в отношении пары белых предметов. Потом опять переходите попеременно к черному и белому. Потом переходите к какой-нибудь другой деятельности. Затем повторите то же упражнение с теми же предметами.
Другой раз возьмите две пары других черных и белых предметов и присоедините их к первым. Повторяйте все быстрее: «Шляпа черная, яйцо белое», но, называя новые предметы, говорите по-прежнему только следующее: «Взгляни! это черное. Взгляни! это белое». Так дети быстро усвоят и слово «это». Еще в другой раз возьмите новые предметы, уже не шляпу и не яйцо. Начинайте упражнение словами «Шляпа черная, яйцо белое». И продолжайте: «Взгляни! это черное; взгляни! это белое», всегда присоединяя знак видения и (при слове «есть») знак размышления. Так следует переходить от одного основного цвета к другому.
Знак «Слушай!», который вначале всегда должен быть соединяем со словом «Слушан!», заключается и движении пальца от уха по направлению к звучащему объекту. В остальном процедура должна быть такой же. как с цветами. Фразы урока таковы: «Слушай! звучит; слушай! звонит; слушай! свистит; слушай! храпит, хрустит, шуршит» и т. д. После слова «слушай!» всегда вначале делается знак размышления. Те тела, которые с самого начала выбраны для того, чтобы через их посредство заметить определенный вид звука, должны быть называемы всякий раз, когда и другой какой-либо предмет издает тот же звук — так же, как это было подробно описано относительно обучения видению.
Также следует установить знаки обоняния, вкуса, осязания. Слова, произносимые при этом, суть: «Понюхай! это пахнет резко, нежно, приятно, дурно». Не следует забывать о знаке размышления. Или: «Попробуй на вкус! это сладкое, горькое, кислое, терпкое». Или: «Ощупай! это гладкое, шершавое, твердое, мягкое, теплое, холодное, острое, тупое, плоское, волнистое, угловатое» и т. д.