Анализ норм Кодекса об образовании Франции

Результат кодификации, который является разновидностью правотворчества, представляет собой издание нового сводного акта-кодекса. Во Франции кодификация понимается как сбор, объединение постоянно действующих правовых норм, относящихся к определенной сфере общественных отношений (образование, финансы, окружающая среда и т. д.). Французский кодекс не создает новые правила, а объясняет только существующее право.

Сущность кодификации заключается, таким образом, в отборе, классификации и расположении существующих положений в соответствии с логически обоснованной целостной иерархией и в их дальнейшем редактировании.

Кодекс об образовании Франции введен в действие ордонансом Президента Республики № 2000-549 от 15 июня 2000 года.

Недавно образовательное законодательство Франции включало в себя более 100 законов, многие из которых были приняты еще в XIX в. Как и во многих других странах Западной Европы, во Франции длительный процесс формирования образовательного законодательства до конца 1960-х годов имел преимущественно фрагментарный характер. Его особенностью было отсутствие стабильных обобщающих правовых актов, применимых к системе образования в целом или для ее основных ступеней.

На каждом очередном этапе развития системы образования требовалось принятие новых законов для регулирования и согласования ее различных секторов и видов образовательной деятельности, для создания новых типов образовательных учреждений и определения их статуса, для распределения полномочий как внутри самой системы образования, так и при ее взаимодействии с другими государственными и общественными институтами.

Вследствие этого со временем правовая база французского образовательного законодательства, постоянно расширялась, и стала представлять собой сложный конгломерат старых и новых законов, объем которых, как правило, ограничивался отдельными секторами и частными элементами системы образования и конкретными механизмами их функционирования. Подобную ситуацию сегодня можно наблюдать в Украине (особенно это касается многолетнего процесса обсуждения и принятия новой редакции Закона Украины «О высшем образовании»).

На современном этапе система образования Франции и ее образовательное законодательство стоят перед необходимостью их адаптации в соответствии с целями и задачами европейской интеграции и, в частности, с задачами создания «европейского пространства высшего образования», реализованных в рамках Болонского процесса.

Одной из отличительных черт сферы образования во Франции продолжает оставаться преобладающая роль государства, высокая степень централизации управления образовательной отраслью. Практически все виды образовательной деятельности подлежат государственному контролю и регулированию, формы и механизмы которых подробно прописаны в законодательстве.

Децентрализация образовательной системы, решение о которой было принято еще в 1982 г., и которая предусматривает постепенное перераспределение полномочий от государственных в местные органы управления, осуществляется по трем основным направлениям.

Во-первых, местным органам управления образованием в каждой территориально-административной структуре – коммуне, департаменту, региону – поручается управление определенным уровнем школьногой (довузовского) образования. При этом:

- коммуны отвечают за детские сады и начальные школы,

департаменты – за колледжи (основное общее среднее образование),

регионы – за лицеи и специальные учебные заведения (полное общее среднее и профессионально-техническое образование).

Во-вторых, местным органам управления предоставлено право решающего участия в организации школьного планирования и разработке текущих и перспективных инвестиционных программ, за выполнение которых они несут ответственность.

В-третьих, на местные органы управления образованием возложено больше ответственности за материально-техническое и бытовое обеспечение учебных заведений.

Что касается высшей школы, главные рычаги управления которой по-прежнему сосредоточены в Министерстве национального образования, то децентрализация ассоциируется, прежде всего, с расширением академической и частично финансовой автономии вузов и вузовских подразделений, с участием в управление вузов представителей деловых кругов и общественности, с развитием различных форм вузовского самоуправления.

Децентрализация не задевает, однако, такой важной составляющей образовательной системы, как кадровая политика. Зачисление в штатный состав и увольнения преподавателей не только высших, но и средних учебных заведений осуществляются от имени министра, а все преподаватели, которые получили назначение на работу на условиях прохождения национального конкурса, становятся государственными служащими.

Министерство национального образования представляет центральную государственную администрацию и имеет большие полномочия. На Министерство возложены также следующие функции:

- определение педагогической ориентации и разработка планов;

- набор, подготовка и управление персоналом;

- определение статуса и правил работы учебных заведений, выделение необходимых ставок для преподавательского и административного персонала.

На региональном уровне функции государственного управления образованием распределены между 28 учебными округами, которые зовутся академией. Поскольку согласно территориально-административным устройством Франция делится на 22 региона (в каждый из которых входит от двух до восьми департаментов), то территории регионов не всегда соответствуют академиям.

Каждую академию (учебный округ) возглавляет ректор, назначаемый президентом, который и является представителем министра и высшим должностным лицом в своем учебном округе по всем вопросам организации образовательной деятельности и управления ею. Административные полномочия ректора не распространяются, однако, на вузы, имеющие академическую автономию и право выбора своих руководящих органов, включая непосредственных руководителей: президента – в университете или директора – в высшей школе и институте.

Относительно вузов ректор соответствующей академии выполняет функции канцлера университетов, которые заключаются в осуществлении координации между вузами своей академии и между вузами и средними школами по вопросам подготовки и повышения квалификации преподавателей.

Наряду с централизацией управления французская система образования отличается четко выраженной цикличностью организации обучения. При этом, если в отношении централизации проводится политика с целью ее ослабления, то цикличность, которая характеризовала ранее в основном университетское образование, утверждается как организационный принцип школьного обучения.

Школьное образование во Франции включает в себя пятилетнюю начальную школу, после которой идут первый (четырехлетний) цикл среднего образования, осуществляемой в колледжах, и второй заключительный (трехлетний) цикл образования, осуществляемый в лицеях. Таким образом, длительность среднего общего (полного) образования составляет 12 лет.

Учебный процесс в высших учебных заведениях Франции также основан на циклической схеме, которая осуществляется по-разному в вузах университетского и неуниверситетского типа. Есть также некоторые особенности в организации циклов по отдельным специальностям.

В университетах первый цикл, длящийся два года, представляет собой начальный этап высшего образования, на котором осуществляется общенаучная подготовка. Выдаваемый по окончании цикла «диплом об общем университетском образовании» или другой подобный ему документ представляет собой не диплом в общепринятом смысле, а промежуточное свидетельство, подтверждающее прохождение начального этапа обучения в вузе, что и является необходимым условием для продолжения образования на более высоком уровне.

Второй цикл университетского образования состоит из двух последовательных однолетних ступеней, завершающихся получением дипломов лиценциата (Licence) и «метриз» (Maitrise), каждый из которых рассматривается как диплом о законченном высшем образовании.

До недавнего времени обучения на уровне лиценциата имело общенаучный характер с некоторыми элементами профессионализации. Однако с 1999 г. начата подготовка по программам «профессионального лиценциата», в которых приоритет отдается профессиональной составляющей.

На уровне «метриз» обучение ориентируется на дальнейшее изучение фундаментальных дисциплин по выбранной специальности или принимает форму научно-технологической подготовки профессионального назначения.

Третий цикл высшего университетского образования предназначен для специализации и привлечение к научно-исследовательской деятельности. При выборе программы специализации обучения в течение одного года завершается получением «диплома о высшем специализированном образовании». Если программа имеет исследовательский характер, то обучение завершается получением «диплома о углубленной подготовке».

В специализированных высших учебных заведениях, в отличие от университетов, распределение процесса обучения на циклы, как правило, отсутствует. В то же время сохраняется разнообразие уровней подготовки, при этом уровень каждого профессионального диплома может быть соотнесен с уровнем соответствующего диплома одного из трех циклов университетского образования. Так, диплом инженера, для которого обычно требуется пять лет подготовки, соответствует третьему циклу университетского образования.

Как было отмечено выше, Франция достаточно унифицированную и централизованную систему образовательного менеджмента. Несмотря на то, что в последние несколько десятилетий идет процесс децентрализации, результатом которого является расширение полномочий региональных и местных органов власти, решения основных вопросов лежит в компетенции государства. Так, существует государственная монополия на выдачу дипломов всех уровней, право назначения и увольнения педагогических кадров принадлежит Министерству образования Франции.

Таким образом, на общенациональном уровне, управления образованием является прерогативой государства. Однако процессы децентрализации, направленные на управление высшим образованием, положительно отразились на деятельности университетов, что позволило этим вузом получить большую автономию, прежде всего, по вопросам выбора и содержания научных и учебных программ.

Наши рекомендации