Дневник начинающего исследователя
(или «Как работать над исследованием»)
Уважаемые старшеклассники.
Этот дневник поможет вам работать над своим исследованием. Ваше исследование, конечно, будет отличаться от исследования ученого. Но вы, как и настоящие ученые, пройдете путём открытия новых для себя знаний.
Всё о чём в дальнейшем пойдёт речь вам необходимо записывать любым удобным способом – на бумаге или компьютере, телефоне или планшете. Главное, чтобы материал работы над исследованием всегда был под рукой. Ведь светлые мысли могут посетить вас в самый неожиданный момент и в самом неожиданном месте. Ваша задача вовремя ухватить и записать их для дальнейшего размышления и изучения. (Ведь именно так поступают все настоящие исследователи.)
Первое над чем надо подумать, приступая к работе над исследованием – ТЕМА.
I. КАК ВЫБРАТЬ ТЕМУ ИССЛЕДОВАНИЯ
Выбирая тему исследования, вы должны исходить из своих интересов: что интересно вам узнать, как тема исследования будет связана с вашей дальнейшей учёбой и т.п.
II. ЦЕЛЬ и ЗАДАЧИ.
Определить цель исследования – это ответить себе и другим на вопрос о том, зачем вы проводите это исследование.
Запиши цель своего исследования: _________________________________________________________________________
Например:
Цель исследования: Хочу понять, почему бабочки такие красивые?
Задачи исследования уточняют цель. Цель указывает общее направление движения, а задачи указывают основные шаги.
Перечисли задачи своего исследования: _________________________________________________________________________
Например:
Задачи моего исследования:
1. Выяснить, все ли бабочки красивые.
2. Чем питаются бабочки.
3. Где обитают бабочки.
4. Какие существуют мифы и легенды о бабочках.
III. ВЫДВИНУТЬ ГИПОТЕЗУ
Гипотеза – это предположение, догадка, рассуждение, ещё не доказанная и не подтвержденная опытом. Слово «гипотеза» происходит от древнегреческого hypothesis - основание, предположение, суждение, которое выдвигается для объяснения чего-либо. Обычно гипотезы начинаются словами:
- предположим…
- возможно…
- допустим…
- что, если…
Запиши гипотезы своего исследования. __________________________________________________________________________________
Например:
- возможно, бабочки такие красивые, потому что питаются нектаром цветов
- предположим, что красота бабочек связана со средой их обитания
- что, если внешний вид бабочек – это способ выживания.
- допустим, что красивы только дневные бабочки.
IV.СОСТАВЬ ПЛАН ИССЛЕДОВАНИЯ
- Эту часть работы целесообразно сделать совместно с педагогом, курирующим твою работу.
- В каждой исследовательской работе есть введение, 2-3 главы, заключение и список литературы.
- Следует проговорить с педагогом, сколько глав будет в твоем исследовании. Чему они будут посвящены.
- Когда все уточнения в план будут внесены, определись с приблизительными сроками работы над каждым этапом исследования.
В этом тебе поможет следующая таблица (ты вправе вносить в неё свои пункты:
Этап работы над исследованием | К кому обратиться за помощью | Примерный срок реализации |
I.Уточнить тему исследования. | Руководитель проекта | |
II.Определить цели и задачи. | Руководитель проекта Педагог-наставник | |
III. Выдвинуть гипотезу исследования. | Педагог-наставник Руководитель проекта | |
IV.Составить план исследования. | Педагог-наставник Руководитель проекта | |
V.Сбор информации: | ||
1) научная информация | ||
2) художественная | ||
литература | ||
3) интернет ресурсы | ||
4) кино- и телефильмы | ||
5) мнения специалиста | Специалист, в изучаемой области | |
VI.Написать текст исследования | Педагог-наставник | |
VII.Подготовить презентацию | ||
VIII.Подготовиться к защите | ||
IX. Рефлексия | Педагог-наставник Руководитель проекта |
V. СБОР ИНФОРМАЦИИ
1.Познакомиться с научной литературой.
- Составь список книг из твоей личной или школьной библиотеки, которые, на твой взгляд, помогут в работе над исследованием. Покажи список педагогу, курирующему твою работу, и дополни его книгами, предложенными им.
- Собирая научные сведения, всегда записывай автора, название и выпускные данные изучаемой книги (издательство и год выпуска).
- Если возникнет желание использовать тот или иной отрывок из изучаемого произведения, обязательно запиши номера страниц, на которых располагается понравившийся тебе отрывок. Это необходимо для грамотного составления сносок и списка используемой литературы.
2. Познакомиться с художественной литературой, если того требует тема твоего исследования.
3. Воспользоваться интернет ресурсами по изучаемой теме.
4. Познакомиться с кино- и телефильмами.
- Обязательно запиши автора, название, киностудию и год выхода. Коротко запиши, как раскрывается тема твоего исследования и что именно тебя заинтересовала в кино- или телефильме.
5. Обратиться к специалистам.
- Обратившись к специалистам, если есть такая возможность, запиши их рассуждения и обязательно сделай ссылку на их компетентное мнение в тексте своего исследования.
VI. НАПИСАТЬ ТЕКСТ ИССЛЕДОВАНИЯ
- После того, как все необходимые сведения собраны, сделаны все необходимые выписки из книг, записаны мнения специалистов, надо написать текст своего исследования.
- Обратите внимание на то, что текст может неоднократно меняться. Отнесись внимательно к замечаниям, курирующего педагога, и старайся четко выполнять его рекомендации.
- Проверьте, чтобы текст вашего исследования соответствовал всем требованиям, предъявляемым к подобной работе.
Остановись на следующих ключевых моментах:
- Обоснование темы.
- Цели и задачи исследования.
- Гипотезы.
- План исследования.
- Результаты исследования.
- Выводы, сделанные по результатам исследования.
- Что можно в дальнейшем исследовать в этом направлении.
На этом пункте надо остановиться подробнее, поскольку для настоящего исследователя завершение одной работы – это начало новой работы, нового исследования. Поэтому обязательно отметьте, что и в каких направлениях надо исследовать в дальнейшем.
VII. ПОДГОТОВИТЬ ПРЕЗЕНТАЦИЮ
Подготовить презентацию – это не только собрать картинки, которые проиллюстрируют ваше исследование. Это ещё и подготовить текст выступления. Помните, что для выступления надо взять только самое важное. Главная ошибка всех начинающих исследователей – «объять необъятное». Не надо пытаться рассказать обо всем, что вам удалось сделать. Ведь на презентацию отводится всего 7 минут.
VIII. ПОДГОТОВИТЬСЯ К ЗАЩИТЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Самый идеальный вариант – выучить «назубок» текст своего выступления. Очень портит впечатление безотрывное смотрение выступающего в текст сообщения. Таким образом, вы даете повод усомниться в самостоятельности вашей работы. Подсказкой для вас будут слайды презентации. Не волнуйтесь, и смело рассказывайте о той огромной работе, которую вы проделывали на протяжении нескольких месяцев.
В конце защиты всегда следуют вопросы. Конечно, невозможно предугадать, какие вопросы будут заданы, но предположить многие из них можно. Как правило, вопросы «из зала» касаются ключевых понятий и выводов, сделанных вами в ходе исследования.
Обязательно благодарите того, кто задал вам вопрос. Этого требует элементарная этика публичных выступлений. Ведь человек проявил интерес к вашему выступлению, что само по себе заслуживает благодарности с вашей стороны.
IX. РЕФЛЕКСИЯ
Рефлексия – это осмысление. Попробуйте проанализировать всю вашу работу, начиная с выбора темы до защиты. Честно и откровенно ответьте на следующие вопросы:
- Все ли из запланированного у меня получилось?
- В чём причина удач и неудач?
- Что бы я сделал не так (имея уже опыт такой работы)?
УДАЧИ