Словарь начинающего исследователя

1. Формы исследовательской работы:

Тезисы- любое утверждение в споре или изложении какой-либо теории; положения, кратко излагающие какие-либо идеи, основные мысли лекции, доклада, произведения, документа. В тезисах лаконично раскрывается содержание вопроса, темы.

Аннотациякраткая формулировка основного содержания источника в двух-трех предложениях.

Конспект- сокращенная запись лекции, речи, какого-либо сочинения (научной работы) своими словами, цитатами, в виде тезисов. Творческий конспект сопровождается собственными мыслями, вопросами, сомнениями, рассуждениями.

Реферат— краткое изложение содержания источника с лаконичной оценкой; раскрытие состояния какой-либо проблемы на основе обзорного сопоставления и анализа нескольких источников.

Курсовая работа— один из важных и перспективных видов исследовательской деятельности в системе средних и высших учебных заведений, в котором развивается умение решать исследовательские задачи, самостоятельно ориентироваться в научной литературе, успешно применять на практике теоретические знания.

Дипломная работа- выпускная исследовательского характера работа студентов в высших и средних профессиональных учебных заведениях.

Диссертация- научная квалификационная работа, «в которой содержится решение задачи, имеющей существенное значение для соответствующей отрасли знаний, либо изложены научно обоснованные технические, экономические или технологические разработки, обеспечивающие решение важных прикладных задач».

2. Формы организации исследовательской работы:

Научный кружок, научное общество- содружество обучающих и обучающихся, занимающихся исследовательской деятельностью. В научных кружках и обществах формируются начальные навыки научно-исследовательской деятельности.

Проблемная группа -группа обучающихся, объединенных деятельностью по решению той или иной рассматриваемой (исследовательской) проблемы.

Творческая мастерская -особая форма занятий, сочетающая урочную и внеурочную творческую, исследовательскую деятельность обучающихся.

Научный семинар- форма учебного процесса, построенная на изучении обучающимися отдельных исследовательских вопросов, проблем, тем с последующим оформлением материала в виде доклада, реферата и его совместного обсуждения.

Учебно-исследовательская мастерская- объединение обучающихся, выполняющих исследовательские изыскания, поиск решения исследовательских, творческих задач.

Учебно-исследовательская группа дополнительного образования- группа обучающихся в учреждении дополнительного образования или в другом образовательном учреждении, объединенных решением исследовательских задач в рамках содержания дополнительного образования.

3. Формы представления, реализации и оформления результатов исследовательской работы:

Письменная работа или письменный отчет исследовательского характера -Текст на заданную тему исследовательского характера.

Научный отчет, доклад на научной, исследовательской
конференции -сообщение о собственных самостоятельных исследованиях в различных областях знаний.

Конкурсная работа- исследовательская работа, представленная на объявленный конкурс исследовательских работ.

Научно-практическая конференция -прослушивание научных докладов и их обсуждение, командные соревнования.

Тезисы, статья в научный журналсамостоятельное научное произведение, представляющее изложение своих мыслей по актуальной научной проблеме.

Реферат -одна из начальных форм представления результатов исследования в письменном виде.

Текст курсовой, дипломной работы -письменно выполненная курсовая или дипломная работа сообразно требованиям, предъявляемым к курсовым и дипломным работам.

Авторская программа- документ, в котором определен и представлен авторский вариант того или иного круга знаний, видение усвоения этого знания.

Участие в выставке творческих работпредставление в письменном виде, в виде таблиц, диаграмм, рисунков, графиков и т. д. самостоятельно выполненной творческой работы.

Аннотация- краткая информация о каком-либо издании; характеристика документа, его части или группы документов с точки зрения назначения, содержания, формы и других особенностей.

Рецензия- разбор и оценка научного, художественного или музыкального произведения; указывает на достоинства и недостатки, высказывает оценку, мнение при детальном анализе.

Приложение 4.

Адреса, телефоны

Наши рекомендации