Организационные формы дистанционного обучения
В педагогической практике выработались хорошо известные формы обучения. Наиболее распространенные из них — лекции, семинары, лабораторные занятия, контрольные работы, экзамены — используются в дистанционном обучении, однако, проявляя некоторые специфические особенности.
Лекции, в отличие от традиционных аудиторных, исключают живое общение с преподавателем, однако имеют и ряд преимуществ. Для записи лекций используются аудио- и видеокассетыCD-ROM-диски. Использование новейших информационных технологий (гипертекста, мультимедиа, ГИС-технологий, виртуальной реальности) делает лекции выразительными и наглядными. Для создания лекций можно использовать все возможности кинематографа: режиссуру, сценарий, артистов. Такие лекции можно слушать в любое время и на любом расстоянии. Кроме того, не требуется конспектировать материал.
Семинары дистанционного обучения являются активной формой учебных занятий. Семинары проводятся с помощью видеоконференций. Они позволяют войти в дискуссию в любой точке ее развития, вернуться на несколько шагов назад, прочитав предыдущие высказывания. Преподаватель может оценить усвоение материала по степени активности участника дискуссии. Увеличивается количество взаимодействий студентов между собой, а сам преподаватель выступает в роли равноправного партнера.
Консультации являются одной из форм руководства работой обучаемых и оказания им помощи в самостоятельном изучении дисциплины. Используется телефон и электронная почта, а также телеконференция. Консультации помогают педагогу оценить личные качества обучаемого: интеллект, внимание, память, воображение и мышление.
Лабораторные работы в дистанционном обучении предназначены для практического усвоения материала. В традиционной образовательной системе лабораторные работы требуют:
• специального оборудования, макетов, имитаторов,
• тренажеров, химических реактивов и т.д.
Возможности дистанционного обучения в дальнейшем могут существенно упростить задачу проведения лабораторного практикума за счет использования мультимедиа-технологий, ГИС-технологий, имитационного моделирования и т.д. Виртуальная реальность позволит продемонстрировать обучаемым явления, которые в обычных условиях показать очень сложно или вообще невозможно.
Контроль дистанционного образования - это проверка результатов теоретического и практического усвоения обучаемым учебного материала. Здесь оправдал себя и заслужил признания тестовый контроль. Тест, как правило, содержит обширный перечень вопросов по дисциплине, на каждый из которых предлагается несколько вариантов ответов. Обучающийся должен выбрать среди этих вариантов правильный ответ. Тесты хорошо приспособлены для самоконтроля и очень полезны для индивидуальных занятий.
Тьюториалы — последовательно организованные консультации, назначение которых:
• способствовать активизации учебно-познавательной деятельности слушателей;
• формировать такие качества слушателей, как
- способность быстро адаптироваться в группе, занятой решением общей для всех задачи;
- умение устанавливать личные контакты, обмениваться информацией и формировать необходимые точки зрения, правильно распределять и организовывать работу;
- умение преодолевать сопротивление окружающих, предупреждать столкновения и разногласия;
- умение анализировать и оценивать действия свои и других.
Тьюториалы — специфическая и организационная форма взаимодействия преподавателя (тьютора) со слушателями. Поскольку в тьюториале присутствует «очный» компонент, к этой форме обучения предъявляются следующие требования:
• разработка программы для каждого тьюториала;
• определение его продолжительности с указанием предела во времени;
• разработка структуры тьюториала;
• проведение тьюториала преподавателем и экспертом необходимой квалификации, что особенно важно при повышении квалификации в конкретной профессиональной области.
Важнейшей особенностью организации тьюториалов является использование нетрадиционных методов обучения. Обучение с помощью нетрадиционных методов должно проводиться преподавателями, хорошо ими владеющими. Широко используются метод анализа конкретных ситуаций, деловые и ролевые игры, имитационные упражнения, групповые дискуссии, различные формы групповой работы («снежный ком» (или пирамида), «жужжащие» группы, мозговой штурм, «аквариум» и др.). Основные характеристики технологии дистанционного обучения обусловливают и особый тип преподавателя, включенного в эту систему.
По мнению многих экспертов, преподавателя, работающего в режиме дистанционного обучения, должны отличать:
• профессионализм;
• логическая культура;
• чувство новизны и актуальности;
• высокое методическое мастерство;
• умение концентрировать внимание на главном в изучаемых процессах и явлениях;
• четкий стиль изложения;
• ориентация на развитие навыков самостоятельной работы студентов.
Интерес представляют исследования, проведенные в British Open Univercity которые позволили определить требования учащихся к общению с преподавателями:
• вежливое, уважительное обращение;
• ясная и объективная система оценок;
• объяснение и обоснование выставляемых оценок;
• понимание студентами значения оценок и того, имеется ли прогресс, даже если оценки остаются теми же самыми;
• подход, основанный на симпатии, поддержке, дружелюбии, показывающий, что преподаватель на сторону обучаемых;
• отсутствие даже намека на грубость или высокомерие;
• поддержка и подстраховка с сохранением объективности;
• содержательные и доброжелательные по форме комментарии;
• наличие конструктивных советов (каким образом и что надо было делать, прямые ссылки на материал курса и указания, где находится то, что они упустили или недопоняли и т.д.);
• наличие стимулов к дальнейшему продвижению;
• отсутствие сложных, запутанных или нечитабельных ответов;
• возможность, в случае необходимости, встречи с преподавателем; быстрый отклик.
Итак, дистанционное обучение сегодня - это реальность. Получив широчайшее развитие за рубежом, дистанционное обучение все больше распространяется в нашей стране. Открываются все новые и новые учебные заведения, работающие по такой технологии, их количество возрастает из года в год.
Статистика показывает, что интерес россиян к дистанционному образованию растет с каждым годом, особенно в регионах. Кстати, дистанционное обучение задумывалось англичанами именно для обучения «простого народа из провинции». Подобная форма обучения незаменима для тех, у кого нет времени и возможности, чтобы сделать перерыв в карьере для получения образования.
Хочется верить, что современные центры дистанционного образования в России, пусть пока еще недостаточно совершенные, -это предвестники образования будущего, когда темп нашей жизни будет все нарастать и мы не сможем поспевать за лавиной информации, грозящей накрыть нас с головой, а неспешно учиться профессии пять-шесть лет в отрыве от практической деятельности покажется нелепым, ведь за это время практика может далеко обогнать ту теорию, что изучается в вузе. И эта тенденция заявляет о себе в последнее время достаточно часто.
Так как обучение в дистанционной системе требует от учащихся достаточно серьезной компьютерной подготовки, что на уровне начальной и средней школы практически исключено, эта форма обучения перспективна в системе профессионального образования — в вузах, колледжах, техникумах и профессиональных училищах и центрах, занимающихся профессиональной переподготовкой взрослых.