Конспект дополнить ответами детей!
А.С.Пушкин
…Вот север, тучи нагоняя...
Цели:
1. Познакомить детей со стихотворением А.С.Пушкина «Вот север, тучи нагоняя…»
2. Формировать умение читать выразительно
3. Развивать речь, мышление, творческое воображение
4. Воспитывать эстетические чувства
Тип урока: урок знакомства с новым произведением.
Оборудование: учебник «Родная речь», аншлаги с непонятными словами, портрет писателя, викторина, биографические сведения
Оформление доски
Словарная работа А.С.Пушкин Репродукции Вот север, тучи нагоняя… Выставка книг Портрет |
Ход урока
№ | Этапы | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
Оргмомент | |||
Проверка домашнего задания | Выразительное чтение стихотворения «Зима!...Крестьянин торжествуя…» | ||
Сообщение темы и цели урока | Сегодня на уроке мы познакомимся со стихотворением А.С.Пушкина «Вот север, тучи нагоняя…». | ||
4. | Подготовительная работа 1. Биографические сведения о писателе | ||
2. Работа с авторской выставкой книг | Посмотрите на выставку книг. Здесь представлены произведения, которые написал А.С.Пушкин. Какие произведения он написал? Какие из этих книг вы читали? Какая книга вам понравилась? | ||
3. Словарная работа. | В этом произведении вам встретятся непонятные слова. Прочитайте их про себя, затем хором. Объясните значения слов Брега – берега | ||
Первичное восприятие произведения. | Чтения этого произведения учителем наизусть. Перед чтением дается установка: закрыть глаза и представить себе описанную поэтом картину. | ||
Проверка первичного восприятия. | Понравилось стихотворение? Что запомнилось? Какую картину вы представили? | ||
Работа над изобразительными средствами | Работа над изобразительными средствами вплетается в систему идейно-художественного анализа произведения. Эпитеты: волнистыми коврами. Сравнения: нет. Метафора. Зима представлена живым существом (Север дохнул, завыл; волшебница зима идет, пришла, рассыпалась…; мороз блеснул…) | ||
Вторичное чтение стихотворения (про себя) | Перечитай первые три строчки. Как ты представляешь себе эту картину? Как поэт называет зиму? Почему? Прочти, какие чудеса творит волшебница-зима? «Клоками повисла на суках дубов». Как ты это себе представляешь? О каких «волнистых коврах» и «пухлой пелене» говорит поэт? Как вы их представляете? Почему река названа «недвижною»? Как вы себе представляете картину «блеснул мороз»?. Разве мороз может блестеть? (Это блестит снег). Когда и почему он блестит? (когда он долго лежит, то становится твердым) Скажите, Пушкин в своем отрывке показал один день зимы или нет? (нет, т.к. зима сначала идет, затем пришла, а зима не сразу, не в один день приходит) | ||
Работа с иллюстрацией | Посмотрите на иллюстрацию. Что изобразил художник (говорить словами автора). Зачитайте строки из стихотворения, которые подходят к данной иллюстрации. А какую картину нарисовали вы? Расскажите | ||
Работа над выразительностью чтения. Проверка выполнения задания. | А) Прослушайте грамзапись. Обратите внимание на интонацию. (см в конце конспекта) | ||
Составление партитуры чтения | Б) Составить партитуру чтения, используя обозначения. (см в конце конспекта) | ||
Чтение шепотом (подготовка к выразительному чтению) | |||
Конкурс на лучшего чтеца | Кто лучше нарисует картины, кто лучше всех покажет красоту зимы? | ||
Итог. | Как поэт называет зиму? Почему? | ||
Домашнее задание. | Выучить стихотворение наизусть. Нарисовать картину. |
А) Обрати внимание на интонацию
Интонация | |
… Вот север, тучи нагоняя, Дохнул, завыл – и вот сама Идет волшебница зима. Пришла, рассыпалась; клоками Повисла на суках дубов; Легла волнистыми коврами Среди полей, вокруг холмов; Брега с недвижною рекою Сравняла пухлой пеленою; Блеснул мороз. И рады мы Проказам матушки-зимы… | Протяжно Протяжно- радостно Радостно Чувство радости усиливается. Стараться голосом показать каждую деталь картины до слов «Блеснул мороз». Делаем паузу и меняем интонацию, т.к. возникает другая картина: наступили первые морозы, солнце холодное, снег искрящийся, стекла украшены узорами. Бодрый, веселый тон. |
Б) Составить партитуру чтения, используя обозначения:
/ - короткая пауза
// - средняя пауза
/// -длинная пауза
- чтение в слиянии (легато)
------- - логическое ударение
- убыстрение темпа
- замедление
- повышение интонации
- понижение интонации
… Вот север,/ тучи нагоняя,/ Дохнул,/ завыл ///– и вот сама Идет волшебница зима.// Пришла,/ рассыпалась;// клоками Повисла на суках дубов;// | Легла волнистыми коврами Среди полей,/ вокруг холмов;// Брега с недвижною рекою Сравняла пухлой пеленою;// Блеснул мороз.// И рады мы Проказам матушки-зимы…/// |