Компоненты процесса обучения истории
Цели обучения | Содержание обучения | Организация процесса обучения | Результаты обучения | |
Деятельностьучителя | Деятельностьучащихся | |||
Формулируются три группы целей: 1. 1.Образовательные– они направлены на формирование знаний об исторических фактах. Сформулировать обучающую цель урока – это значит определить его главную идею и раскрывающие ее основные события, явления, которые должны быть усвоены учениками. При этом важно продумывать и учитывать уровень знания, на котором будет проходить усвоения каждого исторического факта (уровень представлений, уровень понятий, уровень идей и закономерностей исторического процесса).Развивающие – формирование общих и предметных умений. Определяя развивающие цели урока следует опираться на перечень обязательных умений, определенных программой и одновременно учитывать, какими умениями реально владеют учащиеся данного класса и какие возможности дает материал урока для их развития, формирования того или иного нового умения на определенном уровне сложности. Воспитательные – формирование нравственности, т.е. формирование ценностных отношений (знаний, чувств, оценочных суждений). | - система исторических фактов, изложенных в хронологической последовательнос-ти;-установление причинно-следственных связей между историческими фактами;- установление локальных связей;- установление временных связей;- установление закономерностей исторического процесса (теоретический уровень); - определение научно-обоснованных критериев отбора содержания, глубины их раскрытия, логики изложения (принципы построения курсов). | -способы передачи учебной информации руководство ее усвоениемучащимися;-овладение учителем профессиональными умениями: · как учителя истории (речь, текст и т.д.); · как организато-ра деятель-ности уча-щихся. | Деятельность учащихся может быть организована на трех уровнях:-репродуктивном;-частично-поисковом;творческом; Деятельность учащихся направлена на усвоение знаний, умений, присвоение ценностных отношений. | Критерииоценки методов и процесса обучения в целом:- объем;- научность;- глубина; - прочность историч.знаний; -способ-ность учащихся оперировать знаниями и умениями; - способ-ность приобретать знания из разных источников; -способность учащихся ориентироваться в исторической действительности и в современной жизни; -уровень исторического мышления (степень развития творческого и воссоздающего воображения, память, речь и т.д.); |
Итак, результаты обучения обеспечиваются:
- правильно поставленными целями;
- научным отбором содержания;
- оптимальной организацией процесса обучения.
Критериями результативности школьного исторического образования могут выступить компоненты школьного исторического образования:
· сформированность знаний;
· сформированность умений, навыков;
· сформированность ценностных отношений, которые отражают уровень воспитанности и общего развития школьников.
Таким образом, методика исследует все компоненты процесса обучения истории, чтобы дать учителю ответы на три основных вопроса:
1. Зачем учить истории школьников, т.е. какие цели нужно и можно ставить с учетом возрастных особенностей и познавательных возможностей учащихся?
2. Чему учить на уроках истории, т.е. каков оптимальный отбор содержания материала и какова структура курса истории в школе?
3. Как учить истории учащихся, т.е. какими способами наиболее эффективно осуществлять учебную деятельность?
Задачиметодики обучения истории вытекают из ее содержания и места в системе педагогических наук и заключаются в следующем:
- вооружение учителя содержанием школьного предмета, правилам отбора содержания;
- отбор оптимальных методических приемов обучения школьников (с учетом возраста);
- выявление методических условий развития мышления учащихся в процессе обучения истории;
- выявить нравственный потенциал курсов истории, определить методические условия осуществления нравственного воспитания учащихся;
- выявление методических условий для решения в единстве трех целей: обучения, воспитания, развития.
1. 2. Связь методики обучения истории с психолого-педагогическими и специальными науками.
Стать мастером педагогического труда, найти свой путь поможет учителю педагогика, психология, методика, история и другие науки.
Рассмотрим связь методики обучения истории как науки и исторической науки. Следует учитывать, что историческая наука не равнозначна преподаванию истории в школе. История как учебный предмет основывается на исторической науке, но это не уменьшенная ее модель. Школьный курс истории не включает все разделы этой науки: всей историографии, этнологии, вспомогательных исторических дисциплин, не включены дискуссионные вопросы, курс лишен подробностей. В школьном курсе истории предлагаются основы исторического процесса. При этом нельзя забывать о социальном смысле истории. Американский историк Герберт Аптекер писал, что “нет более чувствительной сферы интеллектуальной деятельности, чем историческая наука. Ложь при истолковании прошлого приводит к провалам в настоящем и готовит катастрофу будущего”.
Общее между методикой обучения истории и исторической наукой:
- методологическая основа – теория познания, т.е. единый путь познания (от конкретных фактов к обобщению и к познанию новых фактов).
- Содержание материала. При этом развитие исторической науки влияет на содержание истории как учебного предмета.
Различия:
- предмет изучения (история как наука в качестве предмета изучает процесс развития общества; методика обучения истории - процесс обучения истории в школе);
- задачи (основной задачей исторической науки является раскрытие закономерностей исторического развития, а задачей методики обучения истории – раскрытие закономерностей процесса обучения истории, воспитания и развития учащихся);
- методы исследования (так, историческая наука предполагает исследование источников, документов, а методика обучения истории — наблюдение, эксперимент).
Методика обучения истории тесно связана с педагогикой. Педагогика – это наука об образовании. Являясь неотъемлемой частью педагогики, дидактика изучает общие законы процесса обучения в школе. Методика обучения истории изучает эти закономерности и применяет к определенному предмету. Методику называют частной дидактикой, т. е. методика относится к педагогическим наукам.
Общее методики обучения истории с дидактикой: цели, педагогические законы (см. компоненты процесса обучения истории), методы исследования. Однако, следует учитывать, что методика – это такая отрасль педагогической науки, которая прокладывает «мост» от теории к практике. Но это «мост с двусторонним движением» (Е.Е. Вяземский), так как большое значение для методики имеет изучение педагогического опыта. Описывая и обобщая педагогический опыт, методика получает эмпирический материал для теоретических исследований, находит в практике подходы к решению актуальных задач. Таким образом, соединяя воедино знания конкретной науки со своими специфическими законами, методика разрабатывает методы оптимального обучения школьников.
Не менее важное значение имеют для методики обучения истории данные психологии.В процессе обучении яистории знания, умения, навыки, ценностные отношения учащихся формируются на основе получения ими определенной информации извне и внутренней переработки ее воприятием, воображением, памятью. «Знания, умения и навыки – это формы и результаты отражательных и регуляторных процессов в психике человека. Значит они могут возникнуть в голове человека только в результате его собственной деятельности Их нельзя получить. Но они должны получиться в результате психической активности самого учащегося…» (Возрастная и педагогическая психология / под ред. А.В. Петровского. – М., 1973. с.173). Только то, что прошло через такую переработку, усваивается учеником, оставляет определенный след в его сознании, формирует его знания и личность.
При исследовании учебной деятельности школьников методика учитывает закономерности их психического развития. Однако, эти закономерности по разному проявляются в обучении истории и другим учебным предметам и даже при усвоении разного по характеру исторического материала – фактического, понятийного, хронологического.
Общим для методики обучения истории и психологии является методологическая основа – теория познания. Но психология изучает общие законы психологической деятельности человека. Методика изучает эти закономерности применительно к определенному предмету. Методика базируется на психической деятельности учащихся в той мере, в какой это связано с усвоением исторического материала (с формированием исторических представлений, понятий). Раскрыть закономерности процесса обучения истории можно на основе данных возрастной психологии.
Методика обучения истории связана и с другими науками, например, с философией и ее разделом – этикой. Эта наука предоставляет знания о ценностях, а методика предлагает пути формирования ценностных отношений школьников. Логика акцентирует внимание на причинно-следственных связях, а методика предлагает методические условия для подведения учащихся к пониманию причинно-следственных связей.
Итак, методика обучения истории развивается на стыке многих наук. Но в то же время — это самостоятельная педагогическая наука.