Структурные компоненты процесса обучения

Деятельность педагога Деятельность обучаемых
1. Разъяснение учащимся целей и задач обучения. 1. Собственная деятельность по созданию положительной мотивации учения.
2. Ознакомление обучаемых с новыми знаниями (явлениями, событиями, предметами, законами). 2. восприятие новых знаний, умений.
3. Управление процессом осознания и приобретения знаний, умений. 3. Анализ, синтез, сопоставление, систематизация.
4. Управление процессом познания научных закономерностей и законов. 4. познание научных закономерностей и законов, понимание причинно-следственных связей.
5. Управление процессом перехода от теории к практике. 5. Приобретение умений и навыков, их систематизация.
6. Организация эвристической и исследовательской деятельности. 6. практическая деятельность по самостоятельному решению возникших проблем.
7. Проверка, оценка изменений в обученности и развитии учащихся. 7. Самоконтроль, самодиагностика достижений.

Педагоги и воспитанники как деятели, субъекты являются главными компонентами педагогического процесса. Взаимодействие субъектов педагогического процесса (обмен деятельностями) своей конечной целью имеет присвоение воспитанниками опыта, накопленного человечеством во всем его многообразии. А успешное освоение опыта, как известно, осуществляется в специально организованных условиях при наличии хорошей материальной базы, включающей разнообразные педагогические средства. Взаимодействие педагогов и воспитанников на содержательной основе с использованием разнообразных средств есть сущностная характеристика педагогического процесса, протекающего в любой педагогической системе. Системообразующим фактором педагогического процесса выступает его цель, понимаемая как многоуровневое явление. Педагогическая система организуется с ориентацией на цели воспитания и для их осуществления, она всецело подчиняется целям образования. Педагогическая задача - основная единица педагогического процесса

53. Педагогическая характеристика образования

Педагогический процесс – это движение от целей образования к его результатам путем обеспечения единства обучения и воспитания; сущностной характеристикой педагогического процесса является целостностькак внутреннее единство его компонентов при их относительной автономности.

Рассмотрение педагогического процесса как целостного возможно только с позиций системного подхода. В теории систем общепризнанным понятием системы является упорядоченная совокупность элементов, объединенных общей целью функционирования и образующих некоторое целостное явление (П.К. Анохин, В.Н. Садовский). Проецируя данное понятие на педагогику, можно дать следующее определение педагогической системы: это множество взаимосвязанных структурных компонентов, объединенных единой образовательной целью развития личности и функционирующих в целостном педагогическом процессе.

Характеризуя педагогическую систему как большую, сложную, выражаемую бесконечным разнообразием состояний, поведения и связей, С.И. Архангельский считает, что структурные компоненты педагогической системы в своей основе адекватны (соответствуют) компонентам педагогического процесса, рассматриваемого тоже как система.

Педагогический процесс –специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников (педагогическое взаимодействие) по поводу содержания образования с использованием средств обучения и воспитания (педагогических средств) с целью решения задач образования, направленных как на удовлетворение потребностей общества, так и самой личности в ее развитии и саморазвитии.

Любой процесс – это последовательная смена одного состояния другим. В педагогическом процессе она является результатом педагогического взаимодействия.Именно оно составляет сущностную характеристику педагогического процесса и представляет собойпреднамеренный контакт, длительный или временный, педагога и воспитанника, следствием которого являются взаимные изменения в их поведении, деятельности и отношениях.Педагогическое взаимодействие включает в себя в единстве педагогическое влияние, его активное восприятие и усвоение воспитанником и собственную активность учащегося, проявляющуюся в ответных влияниях на педагога и на самого себя (самовоспитание).

Такое понимание педагогического взаимодействия позволяет выделить в структуре педагогического процесса два важных компонента –педагоговивоспитанников.Активность участников педагогического взаимодействия позволяет говорить о них как субъектах педагогического процесса, влияющих на его ход и результаты.

Этот подход противоречит традиционному пониманию педагогического процесса как специально организованного, планомерного и всестороннего воздействия на школьника с целью формирования личности с заданными качествами.

Признавая воспитанников субъектом педагогического процесса, гуманистическая педагогика утверждает тем самым приоритет субъект – субъектных отношений в его структуре.

Педагогический процесс осуществляется в специально организованных условиях, которые связаны, прежде всего, с содержанием и технологией педагогического взаимодействия. Таким образом, выделяются еще два компонента педагогического процесса как системы: содержание образованияисредства(материально-технические и педагогические – формы, методы, приемы).

Взаимосвязи таких компонентов системы, как педагоги и воспитанники, содержание образования и его средства порождают реальный педагогический процесс как динамическую систему. Они необходимы и достаточны для возникновения любой педагогической системы (А.И. Мищенко).

Педагогическая система создается с ориентацией на цель. Цельобразования –это сознательно определенные ожидаемые результаты, которых стремится достичь, данное общество, страна, государство с помощью сложившейся системы образования в целом в настоящее время и в ближайшем будущем.Способами(механизмами) функционирования педагогической системы в педагогическом процессе являютсяобучениеивоспитание.

Существуют разные подходы на соотношение понятий «образование», «воспитание», «обучение». Мы будем исходить из подхода В.А. Сластенина, И.Ф. Исаева. По их мнению, воспитание– это организованная деятельность педагогов и воспитанников для реализации целей образования в условиях педагогического процесса;обучение–специфический способ образования, направленный на развитие личности посредством организации усвоения обучающимися научных знаний и способов деятельности. Являясь составной частью воспитания, обучение отличается от него степенью регламентированности педагогического процесса нормативными предписаниями как содержательного, так и организационно-технического плана. Например, в процессе обучения должен быть реализован государственный стандарт (уровень) содержания образования. Оно также ограничено временными рамками (учебный год, урок),требует определенных технических и наглядных средств обучения.

Воспитание и обучение как способы осуществления педагогического процесса составляют, таким образом, технологии образования, в которых фиксируются целесообразные и оптимальные шаги, ступени достижения выдвинутых целей образования.Педагогическая технология–это последовательная система действий педагога, связанных с применением той или иной совокупности методов воспитания и обучения, осуществляемых в педагогическом процессе с целью решения различных педагогических задач: структурирование и конкретизация целей педагогического процесса, преобразование содержания образования в учебный материал, анализ межпредметных и внутрипредметных связей, выбор методов, средств и организационных форм педагогического процесса.

Именно педагогическая задача является элементарной частью педагогического процесса, и для решения каждой задачи организуется педагогическое взаимодействие на всех этапах процесса

Педагогическая деятельностьопределяется как взаимосвязанная последовательность решения задач разного уровня сложности, в которое включены и педагоги, и воспитанники.Педагогическая задача– это материализованная ситуация воспитания и обучения (педагогическая ситуация), характеризующаяся взаимодействием с определенной целью педагогов и воспитанников. Таким образом, «моменты» педагогического процесса прослеживаются от совместного решения одной задачи к решению другой.

Воспитание и обучение обусловливают качественную характеристику образования. Ею являются результаты педагогического процесса, отражающие степень реализации целей образования.

54. Образовательная система России

Наши рекомендации