Познавательно- исследовательская деятельность (эксперементирование)
«Расскажи – и я забуду,
покажи – я запомню,
дай попробовать и я пойму»
(китайская пословица)
Пояснительная записка
В условиях быстроменяющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому, оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески, т.е. владеть универсальными учебными действиями.
Ребенок с рождения является первооткрывателем, пытливым исследователем того мира, который его окружает. Ученые доказали, что исследование является одним из ведущих видов деятельности ребенка-дошкольника. В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя ученым, первооткрывателем. При этом взрослый не учитель и наставник, а равноправный партнер, что позволяет ребенку проявлять собственную исследовательскую активность.
Участвуя в процессе исследования, дети испытывают радость, удивление и даже восторг. Действуя самостоятельно или при направленной педагогом деятельности, дошкольники учатся ставить цель, решать проблемы, выдвигать гипотезы и проверять их опытным путем, делать выводы. Опыты и эксперименты помогают развивать не только память, мышление, логику, но и личностные характеристики, такие как воля и творческие способности.
Цель: стимулирование поисковой деятельности детей, развитие свободной творческой личности .
Задачи:
Ø обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
Ø развитие познавательных способностей;
Ø развитие творческого воображения;
Ø развитие творческого мышления;
Ø развитие коммуникативных навыков.
Ø формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
Ø развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
Ø формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
Ø развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.
Учебно - тематический план рассчитан на 18 учебных часов в год, по 1 часу в 2недели.
№ | Тема, месяц | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
Познавательно-исследовательская деятельность «экспериментирование» | ||||
Итого: |
По окончании обучения дети овладеют следующими компетенциями:
Будут знать:
об основных физических явлениях (отражение, преломление света, магнитное притяжение);
о свойствах веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость);
о некоторых факторах среды (свет, температура воздуха и её изменчивость; вода-переход в различные состояния: жидкое, твердое, газообразное их отличие друг от друга);
о правилах техники безопасности при проведении экспериментов
Будут уметь:
наблюдать, анализировать, сравнивать,выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений
окружающего мира.
показывать занимательные опыты, фокусы, простейшие эксперименты.
Будут развиты соответственно возрасту:
продуктивные формы мышления
восприятие, умение выделять разнообразные свойства и отношения предметов (цвет, форма, величина, рас-
положение в пространстве и т. п.), включая органы чувств: зрение, слух;
координация руки и глаза;
мелкая моторика рук ;
Будет воспитан
высокий познавательно-исследовательский интерес;
личностный рост и чувства уверенности в себе;
Календарно-тематическое планирование к курсу «Развитие познавательно-исследовательской деятельности(экспериментирование)».
месяц | неделя | дата | Тема | задачи | Источник информации | примечание |
Сент ябрь | Песочная страна | выделить свойства песка: сыпучесть, рыхлость, из мокрого можно лепить; познакомить со способом изготовления рисунка из песка. | Картотека опыты №19 | |||
Цветной песок | познакомить детей со способом изготовления цветного песка(перемешав с цветным мелом);научить пользоваться теркой. | Картотека опыты №30 | ||||
Ок т ябрь | Ловись, рыбка, и мала, и велика. | выяснить способность магнита притягивать некоторые предметы. | Картотека опыты № 24 | |||
Фокусы с магнитами | выделить предметы, взаимодействующие с магнитом. | Картотека опыты №25 | ||||
Ноябрь | Разноцветные шарики | получить путем смешивания основных цветов новые оттенки: оранжевый, зеленый, фиолетовый, голубой. | Картотека опыты № 16 | |||
Таинственные картинки | показать детям, что окружающие предметы меняют цвет, если посмотреть на них через цветные стекла. | Картотека опыты №17 | ||||
Де к а брь | Что растворяется в воде? | показать детям растворимость и нерастворимость в воде различных веществ. | Картотека опыты № 27 | |||
Замерзшая вода | выявить, что лед — твердое вещество, плавает, тает, состоит из воды. | Картотека опыты №14 | ||||
Янв а рь | Воздух повсюду | обнаружить воздух в окружающем пространстве и выявить его свойство — невидимость. | Картотека опыты № 8 | |||
Подводная лодка. | Обнаружить, что воздух легче воды; выявить, как воздух вытесняет воду, как воздух выходит из воды. | |||||
Фе вр а ль | Почему все звучит? | подвести детей к пониманию причин возникновения звука: колебание предмета. | Картотека опыты №2 | |||
Звенящая вода | показать детям, что количество воды в стакане влияет на издаваемый звук. | Картотека опыты №22 | ||||
Ма р т | Волшебный шарик. | Установить причину возникновения статического электричества. | ||||
Чудо – расческа. | Познакомить с проявлением статического электричества и возможностью снятия его с предмета. | |||||
Апр е ль | Свет повсюду | показать значение света, объяснить, что источники света могут быть природные (солнце, луна, костер), искусственные — изготовленные людьми (лампа, фонарик, свеча).Установить, как растение ищет свет. | Картотека опыты 12 | |||
Свет и тень | познакомить с образованием тени от предметов, установить сходство тени и объекта, создать с помощью теней образы. | Картотека опыты № 13 | ||||
Май | Каждому камешку свой домик | классификация камней по форме, размеру, цвету, особенностям поверхности (гладкие, шероховатые); показать детям возможность использования камней в игровых целях. | Каротека опыты №10 | |||
Можно ли менять форму камня и глины | выявить свойства глины (влажная, мягкая, вязкая, можно изменять ее форму, делить на части, лепить) и камня (сухой, твердый, из него нельзя лепить, его нельзя разделить на части). | Картотека опыты № 11 |
ИТОГО:18 часов в год
Содержание направлений работы с семьей
«Познавательное развитие»:
- ориентировать родителей на развитие у ребенка потребности к познанию, общению со взрослыми и
сверстниками;
- совместно с родителями планировать маршруты выходного дня к историческим, памятным местам отдыха
горожан .