Функциональные стили языка
Определите стиль текстов.
1) – Вот существование наше! – сказал дед. – Летошний год гоняли меня в музею, сегодняшний год опять!
– Чего в летошний год нашли? – спросила бабка.
– Торчак!
– Чегой-то?
– Торчак. Ну кость древнюю. В болоте валялась. Вроде олень. Роги – с этот вагон. Прямо страсть. Копали его целый месяц. Вконец измучился народ.
– На кой он сдался? – спросила бабка.
– Ребят по ему будут учить. (К. Г. Паустовский)
_________________________
2) Лидер и капитан сборной России по баскетболу завоевал сразу два титула по итогам триумфального для россиян чемпионата Европы. Кириленкопопал в символическую пятерку чемпионата как лучший форвард турнира, а также был признан MVP (самый ценный игрок) Евробаскета-2007.
Напомним, что сборная России по баскетболу впервые в своей истории завоевала титул чемпионаЕвропы. В финале первенства подопечные Дэвида Блатта обыграли фаворита и хозяина соревнования сборную Испании со счетом 60:59. Главная задача российской команды на этом первенстве Европы – попадание на Олимпийские игры в Пекин – была выполнена еще в полуфинале. Однако все игроки и тренеры сборной понимали, что болельщики ждут от них в финальном матче только победы, шансы добыть которую, несмотря на всю силу испанской команды, были неплохие. И наша команда своих болельщиков не подвела. Браво!
_________________________
3) «Что это за чудо? Прелесть ... Точно изваяние, – но из какого чудесного материала! Ведь она не мраморная, не алебастровая, а живая, но какая холодная. Как она покоится на воде, чистая, строгая, равнодушная ... Она белая, но сколько в ней оттенков – желтоватых, розоватых, каких-то небесных ... она жемчужная, просто ослепительная, у людей таких и красок и названий нет!.. »
Так говорила Ульяна Громова ... сама она походила на эту лилию, отразившуюся в темной воде.
(А. Фадеев)
_________________________
4) Письмо академика И.П. Павлова к молодежи
Что бы я хотел пожелать молодежи моей Родины, посвятившей себя науке. Прежде всего последовательности. Изучите азы науки прежде, чем попытаться взойти на ее вершины.
Приучите себя к сдержанности и терпению. Научитесь делать черную работу в науке. Изучайте, сопоставляйте, накопляйте факты. Как ни совершенно крыло птицы, оно никогда не смогло бы поднять ее ввысь, не опираясь на воздух. Факты – воздух ученого.
Второе – скромность. Третье – страсть. Помните, что наука требует от человека всей его жизни. Будьте страстны в вашей жизни и в ваших исканиях.
_________________________
5) Лилия – род луковичных растений семейства лилейных. Луковица лилии представляет собой подземный побег, на котором сидят листья в виде черепитчатых чешуек. Цветки – воронковидные, чашевидные или колокольчатые. Плод – коробочка, с многочисленными крупными семенами.
_________________________
6) Основным назначением участковых станций является смена локомотивов, бригад, выполнение операций по осмотру подвижного состава, формирование и расформирование участковых и сборных поездов, обработка транзитных поездов. Кроме того, на них производятся операции по посадке и высадке пассажиров, приёму, хранению и выдаче багажа, грузобагажа, почты и грузов, ремонту вагонов и др.
(Л.И. Хушит «Общий курс железных дорог»)
_________________________
7) На очередной маленькой станции мы уговорили машиниста пустить нас в кабину и продолжили движение на борту тепловоза. Спереди у него есть некоторое подобие балкона, которое мы и облюбовали. Поезд из-за особенностей рельефа движется со скоростью 10–15 км/ч, и грубого нарушения техники безопасности в такой «наружной» езде нет. Лучшего места, чтобы увидеть всю красоту кругбайкалки, не найти! Скалы, небо, гладь озера. И десятки туннелей, красивых, длинных и коротких паровозных туннелей. Что-то зачаровывающее есть в том, чтобы почти верхом на локомотиве пронзать огромную гору сквозь эти туннели – потом перечитаю об этом у Фрейда. Чет тоже в полном восторге, он просит машиниста дать гудок и записывает это на свой
войсрекордер, потом еще гудок, но только в туннеле. Он радуется как ребенок, скачет и улюлюкает – много ли надо человеку для счастья?!
(И. Шаповалов «Как мы Сибирь покоряли»)
_________________________
8) НЕ НАШ РУССКИЙ
За последние годы русский язык превратился в неблагозвучную смесь нецензурной брани, бандитского жаргона, искаженных «американизмов» и безграмотно употребляемых русских слов. Люди, продолжающие говорить на «архаичном» русском языке, часто не понимают своих соотечественников. Например, чем «круто» отличается от «прикольно» или «в натуре» от «чисто конкретно»? Сейчас не услышишь сочетания «в жизни», а почему-то лишь «по жизни». Ранее употребляемый глагол «прикинь» превратился в своеобразное слово-связку. Зато другой русский глагол «класть» исчез вообще и почти повсеместно заменен уродливым «ложить».
Любой язык изменяется, обновляется, обогащается. Но во всем должны быть логика, здравый смысл, чувство меры.
И если все это – великий, могучий русский язык, то нельзя ли для недостаточно «продвинутых» силами СМИ организовать краткий «ликбез» по изучению этого новообразования с участием специалистов?
(«Аргументы и факты». 25 июня 2003 г.)
_________________________
9) Настоящий талон к транспортному требованию дает право на приобретение проездного документа (билета) для проезда в поездах пригородного сообщения.
Талон не дает права безбилетного проезда.
Передача талона другому лицу запрещается.
Действителен при предъявлении транспортного требования и документа, удостоверяющего личность.
_________________________
10) Послышался второй звонок и вслед за ним передвижение багажа, шум, крик и смех. Анне было так ясно, что никому нечему было радоваться, что этот смех раздражил ее до боли, и ей хотелось заткнуть уши, чтобы не слыхать его. Наконец прозвенел третий звонок, раздался свисток, визг паровика, рванулась цепь, и муж перекрестился. «Интересно бы спросить у него, что он подразумевает под этим», – с злобой взглянув на него, подумала Анна. Она смотрела мимо дамы в окно на точно как будто катившихся назад людей, провожавших поезд и стоявших на платформе. Равномерно вздрагивая на стычках рельсов, вагон, в котором сидела Анна, прокатился мимо платформы, каменной стены, диска, мимо других вагонов; колеса плавнее и маслянее с легким звоном зазвучали по рельсам, окно осветилось ярким вечерним солнцем, и ветерок заиграл занавеской. Анна за6ыла о своих соседях в вагоне и, на лёгкой качке езды вдыхая в себя свежий воздух, опять стала думать... (Л.Н. Толстой «Анна Каренина»)
_________________________
2. Определите стиль текстов:
1) Впереди бродячей труппы бежал, свесив набок длинный розовый язык, белый пудель Арто, остриженный наподобие льва, с кисточками на коленках и на конце хвоста. Его добрые голубые глаза щурились от жары и глядели умильно, а высунутый длинный язык вздрагивал от частого дыхания. (По А.И. Куприну)
_________________________
2) – Мама, мама! Ты посмотри, какая забавная собачка: вся голенькая, а грива как у льва.
– Это, Машенька, пудель. Он не сам по себе такой, это его так постригли.
_________________________
3) Пропал пудель по кличке Арто. Собака крупная, белой масти, острижена "под льва". На лапах бахрома из вьющейся шерсти, на конце хвоста – кисточка. Особая примета: слева на морде шрам.
_________________________
4) Пудель относится к классу комнатно-декоративных собак. Имеется три разновидности этой породы: карликовый пудель, маленький, большой. Собака гармоничного сложения, с густой длинной шерстью, сильно вьющейся колечками или шнуром. Цвет шерсти белый, чёрный, серый, коричневый.
_________________________