Функциональные стили языка

Определите стиль текстов.

1) – Вот существование наше! – сказал дед. – Летошний год гоняли меня в музею, сегодняшний год опять!

– Чего в летошний год нашли? – спросила бабка.

– Торчак!

– Чегой-то?

– Торчак. Ну кость древнюю. В болоте валялась. Вроде олень. Роги – с этот вагон. Прямо страсть. Копали его целый месяц. Вконец измучился народ.

– На кой он сдался? – спросила бабка.

– Ребят по ему будут учить. (К. Г. Паустовский)

_________________________

2) Лидер и капитан сборной России по баскет­болу завоевал сразу два титула по итогам три­умфального для россиян чемпионата Европы. Кириленкопопал в символическую пятерку чемпионата как лучший форвард турнира, а также был признан MVP (самый ценный игрок) Евробаскета-2007.

Напомним, что сборная России по баскет­болу впервые в своей истории завоевала титул чемпионаЕвропы. В финале пер­венства подопечные Дэвида Блатта обыграли фаворита и хозяина соревнования сборную Испании со счетом 60:59. Главная задача рос­сийской команды на этом первенстве Европы – попадание на Олимпийские игры в Пекин – была выполнена еще в полуфинале. Однако все игроки и тренеры сборной понимали, что болельщики ждут от них в финальном матче только победы, шансы добыть которую, не­смотря на всю силу испанской команды, были неплохие. И наша команда своих болельщиков не подвела. Браво!

_________________________

3) «Что это за чудо? Прелесть ... Точно изваяние, – но из какого чудес­ного материала! Ведь она не мраморная, не алебастровая, а живая, но какая холодная. Как она покоится на воде, чистая, строгая, равнодуш­ная ... Она белая, но сколько в ней оттенков – желтоватых, розоватых, каких-то небесных ... она жемчужная, просто ослепительная,­ у людей таких и красок и названий нет!.. »

Так говорила Ульяна Громова ... сама она походила на эту ли­лию, отразившуюся в темной воде.

(А. Фадеев)

_________________________

4) Письмо академика И.П. Павлова к молодежи

Что бы я хотел пожелать молодежи моей Родины, посвятившей себя науке. Прежде всего последовательности. Изучите азы науки преж­де, чем попытаться взойти на ее вершины.

Приучите себя к сдержанности и терпению. Научитесь делать чер­ную работу в науке. Изучайте, сопоставляйте, накопляйте факты. Как ни совершенно крыло птицы, оно никогда не смогло бы поднять ее ввысь, не опираясь на воздух. Факты – воздух ученого.

Второе – скромность. Третье – страсть. Помните, что наука требует от человека всей его жизни. Будьте страстны в вашей жизни и в ваших исканиях.

_________________________

5) Лилия – род луковичных растений семейства лилейных. Луковица лилии представляет собой подземный побег, на котором сидят листья в виде черепитчатых чешуек. Цветки – воронковидные, чашевидные или колокольчатые. Плод – коробочка, с многочисленными крупными семена­ми.

_________________________

6) Основным назначением участковых станций является смена локомотивов, бригад, выполнение операций по осмотру подвижного состава, формирование и расформирование участковых и сборных поездов, обработка транзитных поездов. Кроме того, на них производятся операции по посадке и высадке пассажиров, приёму, хранению и выдаче багажа, грузобагажа, почты и грузов, ремонту вагонов и др.

(Л.И. Хушит «Общий курс железных дорог»)

_________________________

7) На очередной маленькой станции мы уговорили машиниста пустить нас в кабину и продолжили движение на борту тепловоза. Спереди у него есть некоторое подобие балкона, которое мы и облюбовали. Поезд из-за особен­ностей рельефа движется со скоростью 10–15 км/ч, и грубого нарушения тех­ники безопасности в такой «наружной» езде нет. Лучшего места, чтобы увидеть всю красоту кругбайкалки, не найти! Скалы, небо, гладь озера. И десятки туннелей, красивых, длинных и коротких паровозных туннелей. Что-то зачаро­вывающее есть в том, чтобы почти верхом на локомотиве пронзать огромную гору сквозь эти туннели – потом пере­читаю об этом у Фрейда. Чет тоже в полном восторге, он просит машиниста дать гудок и записывает это на свой

войсрекордер, потом еще гудок, но только в туннеле. Он радуется как ребенок, скачет и улюлюкает – много ли надо человеку для счастья?!

(И. Шаповалов «Как мы Сибирь покоряли»)

_________________________

8) НЕ НАШ РУССКИЙ

За последние годы русский язык превратился в неблагозвучную смесь нецензурной брани, бандитского жаргона, искаженных «аме­риканизмов» и безграмотно употребляемых русских слов. Люди, про­должающие говорить на «архаичном» русском языке, часто не пони­мают своих соотечественников. Например, чем «круто» отличается от «прикольно» или «в натуре» от «чисто конкретно»? Сейчас не услы­шишь сочетания «в жизни», а почему-то лишь «по жизни». Ранее употребляемый глагол «прикинь» превратился в своеобразное слово­-связку. Зато другой русский глагол «класть» исчез вообще и почти повсеместно заменен уродливым «ложить».

Любой язык изменяется, обновляется, обогащается. Но во всем должны быть логика, здравый смысл, чувство меры.

И если все это – великий, могучий русский язык, то нельзя ли для недостаточно «продвинутых» силами СМИ организовать краткий «лик­без» по изучению этого новообразования с участием специалистов?

(«Аргументы и факты». 25 июня 2003 г.)

_________________________

9) Настоящий талон к транспортному требованию дает право на приобретение проездного документа (билета) для проезда в поездах пригородного сообщения.

Талон не дает права безбилетного проезда.

Передача талона другому лицу запрещается.

Действителен при предъявлении транспортного требования и документа, удостоверяющего личность.

_________________________

10) Послышался второй звонок и вслед за ним передви­жение багажа, шум, крик и смех. Анне было так ясно, что никому нечему было радоваться, что этот смех раз­дражил ее до боли, и ей хотелось заткнуть уши, чтобы не слыхать его. Наконец прозвенел третий звонок, раздался свисток, визг паровика, рванулась цепь, и муж перекре­стился. «Интересно бы спросить у него, что он подразу­мевает под этим», – с злобой взглянув на него, подумала Анна. Она смотрела мимо дамы в окно на точно как будто катившихся назад людей, провожавших поезд и стоявших на платформе. Равномерно вздрагивая на стычках рельсов, вагон, в котором сидела Анна, прока­тился мимо платформы, каменной стены, диска, мимо других вагонов; колеса плавнее и маслянее с легким зво­ном зазвучали по рельсам, окно осветилось ярким вечерним солнцем, и ветерок заиграл занавеской. Анна за6ы­ла о своих соседях в вагоне и, на лёгкой качке езды вды­хая в себя свежий воздух, опять стала думать... (Л.Н. Толстой «Анна Каренина»)

_________________________

2. Определите стиль текстов:

1) Впереди бродячей труппы бежал, свесив набок длинный розовый язык, белый пудель Арто, остриженный наподобие льва, с кисточками на коленках и на конце хвоста. Его добрые голубые глаза щурились от жары и глядели умильно, а высунутый длинный язык вздрагивал от частого дыхания. (По А.И. Куприну)

_________________________

2) – Мама, мама! Ты посмотри, какая забавная собачка: вся голенькая, а грива как у льва.
– Это, Машенька, пудель. Он не сам по себе такой, это его так постригли.

_________________________

3) Пропал пудель по кличке Арто. Собака крупная, белой масти, острижена "под льва". На лапах бахрома из вьющейся шерсти, на конце хвоста – кисточка. Особая примета: слева на морде шрам.

_________________________

4) Пудель относится к классу комнатно-декоративных собак. Имеется три разновидности этой породы: карликовый пудель, маленький, большой. Собака гармоничного сложения, с густой длинной шерстью, сильно вьющейся колечками или шнуром. Цвет шерсти белый, чёрный, серый, коричневый.

_________________________

Наши рекомендации