Характерные черты буржуазных систем народного образования

Современные системы народного образования в капиталистических странах создавались постепенно в соответствии с историческими, экономическими, социально-политическими и культурными особенностями этих стран. Но вместе с тем существуют общие для всех стран тенденции развития и характерные черты этих систем. Такими общими чертами систем народного образования развитых капиталистических стран — Англии, США, Франции, Федеративной Республики Германии и др.— являются классовый характер школы, расовая, национальная и религиозная дискриминация, наличие привилегированных частных школ. Широко распространено мнение о якобы интеллектуальной неполноценности детей трудящихся; цель подобных рассуждений — лишить их разностороннего образования, дающего действительно научные знания. Современная буржуазная школа находится в тяжелом материальном положении, в связи с увеличением расходов на военные цели все ухудшается положение учительства.

Правящие круги — руководители государства и монополий, представители военно-промышленного комплекса — стремятся воспитывать подрастающее поколение в духе антикоммунизма, настойчиво прививают учащимся ненависть к СССР и социалистическим странам, в учебных заведениях ФРГ молодежь воспитывают в духе реваншизма и неонацизма.

Классовый характер буржуазной школы зачастую проявляется в завуалированной форме. Образование формально доступно всем слоям населения, но фактически законы, провозглашающие всеобщее обучение, не выполняются. Далеко не все дети трудящихся попадают в средние школы, и не все поступившие заканчивают их. Даже в тех странах, где существует якобы бесплатное среднее образование, дети трудящихся не могут воспользоваться им, так как не имеют средств на оплату учебников, спортивных занятий, лабораторных работ и на собственное содержание во время учения.

Буржуазные системы народного образования имеют двойственный характер. Хотя особо рекламируется доступность и равенство образования для всех, фактически существуют две различные системы: одна — для элиты, другая — для материально не обеспеченных людей. Дети трудящихся обычно учатся в обязательной начальной школе и тесно связанных с ней низших профессиональных учебных заведениях, которые готовят к деятельности в сфере низкооплачиваемого физического труда. Это школы-тупики, которые не дают достаточных общеобразовательных знаний, необходимых для продолжения образования в средней школе.

Дети предпринимателей, коммерсантов, высокопоставленных чиновников учатся в средних школах и в высших учебных заведениях. Для многих из них родители государственным предпочитают хорошо оборудованные дорогие частные школы, где преподавание на высоком уровне ведут квалифицированные учителя. Этих детей с детства готовят к занятию командных должностей в государственном аппарате, промышленности, торговле, науке.

Прогрессивные деятели этих стран в своих выступлениях в печати касаются социальных пороков буржуазной школы. Например, в английской прогрессивной литературе можно встретить красноречивые признания неравенства образования для различных социальных слоев населения. Указывается, что подавляющее большинство детей трудящихся покидают школу в 14—15 лет, т. е. когда они достигают возраста, до которого обучение считается обязательным. Несмотря на проведение в Англии широковещательных реформ народного образования, высшие школы (почти исключительно) и средние школы (в значительной степени) охватывают детей элиты. Процент детей состоятельных родителей во много раз превышает процент детей из малообеспеченных семей, хотя таких во много раз больше в стране, чем состоятельных.

В высших учебных заведениях Франции число студентов из рабочих семей в 5 раз меньше по отношению к удельному весу рабочих в населении страны, тогда как студенты из привилегированных слоев общества в процентном отношении в 6 раз превышают удельный вес этой социальной группы в составе населения.

Доступ детей трудящихся в средние и высшие школы во многих капиталистических странах ограничен также из-за расовой и национальной дискриминации. Широко известны возмутительные факты нарушения всех прав, в том числе и права на образование, негритянского населения США.

В настоящее время в капиталистическом мире возрастает влияние церкви на школу, укрепляются позиции духовенства в области образования. Значительное число частных школ принадлежит различным религиозным общинам, в эти школы принимаются, как правило, дети, исповедующие определенную религию. Различия в религиозных верованиях влекут за собой привилегии или ограничения в области образования.

В 60-е годы под влиянием марксистско-ленинских идей, научных и экономических достижений социалистических стран, развивающейся научно-технической революции, требующей более подготовленных в техническом отношении кадров, правительства империалистических стран вынуждены были провести некоторые преобразования школьных систем. В программы преобразований были включены и некоторые требования, выдвигавшиеся прогрессивными деятелями этих стран. Но решающий голос при определении перспектив развития школы принадлежит в конечном счете представителям государственно-монополистического капитализма, которые стремятся использовать все нововведения в интересах их империалистических позиций.

Политика господствующих классов во всех областях экономики в странах капитала вызывает все усиливающееся обострение классовой борьбы. Активизируется и деятельность прогрессивного учительства. Наряду с требованиями улучшения условий работы и повышения оплаты труда учителя выступают за отмену неравенства в области образования, за сокращение военных налогов, повышение ассигнований для школ. Огромный размах приобретает и оппозиционное движение студенчества, выступающего не только с требованиями демократических реформ образования, но и вообще против внешней и внутренней политики империалистических правительств, за мир во всем мире.

Наши рекомендации