Методика обучения. В процессе игр, повседневных ситуаций, а затем и на занятиях (начиная со II младшей группы) формируем знания у детей
В процессе игр, повседневных ситуаций, а затем и на занятиях (начиная со II младшей группы) формируем знания у детей, сопровождая активным обогащением речи.
Последовательность формирования знаний:
1. Части тела (сначала на собственном теле ребенка, затем можно использовать куклы и другого человека):
— Покажи, где голова.
— На что надел ботинки?
— Помоем спинку...
2. Пространственные направления на себе (обговариваем на ребенке и на игрушке во время игр, физкультуры, прогулки и др.)
— Впереди — лицо, грудь, живот.
— Сзади — спина.
—Вверху — голова.
—Внизу — ноги.
—Руки — по бокам.
3. Правая и левая руки (во время еды, рисования и др. обращаем внимание ребенка на функциональные преимущества правой руки. С леворукими детьми работаем индивидуально, ни в коем случае не переучивая и не ругая их):
— В какой руке держишь ложку?
— В какую руку взял хлеб?
— В какой руке держишь карандаш?
— Какой рукой придерживаешь лист бумаги?
4. Правосторонние и левосторонние части тела (на физкультуре, во время игр и занятий обговариваем названия частей тела, связывая их с названием рук):
— Левая нога там, где левая рука.
— Правая нога с той стороны, где правая рука.
Дидактические игры
«Кукла моется», «Оденем куклу»;
«Покажи, что назову» (Воспитатель называет часть тела, дети ее показывают. Сначала воспитатель сам тоже дотрагивается до названной части (работа по образцу), затем только называет. Потом воспитатель называет одно, а показывает другое (работа на внимание));
«Кто правильно скажет и покажет» и др.
Методика формирования умения различать пространственные направления относительно себя «от себя» — Я -> (задача 2)
Предварительная работа
Только после изучения собственного тела и направлений на нем (задача 1) переходим к ориентировке относительно себя.
Методика обучения
Во II младшей группе в процессе игр, работы с раздаточным материалом и др., на занятиях й вне их даются задания сначала по подражанию, затем по команде. Образец действий показывается «в зеркальном отображении».
В старшей группе, после того как сформируется умение ориентироваться относительно другого лица, можно отменить «зеркальный показ».
— Раскладывай круги правой рукой слева направо.
— Подними левую руку вверх?
— Взмахни флажком вправо, влево.
— Посмотри вниз, вверх.
- Сделай два шага назад, вперед.
Дидактические игры
«Куда бросим мяч»;
«Где звенит колокольчик?» и др.
Методика формирования умения определять местоположение предмета относительно себя П -» Я (задача 3)